«Активные формы и методы преподавания при изучении «сложных тем» на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.М.Достоевского, 10 класс) | Рожкова Мария Александровна. Работа №364569
Школа играет ключевую роль в развитии и воспитании детей, передавая им культурные ценности. Литература занимает здесь особое место, являясь мощным инструментом формирования личности. Она удовлетворяет глубинные духовные потребности человека, развивая его творческие способности и стремление к познанию. Изучение русской классической литературы особенно важно, так как она представляет собой своего рода культурный код, необходимый для полноценного становления личности. В ней заложены глубокие знания о мире и человеческой природе, без освоения которых невозможно полное развитие человека. Без знакомства с русской классикой формирование зрелой и гармоничной личности было бы неполным. Русская классическая литература выступает жизненно важным источником для понимания себя и окружающего мира.
МОУ «СОШ пос.им.Морозова»
Отчёт по теме самообразования
«Активные формы и методы преподавания при изучении «сложных тем» на уроках литературы
(на примере изучения творчества Ф.М.Достоевского, 10 класс)
Учитель русского языка
и литературы Рожкова М.А.
2024-2025 учебный год
Вступительная часть
Школа играет ключевую роль в развитии и воспитании детей, передавая им культурные ценности. Литература занимает здесь особое место, являясь мощным инструментом формирования личности. Она удовлетворяет глубинные духовные потребности человека, развивая его творческие способности и стремление к познанию. Изучение русской классической литературы особенно важно, так как она представляет собой своего рода культурный код, необходимый для полноценного становления личности. В ней заложены глубокие знания о мире и человеческой природе, без освоения которых невозможно полное развитие человека. Без знакомства с русской классикой формирование зрелой и гармоничной личности было бы неполным. Русская классическая литература выступает жизненно важным источником для понимания себя и окружающего мира.
Фёдор Михайлович Достоевский — это писатель, который одновременно и необходим, и сложен для восприятия десятиклассников. Его произведения важны для подростков, потому что он верил в человека. Достоевский не просто осуждал пороки, он искал и находил в каждом человеке достоинства, учил видеть человечность даже в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях. Его произведения — это мощный урок веры в себя и в окружающих, урок эмпатии и понимания, который так необходим в современном мире, полном цинизма и равнодушия.
Сложность восприятия Достоевского обусловлена несколькими факторами. Во-первых, его произведения наполнены сложными философскими вопросами, которые затрагивают самые глубокие аспекты бытия: смысл жизни, свобода воли, вера и неверие, добро и зло. Во-вторых, его романы пронизаны глубоким религиозным подтекстом, который не всегда понятен современному подростку, воспитанному в условиях секуляризации общества. В-третьих, и это, пожалуй, самый серьёзный вызов, современные школьники, к сожалению, часто демонстрируют отсутствие навыков чтения и предпочитают краткие пересказы полноценному погружению в мир художественной литературы. Они лишены возможности самостоятельно анализировать сложные образы и многослойные сюжетные линии, раскрывающие глубину человеческой души.
Этот факт приобретает особое значение в контексте «допускного сочинения», инициативы президента России Владимира Владимировича Путина, направленной на оценку готовности выпускников к получению аттестата зрелости.
Достоевский предлагает широкий спектр тем и проблем, которые могут стать отправной точкой для размышлений и формулирования собственной гражданской позиции. Его произведения — это не просто художественные тексты, а настоящий учебник жизни, где можно найти ответы на вечные вопросы о морали, справедливости, счастье и назначении человека.
Именно поэтому, задумываясь о теме самообразования, я поставила перед собой задачу: как помочь ученикам заново открыть для себя великого писателя? Как сделать так, чтобы даже те ребята, которые испытывают трудности в изучении точных наук, таких как математика и химия, смогли получить метапредметные навыки, необходимые им в будущей взрослой жизни? Не просто прочитать книгу, а понять её глубинный смысл, научиться анализировать действия героев, понимать мотивы их поступков, сопереживать и делать собственные выводы. В этом и заключается главная цель — развить критическое мышление, способность к самоанализу, эмпатию и умение видеть разнообразные точки зрения. Задача заключается не только в простом усвоении фактов биографии писателя или сюжетных линий его произведений, а в глубоком погружении в мир его героев, в понимании их борьбы и преодоления жизненных препятствий. Это поможет школьникам сформировать собственное мировоззрение и подготовиться к сложным вызовам взрослой жизни.
В современной педагогической практике используется целый ряд технологий:
Технологии проблемного обучения.
Предполагают развитие и обучение детей посредством использования поисковых методов и средств.
Технологии модульного обучения
. Обеспечивают гибкость учебного процесса, основанного на учёте индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
Технологии развивающего обучения
. Направлены на всестороннее развитие личности через различные виды деятельности.
Технологии дифференцированного обучения
. Предполагают создание специальных условий, при которых выявляются и развиваются задатки учащихся.
Технологии активного обучения
. Используют моделирование социального и предметного содержания образовательной деятельности.
