К началу дошкольного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с помощью счетных палочек. Другие не могут назвать ни одной цифры, не умеют считать, смешивают фигуры, не ориентируются на листе бумаги, не могут выполнить простейшие рисунки, не приобретают элементарных математических знаний, умений и навыков, которыми владеют нормально развивающиеся дошкольники.
Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых имеются нарушения пространственной ориентировки, недоразвитие мелкой моторки пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур. На обучение накладывают отпечаток сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания, низкая работоспособность, недостаточное развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). Все это создает повышенные трудности в овладении математикой.