Билингвы: что дает двуязычие и как оно влияет на жизнь человека | Каппушева Индира Рамазановна. Работа №277569
Автор: Каппушева Индира Рамазановна
Язык питает мозг, обрамляет наши мысли, и делает сложности общения простыми. Наши слова, выражения и идиомы являются показателями того, как мы видим и понимаем окружающий мир. Если ты владеешь вторым языком, то ты способен видеть окружающий мир с разных сторон, понимать его по-другому, мыслить другими категориями. С развитием глобализации количество двуязычных семей увеличивается. Дети, рожденные в таких семьях, получают счастливый шанс вырасти в уникальной среде - мультинациональной, мультиязыковой, мультикультурной.
Билингвы: что дает двуязычие и как оно влияет на жизнь человека
Владеть другим языком – значит, владеть второй душой.
Карл Великий
Язык питает мозг, обрамляет наши мысли и делает сложности общения простыми. Наши слова, выражения и идиомы являются показателями того, как мы видим и понимаем окружающий мир. Если ты владеешь вторым языком, то ты способен видеть окружающий мир с разных сторон, понимать его по-другому, мыслить другими категориями
Многоязычие в современных условиях
Как известно, жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Глобализация семимильными шагами охватывает мир, самым причудливым образом переплетая языки, страны, культуры. В мире в настоящее время известно более 6 500 языков. Из них около 200 приходится на Россию, которую нельзя назвать монолингвальной страной.
Более трети населения страны, кроме русского, говорят еще на одном, а во многих случаях и на двух-трех языках. А если даже не говорят, то являются носителями другого родного языка.
С развитием глобализации количество двуязычных семей увеличивается. Дети, рожденные в таких семьях, получают счастливый шанс вырасти в уникальной среде - мультинациональной, мультиязыковой, мультикультурной.
Развитие двуязычия или мультиязычия происходит следующими путями:
ребенок говорит на двух языках с самого рождения;
сначала он овладевает родным, а затем - русским.
Здесь возможно развитие умения общаться на языке одного из соседних народов, то есть дома ребенок говорит на родном, на улице – на языке своих друзей, если их много и ребенку приходится общаться, чтобы их понимать. На улице, в садике и школе ребенок учится говорить на русском.
И почти одновременно с началом обучения в школе начинается обучение иностранному языку.
Преимущество имеют те, кто с самого рождения говорят на двух языках. Поочередное начало говорение может привести к временным задержкам в усвоении нового языка и ослаблении навыков говорения на родном.
Если родители двуязычные, ребенок имеет возможность говорить с каждым из родителей на его языке. Кстати, родитель может говорить с ребенком не только на своем родном языке: если он знает другой язык в достаточной степени, чтобы свободно разговаривать со своим ребенком, то нужно делать это.
Какие преимущества дает многоязычие
Проживание в условиях двуязычия дает детям уникальные преимущества, которых лишены моноязычные дети, а именно:
Ребенок, знающий два языка, гораздо легче и быстрее усваивает третий.
Отсутствует такая проблема, как рассеивание внимания. Дети больше сосредоточены на решении проблемы.
Дети-билингвы лучше обучаемы.
Значительно лучше развиваются когнитивные способности. Если общение в семье происходит на нескольких языках, дети получают способность не только запоминать набор слов и их парадигмы. Они учатся моментально определять, к какому языку относится слово. Их мозг балансирует между двумя языками, чтобы не смешать и не спутать их.
Все это имеет важное значение для формирования личности ребенка, такие дети способны быстрее и лучше решать любые проблемы.
Двуязычие воздействует даже на 7-месячных детей: они лучше приспособлены к изменению обстановки.
Каждый народ имеет собственные обычаи, правила поведения, пищевые и коммуникативные привычки. Ребенок, который поочередно проводит время с родственниками разных культур, учится вести себя в зависимости от конкретной ситуации и в соответствии с традициями, принятыми в этой среде.
