Буллинг и его влияние на социализацию учащихся | Буюн Полина Сергеевна. Работа №334153
Каждый ребёнок начинает свою жизнь с познания мира, который узнает посредством общения. Создание благоприятных условий для жизни детей, их развития, воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является главной задачей социальной государственной политики.
Любое насилие в отношении ребенка не имеет оправдания, и любое насилие должно быть предупреждено. Однако подрастающее поколение во всем мире сталкивается с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных учреждениях. Одним из проявлений жестокости является буллинг. Проявляется это явление в самых разных социальных группах: в армии, где буллинг именуется дедовщиной, на работе, в коллективе сверстников и, конечно же, в школе.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое изучение проблемы буллинга обучающихся
История возни
кновения буллинга……………………………
……………………………
5
Виды буллинга…………………………
……………………………………………………
7
Причины во
зникновения буллинга………………………
…………………………………
8
Последств
ия буллинга в школе…………………………
………
…………………………9
Моббинг……………………………………………………………………………………10
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению влияния буллинга на учеников
2.1 Опрос и анализ буллинга в разных классах……………………………………………..11
2.2Советы как предотвратить булинг……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………………………
Введение
Каждый ребёнок начинает свою жизнь с познания мира, который узнает посредством общения. Создание благоприятных условий для жизни детей, их развития, воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является главной задачей социальной государственной политики.
Любое насилие в отношении ребенка не имеет оправдания, и любое насилие должно быть предупреждено. Однако подрастающее поколение во всем мире сталкивается с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных учреждениях. Одним из проявлений жестокости является буллинг. Проявляется это явление в самых разных социальных группах: в армии, где буллинг именуется дедовщиной, на работе, в коллективе сверстников и, конечно же, в школе.
Из статьи Шариной К.А. «Проблема буллинга в современной школе» мы можем узнать, что по данным зарубежных и отечественных исследований, около 10 % детей каждый день сталкиваются с травлей, 55 % обучающихся время от времени подвергаются издевательствам со стороны сверстников. Быть вовлеченным в школьную травлю можно с разных позиций: жертвы, обидчика или наблюдателя. Каждая из этих ролей имеет свои причины и последствия. Очевидно, что факт участия в травле оказывает сильнейшее воздействие на личность, вызывает бурный эмоциональный отклик, будь то чувство страха, бессилия или стыда, за содеянное. Даже уже во взрослой жизни многие участники школьной травли чувствуют разрушительное влияние пережитых событий.
Буллинг (от английского bullying - «запугивание», «издевательство», «травля») это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
распространения слухов и сплетен;
бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Зачинщиками травли является не весь класс, а ограниченное количество учеников, все остальные, кто участвуют в насмешках, становятся последователями буллеров по большей части оттого, что дети сами боятся оказаться в роли жертвы.
Подростки - самое точное из «социальных» зеркал, и их поведение быстрее всего отражают процессы, развивающиеся в обществе. Социологи говорят о том, что в обществе наблюдается тенденция к росту жестокости и агрессивности. Большинство психологов утверждают, что регулярный просмотр передач, демонстрирующих агрессивное поведение, учат агрессии. Жестокость в СМИ приучает думать, что применение агрессии - это норма во многих жизненных ситуациях.
В подростковом возрасте у многих возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг - постоянная травля, террор любого вида.
Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг - это не обычная ссора.
Цель буллинга - запугать жертву и подчинить ее себе. Поэтому предотвращение случаев буллинга в образовательных учреждениях является главной задачей всего общества, поскольку жестокость по отношению к детям ведет к появлению жестокости по отношению к ооществу.
Актуальность индивидуального проекта заключается в том, что в наше время появилась и новая форма буллинга - кибербуллинг, это травля, которая происходит в интернете и социальных сетях.
Тема проекта: « Буллинг и его влияние на социализацию обучающихся»
Цель проекта: изучение причин возникновения буллинга и разработка способов борьбы с ним.
Объект проект: обучающиеся 8-11 классов.