Технологии игрового обучения
. Предполагают использование в процессе обучения разнообразных игр и игровых ситуаций.
Обучение развитию критического мышления
. Обеспечивает развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения.
Здоровьесберегающие
технологии
Позволяют
равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками.
Технология мастерских.
Создает условия для осмысления обучающимися целей своей жизни, осознания самих себя и своего места в окруж
ающем мире, самореализации в совм
естном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.
Выбор педагогической технологии зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Мне показалось важным использовать технологии обучения, предусмотренные ФГОС:
Информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ). Расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.
Кейс
технология -
анализ конкретных ситуаций
.
Технологии личностно-ориентированного обучения -
раскрытие программного материала через призму личностного опыта, повышения ценности изучаемого содержания в восприятии учащихся.
Технологии развивающего обучения
– способствует широкому охвату учебных проблем с последующей рефлексией.
При изучении произведений Ф.М. Достоевского считаю наиболее целесообразным применение в основном личностно-ориентированных технологий.
Личностно-ориентированная технология не только позволяет строить педагогический процесс совместно со школьниками, но и
Способствует формированию навыков исследовательской работы.
Даёт учащимся инструменты для развития, помогает им осознать своё место в мире и лучше понимать окружающих.
Предоставляет ученикам возможность самостоятельно решать творческие задачи.
Стимулирует познавательную активность учащихся.
Способствует увеличению объёма работы, выполненной на уроке.
Меняет организацию учебного процесса, делая акцент на развитии системного мышления.
Существует психологическое обоснование того, как старшеклассники воспринимают и усваивают учебный материал: они стремятся к поиску истины, формированию своего мнения, проявлению индивидуальности, творчеству и исследованиям.
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает использование заданий, которые стимулируют инициативу и творческий подход, а также методов обучения, позволяющих ученикам самостоятельно получать знания и оценивать результаты своей работы. Это способствует развитию активности, целеустремлённости и индивидуальности учащихся.
Применение личностно-ориентированной технологии возможно при организации диалога:
учитель – ученик
учитель – группа учеников
ученик – ученик (работа в парах)
ученик – группа учащихся (работа в группах)
ученик – аудитория
группа учащихся – аудитория
(п
резентация работы в группах).
Методы обучения
Применяя данную технологию, использую как традиционные, так и интерактивные методы обучения, к которым могут быть отнесены:
1) эвристическая беседа
2) метод дискуссии
3) метод «деловой игры»
4) конкурсы творческих работ с их обсуждением
5) пресс-конференция.
Использую также различные формы работы:
коллективную,
фронтальную,
индивидуальную,
работу в группах, в парах, которые способствуют развитию самостоятельности и навыков самоконтроля у сильных учащихся и коррекции навыков и умений у слабых учеников.
В практике работы - применение проблемного подхода (система проблемных вопросов, ситуаций).
Система работы предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, совместную деятельность учителя и учащихся, реализуемую в следующей структуре уроков.
Типы уроков ( по дидактической цели и форме организации взаимодействия):
Урок ознакомления с новым материалом в форме лекции.
Комбинированный урок (с элементами исследования).
Урок обобщения и систематизации знаний в форме семинара.
Комбинированный урок в форме путешествия с применением ИКТ.
Урок проверки и коррекции
знаний
(
контрольный урок).
Комбинированный урок
Работу по изучению произведений Ф.М.Достоевского необходимо начинать с определения целей и задач всего раздела, определяя заранее три из четырёх дидактических целей.
Цель занятия — помочь ученикам понять и осознать основы внутренних законов литературного периода, а также особенности мировоззрения и творчества Ф. М. Достоевского.
В ходе урока мы будем развивать навыки анализа художественных произведений, умение логически мыслить, а также культуру речи. Мы будем формировать и развивать навыки интеллектуальной деятельности, а также совершенствовать мыслительные способности учеников.
Кроме того, мы будем воспитывать эстетический вкус школьников и развивать их личность на основе осмысления литературного процесса и художественных текстов.
В конце урока мы обязательно оценим результаты освоения раздела программы:
Ученики получат глубокие знания о конкретной эпохе и расширят свои представления о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ученики научатся анализировать художественные тексты, понимать их идейно-эстетическую целостность и индивидуально-авторские приёмы использования языковых средств для создания образов.
Ученики станут творческими, самостоятельными и интеллектуально развитыми личностями, а также научатся эмоционально реагировать на произведения искусства. Они также разовьют навыки исследования и системности в учебной деятельности, а также научатся работать в команде.
Далее начинается самый интересный этап — проектирование уроков. Я пытаюсь проектировать уроки с учётом требований ФГОС, поскольку главное отличие таких уроков — развивающее обучение.
Чтобы лучше понять, как это происходит, рассмотрим пример урока.
«Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»
10 класс
Тип урока: комбинированный в форме экскурсии с применением ИКТ.