Например, частое общение с бабушкой, дедушкой и другими членами семьи, которые говорят на родном языке, не только развивает способность говорить на родном языке. У ребенка развивается тесная духовная связь с ними, они впитывают культурные и поведенческие модели.
Такие дети:
Умеют сосредоточиться, контролировать себя, не выделяться своим поведениям и находить общий язык со сверстниками, а также с представителями других культур.
Они более терпимы, лучше воспринимают всё, что касается других народов и культур, способны глубже проникать и понимать людей и их проблемы.
Дети, знающие второй язык, превосходят своих монолингвальных сверстников, владеющих только родным, даже в родном языке. Билингвы лучше воспринимают новые знания и предметы. Им легче дается математика, естественные науки.
Дети в возрасте 3-5 лет, попавшие на обучение в новую языковую среду, сначала отстают от своих сверстников, но скоро начинают их догонять, а к 7 годам превосходят их в учебе.
У взрослых билингвов дольше сохраняются когнитивные способности. Вообще связь между языком, культурой и уровнем восприятия неотъемлема.
Умение лучше приспосабливаться, быстро находить решения, быстрая обучаемость дают преимущества во взрослой жизни. Они достигают значительного успеха в таких отраслях как образование, управление, здравоохранение, так как именно там необходимы люди, которые способны общаться и находить общий язык с другими.
Кроме того, в таких модных сферах деятельности, как туризм, журналистика, переводческая деятельность, больше ценятся сотрудники-билингвы.
Семья не мультиязычная, но родители хотят ребенка-билингва
Если имеется возможность, то лучший вариант - это отдать ребенка в садик или школу, где ведется обучение на иностранном языке. Многие родители используют другие способы воспитать ребенка, свободно говорящего на двух или более языках:
нанимают няню или гувернантку с хорошим знанием иностранного или родного языка;
занимаются с детьми с помощью
видеоуроков
на иностранных языках;
общаются с семьями, говорящими на других языках;
путешествия с детьми в страны, где говорят на выбранном языке.
Родителей не должно пугать, если ребенок с самого начала не может хорошо различать языки. Часто ребенок начинает предложение на одном языке, вставляет в середину слово на другом, заканчивает третьим языком.
Подрастая, ребенок научится дифференцировать и грамотно общаться на каждом языке. Хотя справедливости ради нужно признать, что даже взрослые при разговоре часто строят предложения на двух языках одновременно
Языки нужно постоянно практиковать, постоянно на них говорить, иначе один из них становится доминирующим.
Исследования последних лет показали, что нельзя в угоду какому-то одному модному языку лишать ребенка возможности говорить на родном языке. Потому что владение двумя или тремя языками дает столько преимуществ при изучении иностранного, что было бы глупо лишать своего ребенка возможности преуспеть и добиться в жизни большего.
Как многоязычие влияет на здоровье
Билингвы меньше подвержены стрессам, деменции, болезни Альцгеймера. Понижен риск инсульта, а если даже случился инсульт, они легче его преодолевают.
Человек, владеющий другими языками, видит мир с разных сторон. Он может стать частью другого народа, чувствует, как будто у него две личности. Кроме того, билингвы любят перемены и готовы к ним, меньше страдают от смены обстановки.
Знание языков позволяет приятнее и плодотворнее проводить время в путешествиях. Человек не только способен попросить меню или узнать дорогу, ему удается проникнуться культурой и жизнью другой страны и народа. Он легко заводит новых друзей, у него появляются новые хобби и увлечения, дополнительные возможности легко учить новые языки.
Любой человек, владеющий двумя и более языками, является неотделимой частью мира, потому что мир наводнен билингвами.
Знаменитый австрийский философ Людвиг Витгенштейн говорил: «Граница моего языка означает границу моего мира». Быть моноязычным в наше время уже является признаком отсталости. Но даже если не удалось до сих пор выучить второй язык, начать это делать никогда не поздно. В конце концов можно вырастить собственного ребенка-билингва.