Арт - терапия на уроках изо в начальных классах | Супрунец Жанна Павловна. Работа №349461
АРТ – ТЕРАПИЯ НА УРОКАХ ИЗО
Учитель начальных классов Супрунец Жанна Павловна
Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Замечено, что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию. Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапевтического метода.
Цель: развитие творческого мышления посредством психоэмоционального воздействия с помощью нестандартной тематики.
Задачи:
развивать у учащихся чувственное восприятие красоты; формировать умения с помощью цвета раскрывать огромный мир эмоций;развивать умение смешивать краски; развивать творческую фантазию, стремление к творческому самовыражению.
Преимущества арт-терапии:
В процессе арт-терапии можно осознать собственные страхи и переживания. И узнав их, исцелиться от недуга.
По рисунку, который получился в ходе арт-терапии, можно провести диагностику и коррекцию своих состояний.
Можно социально приемлемым способом выразить, исследовать и проработать негативные чувства и эмоции.
Изучая с помощью арт-терапии свой внутренний мир, возможно раскрыть творческий потенциал.
Этот метод полезен для любой возрастной группы — детей, подростков и взрослых.
Основные правила при арт – терапии на уроках изо:
Не допускаются команды, указания,требования, принуждение. Обучающиеся могут выбрать собственный темп и наиболее подходящий вид и материалы для работы. Не применимы оценивающие суждения, критика и наказания. Дети являются экспертами - «эксперты» в отношении своих работ. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма. Основными формами контроля являются рисунки детей, которые в арт-терапии не оцениваются. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
Проведение конкурсов рисунков.
Позволяет учащимся всецело раскрываться, проявлять свои таланты, воплощать фантазии, стимулирует к развитию творческого потенциала. Через соревновательный момент происходит и эмоциональное развитие ребенка — ощущение радости и восторга от победы или даже от участия в конкурсе, поддержки со стороны сверстников, учителя и родителей, сопереживания в ином случае. Проведение таких форм контроля помогает учащимся стать более общительными и уверенными в себе, а также повысить их самооценку.
Составление игр-сказок.
Использование данной формы контроля результатов учебной деятельности развивает абстрактно-логическое мышление младших школьников, их умение оперировать символами и знаками, проявлять свой творческий потенциал. Кроме того, составление игр-сказок позволяет в большей степени усвоить последовательность сюжета и действий персонажей сказки, обогатить вокабулярий, активизировать речевое развитие ребенка.
Упражнения и приёмы:
Рисование под музыку: рисование пальчиками – пальчиковая графика, рисование ладошками,
рисование комочками мятой бумаги, ваты.
Удивительные узоры
Смешайте в баночке краски с водой. Вложите лист бумаги на коробку или крышку. Налейте на лист несколько капель краски разного цвета и положите рядом 2-3 шарика. Потрясите коробку так, чтобы шарики катались, смешивали краски, создавая узор. Посмотрите, как высыхая, меняются и сливаются цвета. Пофантазируйте, на что похожи получившиеся узоры.
Отпечатки пальцев
Когда неграмотному человеку нужно было подписаться в каком-то документе, он взял краску и поставил отпечаток своего пальца. Предлагаю вам поставить столько отпечатков пальцев, чтобы получился сюжет на тему: моё любимое домашнее животное, моя любимая игрушка.
Я – герой любимой сказки, мультфильма.
Рисование на мокрой бумаге
Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.
Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. Например, рисование бабочек, цветов, вазы.
Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Рисование по кругу. Пустить по кругу лист бумаги, на котором каждый ребенок, не обсуждая друг с другом, дорисовывает что-то свое (должно получиться законченное изображение).
Рисуем музыку. Под музыку с помощью кисти и красок передают настроение, которое им подсказывает музыка.
Кляксография. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».
Рисование по мятой бумаге. Снимает агрессию.
Процарапывание - снимает негативные эмоции. Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь. Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.
Невидимка - рисование свечой, снимает эмоциональное напряжение. Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе. На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.
Рисуем настроение - развивает эмпатию. Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т.д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное и т.д.
В результате реализации осуществляются задачи арт-терапии, а именно: формируется нравственно-эстетическая отзывчивость к красоте окружающего мира; активизируется творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений; происходит гармонизация эмоционального состояния в адаптационный период привыкания к школе; дети учатся преобразовывать поступающую информацию путём творческой свободы; возникает способность чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму; закладываются основы самопонимания и миропонимания, выражая всё через изображение.
ef83d2d289987afdf1ba687e8f5a3928.docx