Богатство и выразительность русского языка | Галушко Зоя Павловна. Работа №363970
Богатство и выразительность русского языка
Здравствуйте!
Не забудьте представиться пятиклассникам, напишите имя, отчество и фамилию на доске. Они вас видят в первый раз.
Сообщите требования по предмету. Что должно быть на уроке?
Требования по предмету: 3 тетради (для классных и домашних работ, + половинка тетради для слов.диктантов), словарь (тетрадь 48 листов в клетку для правил), ручки с синей и зелёной пастой (для самопроверки).
Объясните ученикам, как правильно подписывать тетради. Напишите заранее образец на доске.
Подписывание тетради:
Тетрадь
для _________________________ работ
по _______________________________
ученика(цы) _________________ класса____
МБОУ СОШ №
Фамилия__________________________
Имя______________________________
Ход урока
Доминанта (эмоциональный настрой)
Прочитайте пословицы и поговорки. Какое слово в них пропущено? Язык.
1. Без русского языка не сколотишь и сапога.
2. Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
3. Русский язык с Богом беседует.
4. Мал язык да горами качает.
5. Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет.
О чём эти пословицы? О силе и могуществе русского языка.
Формулирование темы урока
1.Прочитайте знаменитое высказывание М.В. Ломоносова. О чём оно? Чем восхищался М.В. Ломоносов?
«Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по её могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает».
Ломоносов М. В.
Чем восхищался М.В. Ломоносов? М.В. Ломоносов восхищался богатством, красотой и силой русского языка.
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? О русском языке.
Назовите тему урока: Богатство и выразительность русского языка
Откройте тетради, напишите число, классная работа. Учитель всё это пишет на доске заранее.
Запишите тему урока в тетрадь. Пишите красиво и аккуратно.
Формулирование задач урока
Сформулируйте задачи урока.
Вам нужно продолжить фразы. Предположите, какие слова пропущены.
Задачи урока:
1.Узнать, что говорили разные писатели о русском языке.
2.Выяснить, какие критерии определяют богатство языка.
3.Доказать, что русский язык богат и выразителен.
Основная часть
Мы часто слышим утверждение, что русский язык очень богат и выразителен. Но так ли это? Давайте разберемся.
2.Чтение статьи (устно)
Прочитайте первый абзац статьи и ответьте на вопросы:
1.Сколько слов собрано в Большом академическом словаре? 150 000 слов.
2.Что может быть образовано от одного слова? Десятки других однокоренных слов.
Прочитайте второй абзац статьи и ответьте на вопрос:
Чем определяется богатство языка? Их смысловой насыщенностью.
Прочитайте третий абзац статьи и ответьте на вопросы:
1.Какие слова помогают передать мельчайшие оттенки смысла? Синонимы.
2.Для чего используют антонимы в речи? Они придают речи эмоциональность.
3.Чем богат русский язык? Фразеологизмами и пословицами.
Работа в тетради (письменно)
Почему русский язык можно назвать одним из самых богатых и выразительных языков мира? Учитель пишет на доске, а ученики записывают в тетрадь.
1.Большое количество слов.
2.Много однокоренных и многозначных слов.
3.Есть слова с переносным значением, синонимы и антонимы.
4.Есть фразеологизмы и пословицы.
Физкультминутка
3.Работа с высказываниями (устно)
Прочитайте предложения под буквами А и Б.
1.Прослушайте два высказывания о языке. Учитель включает аудиозапись.
2.Перечитайте предложения под буквами (А, Б) и скажите, какое из них передаёт основную мысль высказывания К.Г. Паустовского? Какое - основную мысль высказывания Д.С. Лихачёва?
Ответы:
А – Д.С. Лихачёв
Б – К.Г. Паустовский
4.Работа с высказываниями (устно)
3.Прочитайте высказывания русских писателей, передайте основную мысль каждого высказывания своими словами:
1.Русский язык – это драгоценность, им можно гордиться.
2.Русский язык очень важен в нашей жизни, это орудие жизни. Без него наша жизнь не возможна.
3.Русский язык нужно любить, чтобы понимать его.
С чем сравнивает русский язык Н.В. Гоголь? С жемчугом.
Найдите в высказывании Паустовского образное выражение, которое можно заменить следующими словами: во всех подробностях, досконально, детально, до самой сути. Знает «до косточки».
Упражнение 5 (устно)
Если на уроке остаётся время, то можно выполнить ещё одно задание.
В учебнике Коровиной 2023 года это упражнение №5.
1.Прочитайте пословицы. В каких из них говорится о том, как по речи узнают человека? Вторая и третья пословицы.
Обсуждение фразеологизмов (устно)
Русский язык богат фразеологизмами. А хорошо ли вы знаете значение фразеологизмов?
Ученики читают фразеологизмы и объясняют их.
Как корова на льду. Так говорят о неуклюжих людях.
Витать в облаках. Предаваться несбыточным мечтам.
Клевать носом. Дремать, низко опустив голову.
Висеть на волоске. Находиться в опасном и рискованном положении.
Войти в историю. Прославиться.
Волосы встают дыбом. Так говорят о состоянии ужаса, сильного страха.
Подведение итогов
Русский язык – это богатство нашего народа.
Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его. Он не найдёт понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение — навсегда потерянные для него богатства. Поэтому владение языком — главное, чему стоит учиться, и в школах любой страны родной язык — важнейший предмет.
Рефлексия
Справились ли мы с поставленными задачами? Всё ли у нас получилось?
Ответьте на вопросы:
1.Гордитесь ли вы русским языком? Почему?
2.Что нового вы узнали на уроке?
3.какое задание было трудным?
Запишите домашнее задание в дневник.
Домашнее задание: упр.5 (2) выполнить письменно, принести словарь (тетрадь в клетку 48 листов).
eae22501a058abc689e9905b218a5a53.pptx