Автоматизация звука "Р" в слогах.словах. | романович любовь владимировна. Работа №221959
Автор: романович любовь владимировна
Процесс автоматизации заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами,простыми по фонетическому составу,не содержащих нарушенных звуков. Для тренировки подбираются слова ,в которых звук отрабатывается в первую очередь в начале слова , затем в конце и в последнюю очередь - в середине, т.к. эта позиция самая трудная.От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах , содержащих сочетание отрабатываемого звука . Для автоматизации звука используют приёмы отражённого повторения,самостоятельного называния слов по картинке.Не следует ограничиваться только тренировками,но и нужно включать творческие задания.
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О.
учителя-логопеда
Романович Любовь Владимировна
Класс, логопедическое заключение
Учащиея 1 класса. Логопедическое заключение: ФФНР, ФНР, СНР 3 уровня.
Подгрупповое или индивидуальное занятие.
Тема занятия
Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах,предложениях.
Тип занятия
Повторение, систематизация и закрепление учебного материала.
Цель
Автоматизация звука /Р/.
Задачи
Образовательные:
закреплять слуховой и моторный образы звука
Р
;
автоматизировать звук
Р
изолированно, в слогах, словах, предложениях;
дифференцировать звук
Р
от других звуков.
Познакомить с буквой Р.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику (
биоэнергопластика
).
Корригировать
дыхание (силу, длительность, направленность).
Корригировать
фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Корригировать
пространственную ориентировку. Понятия «Вправо-влево».
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения.
Формировать функции контроля и самоконтроля.
Здоровьесберегающие:
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
чередовать статические и динамические задания;
создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.
Универсальные учебные действия
Личностные: Формирование интереса к занятию.
Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.
Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска, поддерживать беседу с учителем-логопедом.
Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схемы.
Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)
Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки, «Артикуляция звуков в графическом изображении» профиль звука,
дидакт
-е пособия: «До
машняя
тетрадь
»У
чим
звуки» Р,
», Лазаренко О.И «Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р»
Предметы: зеркало, зонд при необходимости, мягкая игрушка Тигр, предметы для развития дыхания (султанчик, волчок, флюгер-вертушка, трубочки для коктейля, ватный комок), шнурки цветные, счетные палочки, картинки-символы «самолетика», карандаши, тетрадь.
Магнитная доска, Компьютер.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия
1 этап. Мотивационно-проблемный.
Задача логопеда
Технологии, методы, приёмы и формы работы
Деятельность учителя-логопеда
Деятельность ребенка
Планируемые результаты
Примечание
(Вносятся коррективы при необходимости )
Адаптировать детей к деятельности
Личностно-ориентированные приемы.
Орг
.м
омент
.
- Добрый день, дети! Подарим друг другу улыбку. Скажем друг другу комплименты.
Проверка артикуляционного уклада и х
арактеристика звука
.
- Догадайся, про какой звук я говорю? Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Под напором выдыхаемого холодного воздуха кончик языка дрожит. Голос есть.
Работа с профилем артикуляции.
Показ профиля (схемы) звука. (1мин)
Ребенок проверяет уклад звука и определяет его. Это звук Р.
Создание благоприятного психологического климата.
Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.
Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.
2 этап. Актуализация знаний по теме
Создание проблемной ситуации, условий для формулирования учебных задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.
Актуализи- ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.
ИКТ
Методы здоровьесберегающей технологии.
Логоритмика
Частая смена вида деятельности.
Сюрпризный прием.
Сообщение цели занятия:
-Да, сегодня мы продолжим работу над звуком /Р/, будем стараться правильно произносить /Р/ в слогах и словах . Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Да, с гимнастики, подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи:
Артикуляционная гимнастика в
сочетании с
биоэнергопластикой
Презентация на ПК:
Рассказывание сказки про Тигрёнка с помощью упражнений: «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Дятел» «Маляр». .
Упражнения на развитие дыхания
в уголке «Ветерок» по выбору ребенка.
Логоритмика
Изолированное произношение звука
/Р
/.
«Заведем мотор самолета»
Автоматизация
слоговых рядов со звуком /
Р
/ в сочетании с дыхательно-голосовыми
упр
-ми:
Ры-ры-ры
Ра-ра-ра
ру-ру-ру
Сюрпризный момент.
-Кто к нам в гости пришел? ( Тигр.) Он умеет рычать и выпускать когти р-р-р.
(3-4мин)
Выполняет упр-я перед зеркалом сопряженно или самостоятельно.
Поддувание волчка, султанчиков, семечек или «буря в стакане» трубочкой.
Ответы ребенка.
Произносит звук с движением и «выбрасыванием» рук зажатых в кулачки в разные стороны.
Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений
Соблюдает правильную артикуляцию звука.
Формирование интереса к изучаемому материалу.
В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.
При достаточном уровне автоматизации звука возможен пропуск логоритмики.
3 этап. Практическая деятельность.
А. Учебно-познавательный блок
Коррекция логического мышления.Организовать деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату.
Организовать релаксацию.
Игровой прием.
Предоставление свободы выбора.
Автоматизация в словах
-Тигр принес тебе коробку с буквами и картинками, давай их посмотрим. А тут задания для вас. - Ты будешь стараться четко и правильно произносить слова со звуком Р, а Тигр будет внимательно тебя слушать.
«4й лишний» (
рысь, корова, жираф, рыба). - Почему лишний?
Игра «Посчитай до 5»
тигров. Сколько тигров смотрят вправо, влево?
Найти букву
Р
(Ш,Ж,Р). –Куда смотрит буква Р: влево или вправо?
Создать продукт деятельности на выбор:
Р- из палочек, шнурком.
Напиши букву Р пальчиком в воздухе, маркером на доске, карандашом в тетради.
(4мин)
Минутка здоровья. Самомассаж.
Головушка-соловушка
Лобик-бобик
Носик-абрикосик
Щечки-комочки
Бородушка- молодушка
Плечики-кузнечики
Пальчики-мальчики
Спинка-осинка
Животик-бегемотик
Ножки-сапожки
(2мин)
Ответы ребенка.
Действия ребенка по выбору.
Активные движения руками
Соблюдает правильную артикуляцию звука.
Пробует выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы.
Формируются функции контроля и самоконтроля
Отдых
Возможно повторение за ребенком (логопед в роли героя-игрушки)
Возможно усложнение задания
Возможно
Заучивание чистоговорки
Шел Егор через бор,
Видит - вырос мухомор.
Шел Егор через бор,
Нес топор - чинить забор.
Б. Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок
-Диагностика качества усвоения темы.
Игровая
ИКТ
Развитие граммат.строя речи.
Игра с мячом «
Один-много
»:
Рак, роза, ракета, рубашка, робот, ручка, рысь, ракушка, рыба.
Развитие фонематического восприятия.
Выделение звука из ряда других.
Работа с ПК. Назови картинки.
Выполнение ребенком действий по предварительной инструкции.
Показ карточки-символа.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
Верно определяет на слух заданный звук.
Формирование умения слушать звуковой материал аудиодиска.
Облегчение или усложнение по ситуации
4 этап. Итоговая и рефлексивная деятельность
-Организовать оценку ребенком результата своей деятельности
Подведение итогов занятия учителем-логопедом.
Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.
- Что мы сегодня делали на занятии?
-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?
-Тебе было интересно?
- Ты устал?
-Какое сейчас у тебя настроение?
(1 мин)
Отвечает на вопросы логопеда по желанию.
Оценивают состояние своего настроения с помощью смайликов на текущий момент (в конце занятия)
Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.