Азбука этикета в детском саду и дома | Надежда Леонидовна Романова. Работа №333131
Эта статья о том как нужно себя вести дома и в детском саду. Что такое этикет для дошкольников.
Современные родители хотят, чтобы их дети выросли умными, самостоятельными, находчивыми и предприимчивыми, но порой забывают, что обучение и воспитание - это два взаимосвязанных процесса, поэтому как без воспитания нет обучения, так и без обучения нет воспитания. Нам необходимо воспитывать наших детей в любви к окружающему миру, близким людям, к природе, учить их понимать и выполнять правила поведения в обществе, за столом, учить культуре внешнего вида, речевому этикету, ведь образованный человек должен знать нормы этикета.
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт от
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Современные родители хотят, чтобы их дети выросли умными, самостоятельными, находчивыми и предприимчивыми, но порой забывают, что обучение и воспитание - это два взаимосвязанных процесса, поэтому как без воспитания нет обучения, так и без обучения нет воспитания. Нам необходимо воспитывать наших детей в любви к окружающему миру, близким людям, к природе, учить их понимать и выполнять правила поведения в обществе, за столом, учить культуре внешнего вида, речевому этикету, ведь образованный человек должен знать нормы этикета.
Говоря словами взрослых, этикет - это те правила, которые человек должен выполнять в обществе при определённых обстоятельствах и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения. Впервые известный трактат о поведении был составлен испанским священником в 1204 году. Каковы же задачи семьи и детского сада в вопросе воспитания культуры поведения? В детском саду эта работа начинается, как только малыш переступает порог группы. Воспитатели учат детей здороваться друг с другом и с взрослыми, прощаться, когда дети уходят домой. В младших группах очень важна эмоциональность педагога, поэтому у всех приветливые и улыбающиеся лица, детей очень часто берут на руки, воспитатели приговаривают: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», зачастую дети, приходя в детский сад, не умеют делиться игрушками, отнимают их друг у друга. Педагоги учат малышей тому, что надо любить друг друга, не ссориться и не драться, ведь доброта и ласка – лучшее лекарство от грубости и жадности. В семье родителям необходимо продолжать эту работу, если ребёнок берёт в детский сад игрушку, необходимо научить его делиться с другими и не быть жадиной, ведь известно, что: «Жадность - плохое качество.
Со второй младшей группы педагоги знакомят детей с чайной и столовой посудой, показывают, создавая игровые ситуации как правильно сервировать стол для любимых игрушек: кукол, медвежат, зайчат. Воспитатели прививают воспитанникам культурно – гигиенические навыки: учат, как правильно держать ложку, кушать аккуратно, не разливая содержимое тарелки на салфетку - и здесь, без родителей нам никак не обойтись. Ведь известно, если в семье соблюдаются нормы этикета, то и в детском саду ребёнок будет аккуратно кушать, правильно пользоваться бумажной салфеткой. Хоть малыши ещё не всегда самостоятельны, необходимо приучать их мыть руки до и после принятия пищи, после туалета, а также приучать их следить за своим внешним видом, раздеваясь на дневной сон, не разбрасывать вещи и обувь. Дети хорошо запоминают простые правила: «Каждой вещи – своё место», «Кто бросает вещи в беспорядке, с тем они потом играют в прятки». Дети взрослеют …… 4 - х летние воспитанники с удовольствием оказывают помощь младшему воспитателю в сервировке столов, надевая яркие фартуки и колпачки и раскладывая тканевые салфетки и ложки. Для них это – интересная и забавная игра, а для нас взрослых - привитие элементарных навыков самообслуживания и столового этикета. Воспитатели продолжают закреплять у детей культурно- гигиенические навыки: кушать не спеша, тщательно пережёвывая пищу, не ссутулиться и не баловаться за столом, правильно пользоваться не только ложкой, но и вилкой. Мы, воспитатели, учим малышей следить, не только за своим внешним видом, но и оказывать посильную помощь своему другу: застегнуть пуговицу, завязать пояс.
Мы хотим, чтобы наши ребята научились сочувствовать друг другу, вовремя приходить на помощь, утешить, успокоить:
«Если кто-то плачет рядом,
Если слёзы льются градом
Подойдите вы к нему и спросите: «Почему?»
Дети продолжают учиться быть приветливыми, здороваться и благодарить друг друга и взрослых за помощь, нужно только чаще вводить их в проживание игровых ситуаций, где необходимо произносить «волшебные слова».
Дети средней группы уже более самостоятельны. Они помогают младшему воспитателю в сервировке столов, со второй половины учебного года в средней группе вводится дежурство по столовой: дежурные не только раскладывают тканевые салфетки, но и ложки и вилки, расставляют хлебницы с хлебом, салфетницы с бумажными салфетками, кружки для третьего блюда. Дети среднего дошкольного возраста умеют самостоятельно раздеваться и одеваться, помогая друг другу. С этого возраста педагоги рассказывают мальчикам о том, что они «будущие мужчины» и должны оберегать и защищать девочек, пропускать их вперёд, уступать место.
Дети чаще употребляют в речи «волшебные слова», взрослым только необходимо самим показывать детям пример, ведь не зря пословица гласит: «Слова учат, а пример заставляет подражать».