Адаптация детей к детскому саду ☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Федорович Татьяна Александровна. Работа №301256
Автор: Федорович Татьяна Александровна
Процесс адаптации детей к детскому саду.
Дошкольное учреждение создает условие для развития самостоятельности детей, формирования необходимых социальных и культурных навыков.
Обеспечивает познавательное и физическое развитие, создает условия для развития игры.
Формиует навыки общения в коллективе. Развивает децентрации (эмоциональную и интеллектуальную).
Работу с детьми в адаптационный период необходимо тщательно планировать. И подходить к этому нужно ответственно, профессионально и творчески.
Процесс адаптации детей к детскому саду
Дошкольное учреждение вводит ребенка в мир общественных отношений. Выходя за рамки семьи, дошкольник приобретает бесценный опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками, овладевает новыми социальными ролями, расширяет представления об окружающем. Детский сад помогает ребенку приобрести определенные знания и навыки, а также подготовиться к школе.
Дошкольное учреждение:
- создает условия для развития самостоятельности детей, формирования необходимых социальных и культурных навыков;
- обеспечивает познавательное и физическое развитие, создает условия для развития игры;
- формирует навыки общения в коллективе;
- развивает децентрации (эмоциональную и интеллектуальную).
Таким образом, дошкольное учреждение можно рассматривать как один из важнейших институтов социализации, в рамках которого происходит социальное и личностное развитие детей.
Большую роль в процессе адаптации ребенка к детскому саду играют новые требования, к которым следует приспособиться. Их можно условно разделить на две группы:
Общие требования, обусловленные структурой дошкольного образовательного учреждения
(определенный режим дня, фиксированное время занятий, коллективный характер мероприятий и т.д.).
Имплицитные требования, характерные для данного учреждения (количество детей в группе и их возраст, особенности обучающихся программ и т.д.).
В большинстве дошкольных учреждений выстроен четкий распорядок дня, определена продолжительность занятий. Выполнение единых требований обязательно для всех детей, но вновь поступившим ребятам в течение определенного времени создаются щадящие условия. Тем не менее в связи с поступлением в детский сад ребенок должен просыпаться в определенное время, владеть необходимыми культурно гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, знать элементарные правила поведения в обществе взрослых и сверстников, привыкать к новой пищи. Для многих дошкольников серьезной проблемой становиться дневной сон, поскольку нужно ложиться в чужую кровать на глазах у других детей и без привычных ритуалов. Резкая смена привычного распорядка дня, режима питания и отдыха может вызвать стресс и нарушить процесс адаптации ребенка к детскому саду.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того как ребенок относиться к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования.
Ребенку, поступившему в детский сад, необходимо привыкнуть к большому количеству сверстников, незнакомым взрослым, овладеть игровыми и элементарными учебными навыками. Однако одной из самых важных проблем для большинства детей является временная разлука с родными. В течение первых дней пребывание ребенка в детском саду главной причиной психологического дискомфорта становиться переживаемая ребенком чувства одиночества из за отсутствия родителей. Приспособление к детскому саду может осложниться так же из-за отсутствия любимой игрушки. Взаимоотношения с педагогом тоже играют немало важную роль в процессе адаптации ребенка к детскому саду. Несмотря на то что психологическая дистанция между взрослыми и детьми в дошкольном учреждении намного меньше, чем в школе, воспитатель становиться одной из первых фигур «общественного взрослого», определяющих социально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста. От того, как сложатся взаимоотношения с педагогом, зависят успешность привыкания и отношения дошкольника к детскому саду.
В каждой семье складывается определенный стиль отношений межу родителями и детьми, отличается и позиция ребенка в этих отношениях. Непродуктивные стили семейного воспитания (гипер и гипо опека, кумир семьи и др.) могут так же осложнять адаптацию ребенка к детскому саду. Успешность социально-психологической адаптации ребенка к новой педагогической среде определяется степенью соответствия его поведения принятым в детском саду нормам, качествам общения со сверстниками, уровнем осознания своего места в изменившейся системе социальных отношений.
