Статья «Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование интерактивных форм и методов обучения». Автор: Кошеленко Оксана Валерьевна

Автор: Кошеленко Оксана Валерьевна
В данной статье описываются интерактивные формы и методы обучения, которые активизируют познавательную деятельност младших школьников на уроках.Автор описывает свой опыт с применением ТИО (технологии интерактивного обучения), который позволяет учителю объединить деятельность каждого ученика и межличностное познавательное общение.


Автор: Кошеленко Оксана Валерьевна

 

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование интерактивных форм и методов обучения»

 

« Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Китайская притча.

У каждого человека есть своё понятие и ощущение счастья. Для одних счастье, это благополучие в жизни, карьерный рост, наличие полного кошелька для ощущения себя господином в этой жизни, для других – гармония в семье, душевный комфорт, здоровье близких. может ли быть счастьем постоянное беспокойство души, нескончаемые поиски чего-то нового? Может ли быть счастьем стремление взлететь выше, коснуться солнца, заведомо зная, что обожжешь крылья и упадёшь в никуда. Это больно, но стоит того. В этом и заключён секрет счастливых людей, знающих своё непростое, но очень интересное дело, которое впоследствии становится образом жизни: гореть сердцем, душой болеть за каждого своего ученика, отдавать и дарить. А в ответ получаешь то, что заставляет тебя лететь к Солнцу: теплоту и искренность детской души, миллионы «почему», «зачем» и «как», любопытство в детских глазах, доброжелательность и открытость, отражение всего вложенного тобой кому-то с лёгкостью, кому-то с трудом! И ты летишь навстречу Солнцу, совсем не боясь обжечься…Потому что ты - учитель. Каждый учитель стремится найти новые пути для своих учеников, по которым они будут идти, обучаясь с интересом, радостью, желанием учиться. Моё кредо учителя можно выразить словами Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.»

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире, уметь влиться в быстро развивающееся общество. С целью реализации государственной политики по внедрению ФГОС (НОО) в своей практике уже третий год апробирую технологию интерактивного обучения (ТИО), способствующую активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Применение ТИО позволяет мне соединить деятельность каждого ученика (возникает целая система взаимодействия: учитель - ученик, учитель – класс, ученик – класс, ученик – ученик, группа – группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Анализируя результаты работы с учащимися, пришла к выводу, что успешность обучения ребёнка в школе во многом зависит от его психологических качеств. Некоторые дети легко адаптируются к школе, с лёгкостью и интересом усваивают программный материал, они активны на уроках, общительны и открыты, не испытывают робости и стеснения при ответах, а другие очень зажаты, боятся выходить к доске, в силу робости не задают вопросов. Естественно, такие дети не испытывают радости познания, и постепенно интерес к учёбе угасает, а в связи с этим появляются пробелы в знаниях, возникают затруднения в усвоении учебного материала. Именно таких детей трудно разбудить и растормошить, но кто ищет, тот всегда находит! Интерактивное обучение – вот наш путь! ТИО помогает организовать уроки так, что мои «скромные тихони» оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и оценивать себя, свои действия и работу товарищей. В связи с этим на уроках особое внимание уделяю созданию доброжелательной атмосферы, которая помогает расположить ребёнка к раскрытию своего творческого и интеллектуального потенциала. По этой причине использую нетрадиционные формы урока: урок – игра, урок – исследование, урок – конкурс, урок – лаборатория, уроки- деловые игры; уроки-соревнования; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-обобщения; уроки-«суды»,уроки-диалоги; уроки-экскурсии; межпредметные уроки. Окружающего мира во втором классе по теме «Звёздное небо осенью» был представлен в форме конференции юных астрономов, на которой ученики представляли свои сообщения о звёздах, смотрели презентацию о созвездиях, делали свои выводы, выполняли практические задания с картами. Такие уроки несут не только радость ученикам, но и определённый стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Они отвечают возрастным способностям детей, полезны для их творческого развития. Задания, которые получают младшие школьники на этих уроках (заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить сообщение), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляюще и постоянно развивают их речь. «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.» (С.Френе)