Предмет объекта: обществознание/ психология
Гипотеза: Изучение причин возникновения буллинга и разработка способов борьбы с ним будет эффективно если:
изучить необходимую литературу по данной проблеме;
провести в школе диагностику раннего проявления буллинга
Задачи:
Найти и собрать информацию;
Провести опрос среди подростков 8-11 классов;
Проанализировать полученую информацию;
Выявить практические советы по предотвращению буллинга;
Обобщить материал, опубликовать статью в сетевом издании
;
Оформить брошюру.
Методы:
Теоретический метод;
Практический метод.
ГлаваI – Теоретическое изучение проблемы буллинга обучающихся
1.1 История возникновения буллинга
Основоположниками масштабных исследований на западе по изучению явления «буллинг» являются норвежские ученые: Д.Олвеус, А.Пекасс, П.Хайнеман. Первые статьи про школьную травлю проявились в 1969 (П.Хайнеман), первая книга «Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых» (П.Хайнеман), 1972г. Так постепенно научное мировое сообщество познавало и расширяло границы представлений о явлении «буллинг». Открываются новые стороны изучения детской и подростковой агрессивности, которые освещаются в научных статьях и книгах (книга Д.Олвеус «Мальчики для битья и школьные хулиганы», 1973, статьи Д.А. Лейн, 1974, 1988г.г.). [3]
В 1987 г. в Норвегии состоялась первая международная научная конференция, посвященная проблеме «моббинга», в которой приняли участие 40 ученых и работников школ из западно-европейских стран. С 1989 г. увеличилось количество исследований и их публикаций по проблеме на западе.
С начала 1990 г. исследователи «буллинга» уделяют особое внимание разработке профилактических мер, мер борьбы с буллингом и антисоциальным поведением. Первая профилактическая программа разработана Д.Олвеусом (The Olweus bulling prevention program (OBPP), в которой он предлагает уменьшить случаи внутришкольной травли не санкцонными методами, а изменениями климата школьной среды, привлекая к работе всех участников образовательного процесса. Эта программа имела хорошие положительные результаты, получила одобрение у Норвежского министерства образования, и сначала была реализована в своей стране, а затем адаптирована и внедрена в других странах мира. В настоящее время в мире существуют множество программ, где к теме буллинга может быть привязана иная проблематика: проблема мигрантов, профилактика делинкветного поведения, противодействие сексуальным домогательствам и др. Основными на сегодняшний день признаны Olweus Bullying Prevention Programm (программа предотвращения травли Д. Олвеуса), Positive Action, PA (Позитивное действие) — созданная в США, KiVa («хороший») — школьная программа из Финляндии. В которых «антибуллинговые» занятия начинаются с младшего возраста детей (4 лет), и продолжаются по окончанию средней школы. [4]
Первые упоминания о буллинге в России встречается в монографии ученого педагога, психолога И.А.Баевой (исследование безопасности школьной среды) в 2006 г. Выходит публикация статьи известного социолога И.С. Кона, посвящённая подростковому буллингу, в журнале «Семья и школа». В настоящее время изучением буллинга в России занимаются ученые-педагоги, психологи, социологи. Проблема буллинга освещена в работах М. Г. Нечаевой, В. С. Собкина, А. Началджяна, Г. Г. Румянцевой, Л. М. Семенюк, И. А. Фурмановой, В. Р. Петросянц, Д. Н. Соловьева, Д. Н. Гриненко и др. Они изучают различные проявления буллинга (аспекты межличностных взаимодействий в коллективе, особенностей личностей участников буллинга, их поведения, пола, семейно-социального окружения и пр.). Сегодня «буллинг» в России и за рубежом, представляется хорошо изученным явлением, ученые, педагоги, понимают необходимость проведения комплексных профилактических «антибуллинговых» мероприятий, которые постепенно внедряются в современное общество. Однако единая национальная программа в России, обобщающая международный и отечественный опыт успешных практик по предупреждению этого явления, на сегодняшний момент не разработана.
Буллинг - это явление, существующее на протяжении веков, но только в последнее время оно было признано серьезной проблемой, требующей внимания и вмешательства.