Цели урока:
Образовательные
:
Изучить страницы романа, на которых описывается город, чтобы проанализировать и понять, каким Достоевский изображает Петербург, как он влияет на судьбы героев и какие художественные приёмы использует для создания образов.
2. Развивающие:
Совершенствовать умение проводить детальный анализ крупного эпического произведения;
Научить выделять главное, сравнивать, систематизировать информацию и обосновывать своё мнение;
Расширять словарный запас обучающихся.
3. Воспитательные цели:
Пробуждать интерес к литературному наследию;
Воспитывать отзывчивость, чуткость и уважение к людям;
Формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков.
Методы обучения:
1. Словесные.
2. Наглядные.
3. Частично-поисковые.
4. Эмоционально-образного постижения.
4. ИКТ.
Формы работы:
1. Коллективная.
2. Групповая.
3. Индивидуальная.
Приёмы работы:
1. Фронтальная беседа.
2. Аналитическая беседа.
3. Постановка проблемного вопроса.
4. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста, сопоставительный анализ эпизодов, сжатый пересказ текста).
5. Синквейн.
6. Словарная работа.
7. Слово учителя.
8. Самостоятельная исследовательская работа учащихся (предварительное задание к уроку).
9. Составление опорного конспекта и таблицы.
10. Компьютерные презентации учеников и учителя.
11. Тезисные записи текста.
Части-блоки урока
1 этап. Организационный момент.
1 мин.
2 этап. Вступительное слово учителя. Работа с 1 эпиграфом. Фронтальная беседа. Целевая установка.
4 мин.
3 этап. Литературная викторина (слайдовая презентация). Работа с таблицей.
4 мин.
4 этап. Слово учителя. Презентация учащихся. Аналитическая работа с текстом по предложенному плану (групповая работа). Индивидуальные сообщения исследовательского характера. Обобщение результатов работы в группах.
19 мин.
5 этап. Подведение итогов работы. Фронтальная беседа. Составление синквейнов. Завершение таблицы.
12 мин.
6 этап. Рефлексия.
3 мин.
7 этап. Домашнее задание и комментарий к его выполнению.
2 мин.
Запланировав все этапы урока, определив временной отрезок, обязательно ставим задачи к каждому этапу урока: для чего мы его проводим?
1 этап. Организационный
Цель педагога — сформировать в классе атмосферу доброжелательности, настроить учеников на работу, установить между ними невидимую связь, которая будет способствовать взаимопониманию и совместному стремлению к знаниям.
2 этап. Целевая установка
Задача учителя: обозначить тему урока, включить его в общий контекст изучения романа Достоевского «Преступление и наказание», поставить перед учениками учебную цель.
3 этап Подготовка к активному, сознательному усвоению материала.
Цель педагога — стимулировать интерес учащихся к изучению материала урока и определить степень их осведомлённости в области литературы, связанной с темой занятия.
4 этап
Цель педагога — создать условия для продуктивного анализа романа, принимая во внимание персональные характеристики учеников в период позднего подросткового возраста. Задача — найти решение ключевого вопроса урока.
5 этап Подведение итогов урока
Цель педагога — понять, как дети восприняли материал, который был пройден на уроке. Также важно дать ученикам возможность задуматься над образом Петербурга, созданным в романе.
6 этап. Рефлексия:
диагностический лист деятельности учащихся
Были ли достигнуты цели урока?
Какие задачи были решены в процессе изучения темы?
Какие выводы были сделаны?
Насколько активно работал класс?
Назовите наиболее активных участников.
Как звучали ответы? (правильность, полнота, последовательность, речь).
Удалось ли рассмотреть запланированный материал? В чём причина?
Какие новые вопросы возникли в результате изучения темы?
Оценка работы класса на уроке.
7 этап. Домашнее задание и комментарий к его выполнению
Цель педагога — вдохновить учеников на успешное выполнение домашнего задания, ознакомить их с его содержанием и дать чёткие указания по его выполнению, а также пробудить в детях творческое начало.
Индивидуальное домашнее задание исследовательского характера «Цветовая деталь в романе». Дается по вариантам.
Желтый цвет
– «
бледно-желтое
лицо»
Родиона Раскольникова
, «
грязные желтые обои с белыми цветочками
», «
желтая каморка
»
Раскольникова
, «
пошла по желтому билету
»,
это цвет нищеты, болезненности, упадка сил
, порока
.
Красный цвет и его оттенки
– «красное лицо», «красные глаза», «три красных камешка на колечке», «красные пятна на щеках» и цвет крови (опасность)
Черный цвет
– «черные лестницы», «темные квартиры», «темные глаза» (мрак, неизвестность)
Белый цвет
– «светлая, прохладная лестница», «белокурые волосы», «белое тюлевое платье на девочке» (чистота)
Вывод:
Используя как классические, так и современные методы, формы и подходы в обучении, можно заинтересовать учеников и помочь им раскрыть свой потенциал на уроках литературы, даже при изучении сложных тем. Это не только повысит качество образования по предмету, но и поможет развить ключевые навыки: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.