На уроках я использую эвристический метод обучения, который объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. При проведении устного счёта применяю конкурс «Лучший счётчик», на уроках русского языка провожу конкурсы «Первый грамотей», «Внимательные глазки», ролевую игру - на уроках окружающего мира, где одни дети исполняют роль обиженных цветов, другие – роль их обидчиков, а третьи – защитников природы. На литературном чтении «раззадорить» даже самых стеснительных детей мне помогают элементы конкурсов «Лучший чтец», «Супер – рассказчик». Ребята, созерцая выступления более артистичных детей, стремятся тоже попробовать свои силы. Большой интерес и положительные эмоции вызывает использование технологии «Аквариум», которая заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют их деятельность. Очень эффективно данная технология срабатывает на уроках литературного чтения. Например, после прочтения сказки «У страха глаза велики» учащиеся показывали отрывок, а остальные ребята наблюдали за игрой героев, отвечали на ряд вопросов, делали вывод. На уроках технологии группа детей демонстрировала алгоритм выполнения поделок, согласно технологии оригами.

Метод интерактивного обучения «Дерево решений» активизирует познавательную деятельность учащихся. При его использовании класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве», потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. В такой форме были проведены уроки: окружающего мира во 2 классе по теме «Особенности жизни животных в зимний период», литературного чтения в 4 классе по теме «Сказки Г.Андерсена».Часто использую форму интеракции «Займи позицию». После прочтения какого-либо утверждения на уроке, ученики подходят к плакату со словом «ДА» или «НЕТ» объясняют и доказывают свою позицию. Иногда на обобщающих уроках использую приём «Свеча»: по кругу учащиеся передают картинку с изображением зажжённой свечи и высказывают свои мнения по поводу изучаемой темы на уроке. На уроках литературного чтения ребята анализируют поступки героев произведений, окружающего мира перечисляют, что нового узнали о солнечной системе, русского языка вспоминают, как проверить изученные орфограммы. На уроках я использую дидактические приёмы, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся:«Хочу спросить» (ученик может спросить педагога, товарища по поводу предмета разговора); «Для меня сегодняшний урок…» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых будущих уроков); «Экспертная комиссия» (группа экспертов - помощников учителя); «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения); недописанный тезис (письменно или устно: «Самым трудным для меня было…» или «Я однажды в жизни наблюдал…»); художественное изображение темы (схема, рисунок, символ).

Эффективность в активизации познавательной деятельности даёт применение элементов проблемного обучения. Проблемные ситуации использую при организации практической работы, в ходе которой ученики знакомятся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения, при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению. Например, на уроке обучения грамоте по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласных на конце слов» в 1 классе проблемная ситуация возникает, когда ученики сталкиваются с новым фактом - буквой мягкий знак – затрудняются, к какой категории изученных букв её отнести. Для создания проблемной ситуации часто применяю элементы театрализации, которые вызывают интерес к предмету, к изучаемой теме, концентрируют внимание учащихся, вызывают положительную мотивацию. Заранее с группой учащихся готовлю небольшие сценки с различными сюжетами: мальчик не может запомнить таблицу умножения; девочка не умеет складывать двузначные числа или решать составные задачи. Проникшись неудачами главных героев, мои ученики спешат на помощь друзьям – изучают способы запоминания таблицы умножения, осваивают приёмы сложения чисел с помощью электронных игр, тренажёров. При изучении темы «Дикие звери зимой» на окружающем мире проводится игра «В зимнем лесу», в ходе которой возникает проблема «Почему одних животных можно встретить в зимнем лесу, а других нет?». Анализируя различные характеристики (внешний вид, питание), ученики приходят к выводу, что же влияет на образ жизни животных. Во втором классе проблемная ситуация возникает на уроках русского языка при изучении тем «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов», «Большая буква в словах», на уроках математики во втором классе – при знакомстве с порядком выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками. В одних случаях учащиеся сталкиваются с фактами, объяснить которые они не могут. Возникает необходимость в новых знаниях. Следовательно, у учащихся повышается мотивация овладения новым материалом. В других случаях учащиеся в состоянии сами решить проблему. Необходимо только организовать наблюдение за явлениями и системой вопросов подвести их к самостоятельной формулировке вывода. В ходе решения проблемы учащиеся сами формулируют тему урока, участвуют в постановке целей и задач собственной деятельности на уроке. Примером может быть урок русского языка во втором классе по теме «Антонимы», на котором ребята, ставшие научными сотрудниками лингвистической лаборатории, исследовали новую группу слов – антонимов, наблюдали, проводили опыты со словами, экспериментировали, анализировали и делали самостоятельные выводы. В ходе такой работы повышается самооценка учащихся, они ощущают себя способными сделать научное открытие, что также стимулирует познавательную активность.

