Анализ поэтического текста ☼
Автор: Уринова Наталья Николаевна
Анализ поэтического текста текста.
Уринова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3»
города Балаково Саратовской области
Всех нас волнует вопрос, с какою книгою в жизнь войдет человек двадцать первого века. Волнует потому, что воспитание читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы, всё больше осознается как одно из слагаемых воспитания Гражданина, воспитания Человека.
Особую роль в рождении Человека играет лирика. Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей поэзии сконцентрированы добро, красота, правда. Поэзия пробуждает «души прекрасные порывы», зовет «на бой за честь отчизны, за убежденья, за любовь», учит видеть красоту и бороться за неё.
Анализ поэтического текста – процесс, требующий весьма основательной подготовки в таких областях литературоведения, как история поэзии и теория поэзии, знания приемов и методов анализа литературного текста и, конечно же, практики такого анализа. Этот анализ должен быть целостным, так как все его уровни – от тематического до синтаксического – непременно взаимодействуют, поскольку предмет анализа, стихотворение, - неразложимое целое, внутренне единое воплощение переживаний, состояний, воззрений автора. Анализ стихотворного текста не должен подменяться пересказом внешней стороны произведения, без учета его лирической природы.
Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир поэзии – прекрасный и таинственный, наполненный особыми смыслами и знаниями о мире и человеке.
Единого подхода к анализу поэтического текста нет и не может быть. В одном случае более уместно идти от лирического сюжета, в другом – от ритма, а порой следует уделить особое внимание лексическим и синтаксическим средствам.
Главная особенность лирики, отличающая её от эпоса и драмы, заключается в том, что поэзия сосредоточена прежде всего на изображении внутреннего мира человека, она передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни.
Категория автора. Создатель литературного произведения есть его автор. В литературоведении это слово употребляется в нескольких значениях. В первую очередь необходимо провести грань между автором реально-биографическим и автором как категорией литературоведческого анализа. В этом значении мы понимаем под автором носителя идейной концепции художественного произведения. Он связан с автором реальным, но не тождествен ему
У поэзии свои законы, свой язык. В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на язык прозы. А. С. Пушкин в своё время написал: «В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт».
Обратимся к мысли русского педагога конца 19 столетия, основателя одной из лучших московских гимназий, Л.И.Поливанова, который считал, что для верного восприятия и понимания стихотворения необходимо «максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом».
Главная задача анализа стихотворения – прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения.
От первого восприятия стихотворения зависит, затронет ли оно какие-то струны души или оставит читателя равнодушным. Поэтому во всех методических пособиях по изучению лирики рекомендуется начать с рассказа о поэте, с истории создания стихотворения, которая поможет понять мир чувств автора.
При первичном чтении не стоит давать никаких вопросов и заданий, чтобы не разрушить целостности восприятия. Необходимо дать детям минуту-другую, чтобы перечитать произведение. Небольшая пауза позволит оценить, как воспринято стихотворение. Первые вопросы помогут ученикам вжиться в стихотворение, поэтому вполне оправдан такой вопрос: «Понравилось ли стихотворение?» Во многих случаях полезно начать с вопроса об основном чувстве, выраженном в произведении. Уместны вопросы о настроении, интонации, смене интонаций (если это есть). Понять, какое чувство, настроение выражено в стихотворении, как менялась поэтическая интонация, - значит сделать шаг в его эстетическое осмысление. Какое настроение становится для стихотворения определяющим? Меняется ли чувство автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
Второй этап – определение жанра. Большая часть поэтических произведений объединяются понятием «лирическое стихотворение». Иногда наиболее приемлем тематический принцип (любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика). В другом случае вернее учитывать природу поэтического высказывания, прежде всего – место лирического «я». Поэтому возможно выделить :
а) чистую лирику – прямой разговор о чувствах,
б) лирику мысли – лирическое размышление,
в) ролевую лирику – запечатление переживаний персонажа, который сам о себе говорит ( иногда персонаж – полная противоположность автору),
г) описательную лирику –показ конкретной картины (сюда входит и пейзажная лирика),
д) повествовательную лирику –передача событий, вызвавших переживания.
Если можно определить, необходимо указать литературное направление.