Свидетельством психологической адаптации ребенка к детскому саду являются состояние психологического комфорта, отсутствия напряженности в общении, принятия сверстниками и хорошее взаимоотношение с воспитателями. Совместная работа педагогического коллектива и родителей в процессе приспособления ребенка к условиям ДОУ обеспечивает становление индивидуального стиля деятельности и общения, формирование активной и творческой жизненной позиции ребенка.
Рациональная организация режима дня, гибкий график посещения ДОУ, возможность пребывания в группе в течение нескольких часов с мамой, учет некоторых привычек ребенка, его предпочтение в еде и деятельности помогают преодолеть неизбежные трудности привыкания к новым условиям. Как показывает практика, продолжительность адаптационного периода индивидуальна и зависит от возраста ребенка его психофизиологической готовности к изменениям, состояния здоровья, уровня психического и социального развития, особенностей семейного воспитания и от многих других факторов. В среднем длительность адаптационного периода составляет 1-2 месяца. В некоторых случаях она может увеличиваться до года.
Результаты первичной адаптации ребенка к детскому саду оцениваются в конце первого месяца его пребывания в детском саду. Большинство детей за это время привыкают к новым требованиям, начинают легче переносить разлуку с матерью, реже болеют, и их эмоциональное самочувствие улучшается. Однако у некоторых ребят позитивного изменения не наблюдается, и возникают различные отклонения в поведении, общении и личностном развитии.
Основными проявлениями трудностей адаптации ребенка к детскому саду являются:
1.Нарушение эмоционального состояния.
2.Нарушение сна и аппетита.
3.Неодекватная реакция на уход/появление матери.
4.Снижение познавательной и речевой активности.
5.Рост заболеваемости.
Можно выделить ряд критериев адаптации ребенка к детскому саду
Критерий адаптации
Основные проявления
Физиологический
Снижение заболеваемости в течение первых месяце пребывания в детском саду, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья. Хорошее самочувствие; умеренная утомляемость; привыкание к новому режиму дня; нормализация сна и аппетита.
Когнитивный
Овладение навыками игровой и учебной деятельности; познавательная активность; соответствие уровня познавательного развития возрастной норме.
Личностный
Отсутствие эмоционального дискомфорта; адекватность самооценки; умеренная тревожность
Социальный
Принятие в группе сверстников; хорошее эмоциональное самочувствие в процессе общения; владение навыками общения; формирование доброжелательного общения к сверстникам.
Поведенческий
Усвоение правил поведения на занятиях в процессе общения; овладение культурными нормами; отсутствие агрессивных тенденций.
Совокупность данных признаков характеризует степень адаптированности ребенка к детскому саду, в то время как отсутствие какого либо из этих признаков свидетельствует о нарушениях приспособления и риске дезадаптации.
3.Планирование работы в адаптационный период
Работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Ее необходимо планировать. И подходить к этому нужно ответственно, профессионально и творчески. Правильно спланированная работа поможет воспитателю умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.
План пишется в форме таблицы. За единицу планирования выбрана неделя. В плане отмечаются дни недели, число и месяц. Планирование ведется по четырем направлениям:
1.Игровое взаимодействие
2.Играем и строим
3.Формируем эмоциональную отзывчивость
4.Развиваем движения
В таблицу заносятся формы и методы работы с детьми. В адаптационный период фронтальные занятия с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам работы. Возможна работа с небольшими подгруппами детей 3-4 малыша. Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать одну две формы работы. Не забывайте, что вы отдельный вид деятельности будете организовывать с каждым ребенком в течении дня.
Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:
1.Сюжетные
2.Игры с водой
3.Игры с песком
4.пальчиковые игры
5.Игры с дидактическими игрушками
6.Игры забавы
В направлении «играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей. В раздел «формируем эмоциональную отзывчивость» можно включать:
1.Чтение стишков
2.Расказывание сказок
3.Пение песенок
4.Слушание музыки
5.Рассматривание игрушек, книжек, картинок
6.Наблюдение за объектом природы
7.Рисование картинок для детей
Планируя раздел «развитие ребенка» педагог подбирает:
1.игровые упражнения
2.Подвижные игры
3.Музыкальные игры