Поскольку процесс обучения носит коллективный характер, на своих уроках практикую работу в парах, группах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Такая работа учит ребят выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Но прежде чем ввести этот вид деятельности, ещё в первом классе я проводила воспитательные беседы на классных часах «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучали основные правила работы в паре. В парах мы работаем на уроках технологии и изо, где ребята создают поделки, рисунки. Они уже спокойно сотрудничают: выполняют взаимопроверку, реагируют на замечания товарища, исправляют недочёты. Парное хоровое чтение способствует повышению техники чтения, на уроках математики мирно проверяем друг у друга таблицу умножения, обсуждаем на уроках окружающего мира проблемные вопросы.

После того, как мы научились работать в парах, начали пробовать работать в группах. Группы формировались по интересам, по уровню подготовки, по складу характера. На уроках математики в группах работаем с геометрическим материалом, русского языка конструируем тексты, окружающего мира обсуждаем экологические вопросы и составляем план действий для спасения, на технологии создаём и защищаем творческие проекты. Эта работа сплачивает детей, формирует их дружеское и терпимое отношение друг к другу.

Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий. На уроке окружающего мира мы с ребятами готовили проект «Распорядок дня», целями которого были: проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, представить распорядок в виде творчески оформленной работы с иллюстрациями на бумаге. Дети проявили творчество в оформлении расписания. Это были собственные рисунки, иллюстрирующие активность ребёнка в течение всего дня. То же самое в другом проекте было проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем с помощью цифровых фотографий. Некоторые учащиеся подобрали соответствующие картинки совместно с родителями в интернете и оформили коллаж. Такой проект развивает такие качества личности ребёнка, как аккуратность, обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом. Такого рода проекты мы готовили на уроке математики «Числа первого десятка», где представляли состав каждого числа различными фигурками, писали стихотворение о числе. На уроках технологии я привлекаю детей к подготовке и защите конструктивных проектов. Сюда относится изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Задача данного проекта состоит в том, чтобы придать традиционным заданиям проектную форму, исходя из известного алгоритма проектирования, включать элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы.

Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества: принятие самостоятельных решений; умение ставить задачи и задавать вопросы; поиск нестандартных, оригинальных решений; способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих; раскрытие индивидуального потенциала. Применение интерактивных форм и методов обучения способствует созданию ситуаций успеха. Поэтому я руководствуюсь основными правилами управления успехом на уроке: урок не должен оставлять детей равнодушными; учитель должен систематически поддерживать обучающегося; учитель должен быть образцом для подражания; создание комфортного климата, обстановки жизнерадостности; разумное сочетание репродуктивных и творческих методов; способность учителя удивлять, вносить элемент романтичности; учитель должен любить детей; учитель должен знать класс и каждого ребенка в отдельности; умелое, яркое начало урока - успех всего урока; развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка; поддержание интереса к предмету; включение обучающихся в коллективную познавательную деятельность.

Применение интерактивных форм и методов обучения даёт положительную динамику в повышении познавательной активности, уровня обученности, в формировании универсальных навыков. Сравнивая результаты деятельности учащихся в 1 и 2 классах, я получила следующие диагностические данные:

Критерии:

1 класс

2 класс

 

Низкий.

Средний.

Высокий.

Низий.

Средний.

Высокий.

1.Познават.активность.

5ч -25%

10 ч-50%

5ч - 25%

3ч -13 %

13ч -57%

7 ч-30%

2.Уровень усвоения.

5ч-25%

12ч-60%

3ч-15%

3ч-13%

14ч-61%

6ч-26%

3.Формирование универс. навыков.

5 ч-25%

11ч-55%

4ч-20%

3-13%

13ч-57%

7 ч-30%

Также наблюдается положительная динамика в развитии творческих способностей детей. В 1 классе учащиеся принимали участие в конкурсах только школьного уровня, а во 2 классе участвовали в олимпиадах и конкурсах Всероссийского уровня: всероссийская онлайн-олимпиада по математике «Плюс» - 13 учащихся (дипломы победителей);всероссийская олимпиада по предметам «Я знаю» - 15 учащихся (итоги подводятся); всероссийский конкурс рисунков «Зимушка» - 9 человек ( 8 человек –призёров).

Итоги данной диагностики подтверждают целесообразность и эффективность использования интерактивних форм и методов, которые способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x