Следующий этап работы – выявление лирического сюжета. Лирический сюжет не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. Поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и конец, сложного взаимодействия характеров и др. Это изображение динамики переживаний.
Теперь из стихотворения нужно выделить слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди этих эмоционально окрашенных слов.
Обозначить тему – предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало переживание автора.
Идею стихотворения не всегда можно определить сразу. Она вытекает из анализа стихотворения, так как это – обобщающее значение стихотворения.
Конечно же, необходимо обратить внимание на название стихотворения, которое может указывать на тему, идею, иногда на сюжет и даже жанр.
Анализ композиции. Лирика не создает сложных композиционных форм. Но иногда можно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты. Обратить внимание на первую строчку (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо). И последней строке необходимо уделить внимание. Возможно, что эти слова представляются поэту особенно значимыми. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Иногда композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений и даже антитезе (резком противопоставлении явлений).
Следующий этап – выявление роли цвета, звуков в стихотворении. Обратите внимание и на категорию времени (значение прошлого, настоящего и будущего), категорию пространства (реального и астрального). Оценить степень замкнутости автора: есть ли обращение к читателю или адресату.
Самое сложное, на мой взгляд, это характеристика образов. Лирические образы необычайно ёмки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения.
Необходимо дать характеристику лирическому герою. Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину. Лирического героя не следует отождествлять с автором.
При анализе образного строя стихотворения необходимо обратить внимание
- на образ лирического героя,
- аллегорические образы,
- символические образы,
- образ-переживание,
- предметный мир.
Конечно же, необходимо проанализировать картины и ситуации, которые вызвали переживания. Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.
Вот теперь можно перейти к выявлению организации поэтической речи: системе стихосложения, в которой выделяют тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую разновидности.
Уделяем внимание и размеру стихотворного текста, и ритму, хотя не все ученики способны с легкостью определять размер стиха. Уделяем внимание и рифме, так как она фиксирует окончание стиха, является и ритмическим, и композиционным, и смысловым элементом. Рифма может быть оценена как банальная, оригинальная, неожиданная.
При анализе строфики различаются строфы по количеству строк и способу рифмовки: терцет, катрен, пятистишие, шестистишие (секстет), октава, нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа, онегинская строфа и т.д.
Поэтическая речь всегда несёт в себе больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая ёмкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства плотно заполняют стихотворный текст (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, литота, гипербола).
Стихотворная речь располагает специальными синтаксическими средствами, которые называются фигурами (повторения: анафора, эпифора, рефрен, стык; параллелизм, перенос, инверсия, умолчание, риторические фигуры – риторический вопрос, обращение, восклицание).
Ещё необходимо уделить внимание звукописи - фонетическому строю речи. Звукопись – специальный набор созвучных гласных или согласных, создающих или усиливающих впечатление.
Работа над стихотворным текстом требует обдумывания каждой строчки. И только в старших классах можно проводить анализ стихотворного текста по трем аспектам: восприятие, истолкование, оценка.
Восприятие – это ваше личное эмоционально-интеллектуальное впечатление, ваши мысли и чувства о том, какой отклик нашло в вас стихотворение.
Истолкование – это разъяснение смысла, анализ текста с учетом контекста творчества автора, эпохи, своеобразия стиля.
Оценка – это вывод, к которому вы приходите в результате истолкования стихотворения.
Хорошо бы проанализировать данное произведение в контексте национального литературного процесса: найти у других поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы ярче и глубже воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.
«Стихи живые сами говорят…» Но для того, чтобы они были услышаны школьниками, нужно постоянное внимание к поэзии, к особенностям поэтического творчества
Лирика условна по своей природе: в обыденной речи мы не говорим стихами, для этого нужен «всплеск чувств». Обязательное условие приобщения к лирике – постоянное обращение к ней. Здесь, как в музыке: для того чтобы научиться слушать музыку, надо её слышать, причем достаточно часто; для того чтобы научиться воспринимать, чувствовать стихи, к ним надо обращаться как можно чаще.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Городецкий Б.П. Русские лирики. Историко-литературные очерки, -
«Наука», Ленинград, 1974.
2.Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения, - «Экзамен», М., 2004.
3.Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики, - «Курсив», Брянск, 2001.
4.Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…», - «Просвещение», М., 1990.