Адаптированная рабочая программа надомного обучения «Основы социальной жизни» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 7 класс | Мой кабинет. Работа №352140
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В
Адаптированная рабочая программа надомного обучения по учебному предмету «Основы социальной жизни» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Пояснительная записка
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В
Цели и задачи курса
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
расширение
кругозора
обучающихся в
процессе
ознакомления
с
различными
сторонами
повседневной
жизни;
формирование
и
развитие
навыков
самообслуживания
и
трудовых
навыков,
связанных
с
ведением
домашнего
хозяйства;
ознакомление
с
основами
экономики
ведения
домашнего
хозяйства
и
формирование
необходимых умений;
практическое
ознакомление
с
деятельностью
различных
учреждений
социальной
направленности;
формирование
умений
пользоваться
услугами
учреждений и
предприятий социальной
направленности;
усвоение
морально-этических норм
поведения,
выработка
навыков
общения
(в
том
числе
с
использованием
деловых
бумаг);
развитие
навыков
здорового
образа
жизни;
положительных
качеств
и
свойств
личности.
Общая характеристика учебного предмета
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в структурные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация – это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество.
Хотя социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальных (коррекционных) классов, направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе изучения предмета ОСЖ. Программа по предмету составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план школы предусматривает обязательное изучение предмета «Основы социальной жизни» в 7 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание учебного материала.
Программа обучения в 7 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На третьем году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, формирования правильных жизненных установок, применения теоретических знаний на практике и формирование правильных отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на формирование безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей, умение организовывать себя и помогать другим. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование культуры поведения в семьи, организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом и различными учреждениями быта.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально- этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
№
Название раздела
1
Личная гигиена и здоровье
2
Охрана здоровья
3
Жилище
4
Одежда и обувь
5
Питание
6
Транспорт
7
Средства связи
8
Предприятия, организации, учреждения
9
Семья
10
Итоговое занятие
Итого:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В 7 классе:
1 Обучающиеся должны знать:
Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила
безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.
Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначениепрачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из
разных тканей.
Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.
Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
Назначение и различие универмага и универсама.
Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.
2 Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.
Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии сэтим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами. Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
Обращаться с вопросами к работникам предприятия.
Учебно-методическая литература
1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2000, под редакцией В. В. Воронковой.Воронкова, В. В. , С. А. Казакова, С. А.
2.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/ В. В. Воронкова, С. А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 –247 с. – (Коррекционная педагогика). С.А.Львова
3.Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в спец.(кор.) общеобразовательной школе YIII вида. 5-9классы. Пособие для учителя. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 136с. - (Коррекц. Педагогика)Хилько, А. А., Ермощенко, М. Е.,А. Д. Смирнова, А. Д.
4.Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006 – 223 с.
Цифровые образовательные ресурсы
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru
ЯндексУчебник
https://education.yandex.ru/home/
Учи.ру
https://uchi.ru
ЯКласс
https://www.yaklass.ru
Просвещение
https://prosv.ru
nsportal.ru
›
sait-uchitelei-sbo
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/
http://old.internet-school.ru
(интернет-школа
)
http://festival.1september.ru/
https://www.metod-kopilka.ru/urok-po-socialnobitovoy-orientirovki
https://pedsovet.org/publikatsii/korrektsionnoe-obrazovanie/sotsialno-bytovaya-orientirovka
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
Календарно-тематическое планирование уроков по ОСЖ
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
по плану
по факту
1 четверть
Личная гигиена и здоровье
1
Личная гигиена подроста. Индивидуальные предметы гигиены.
2
Здоровый образ жизни ― требование современного общества.
1
3
Значение здоровья в жизни и деятельности человека. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.
1
4
Гигиена одежды
1
Питание – 6 ч.
5
Организация правильного питания. Режим питания
1
6
Магазины по продаже продуктов питания
7
Виды питания. Составляющие здорового питания
1
8
Контрольная работа
2 четверть
9
О рациональном питании. Значение первых и вторых блюд.
1
10
Блюда национальной кухни
Семья
11
Состав семьи
12
Обязанности и ответственность членов семьи
1
13
Обязанности и ответственность членов семьи
14
Семейный досуг
1
15
Семейный досуг
16
Контрольная работа
1
3 четверть
Культура поведения
17
Умение приглашать гостей. Гости в доме
18
Поведение в гостях
19
Искусство делать подарки
1
Жилище
1
20
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.
1
21
Сухая и влажная уборка помещения.
22
О технике безопасности и мерах предосторожности при уборке квартиры
1
Транспорт- 4 ч.
1
23
Виды транспорта
1
24
Междугородний железнодорожный транспорт. Железнодорожный вокзал и его службы.
1
25
Справочная служба железнодорожного вокзала, расписание поездов.
1
26
Пригородный транспорт
1
27
Контрольная работа
1
4 четверть
Средства связи – 2 ч.
1
28
Виды средств связи
1
29
Письма, бандероли (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления
1
Учреждения, организации, предприятия - 2 ч.
30
Промышленные предприятия, заводы нашего города.
1
31
Виды выпускаемой продукции. Названия рабочих специальностей.
Экономика домашнего хозяйства - 5 ч.
32
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение в нашей жизни. Бюджет семьи. Виды и источники дохода.
1
33
Определение суммы доходов семьи на месяц.
1
34
Итоговая контрольная работа
1