Аннотация: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и внимания, особенно в подростковом возрасте. В статье рассматриваются особенности развития речи и коммуникативных навыков у подростков с ОВЗ в контексте работы воспитателя социального дома. Обсуждаются причины, влияющие на задержку речевого развития, а также методы и приемы, которые могут быть использованы для коррекции речевых и коммуникативных нарушений у подростков. В статье представлены практические примеры, подходы, направленные на улучшение взаимодействия с детьми, а также рекомендации по созданию эффективной образовательной и социальной среды.
Ключевые слова: развитие речи, коммуникативные навыки, дети с ОВЗ, подростковый возраст, социальный дом, воспитатель, коррекция речи, особые образовательные потребности, речевые нарушения, интеграция в социум, развитие личности.