Буллинг - это не новое явление. На протяжении всей истории отдельные люди и группы проявляли агрессивное поведение по отношению к тем, кого они воспринимали как более слабых или отличающихся от других. Однако концепция издевательств начала формироваться только в 20 веке.
Считается, что термин "издевательства" возник в 16 веке, когда он использовался для описания поведения мужа-тирана по отношению к своей жене. В 18-м и 19-м веках этот термин использовался для описания агрессивного поведения между детьми, но только в середине 20-го века концепция буллинга начала изучаться и признаваться серьезной проблемой.
В 1970-х и 1980-х годах исследователи начали изучать буллинг в школах и на рабочих местах. Они обнаружили, что буллинг были широко распространенным явлением, которое имело серьезные последствия для своих жертв, включая депрессию, тревогу и низкую самооценку. Именно в это время концепция буллинга начала определяться и пониматься.
Сегодня концепция буллинга широко признана и понятна. Это определяется как паттерн агрессивного поведения, который является преднамеренным, повторяющимся и предполагает дисбаланс сил между преступником и жертвой. Издевательства могут принимать различные формы, включая физические, словесные и психологические, они могут происходить в самых разных условиях, включая школы, рабочие места и Онлайн.
Буллинг - это серьезная проблема, которая может иметь серьезные последствия для ее жертв. Это может привести к депрессии, беспокойству, низкой самооценке и даже самоубийству. Важно распознавать признаки буллинга и принимать меры по их предотвращению и поддержке тех, кто пострадал от них.
Издевательства существуют на протяжении веков, но только в последнее время они были признаны серьезной проблемой, требующей внимания и вмешательства. Концепция издевательств эволюционировала с течением времени, превратившись из термина, используемого для описания агрессивного поведения между детьми, в широко признанное явление, которое может происходить в самых разных условиях. Важно продолжать изучать и понимать буллинг, чтобы предотвратить его и поддержать тех, кто пострадал от издевательств[2]
1.2 Виды буллинга
Выделяют несколько типов буллинга:
Физический
.
Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
Поведенческий
.
Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
Вербальная агрессия
.
Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
Кибербуллинг
.
Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.
1.3 Причины возникновения буллнга
Ключевая характеристика класса с проявлениями буллинга – небезопасность каждого участника микросоциума. Ситуация травли разворачивается как дезадаптивная форма совладания со стрессом ученика, испытывающего тревогу, дискомфорт. Согласно мнению социологов, современная российская реальность популяризирует агрессивные способы подавления тревоги, разрешения проблем. Провоцирующими факторами буллинга в школе становятся:
Негармоничная иерархия.
При негармоничном распределении статусов в классе появляются роли «отверженных», «изолированных». Они становятся объектом насмешек, унижения, насилия со стороны более сильных, но эмоционально нестабильных учеников.
Социально-экономические перемены.
Мобильность современного общества, перенасыщенность информацией, отсутствие моральных устоев способствует
проявлению агрессии. У подростков нет предпочитаемой модели поведения,
возникает противоречивость действий, желаний.
Подростковый возраст.
Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то обязательно присоединяются его последователи (особенность подросткового периода).
Жестокое обращение в семье.
Агрессоры – люди, пережившие насилие от родителей или других родственников, обладающих силой. Доминирует дисбаланс власти: старшие, более сильные, владеющие материальными благами члены злоупотребляют статусом, угрожают безопасности младших.
Педагогическое влияние.
Влияние учителя на класс может сформировать нездоровую атмосферу. Неуважительное отношение педагога, жесткая конкуренция, публичное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.
Социально-экономический статус.
Установлено: дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. Учащиеся из семей, где родители имеют высшее образование, оказываются более адаптированными к школьной среде, чувствуют себя комфортно в школе, редко становятся участниками ситуаций насилия.
1.4 Последствия буллинга в школе
Чаще всего взрослые замечают буллинг в форме физической агрессии: ребёнок приходит из школы с оторванным карманом, в грязной куртке или с синяками. Однако в основном буллинг — это насилие эмоциональное, та самая травля. И вот к чему он может привести:
Последствия буллинга для жертвы:
Депрессии, повышенной тревожности;
Острому или посттравматическому стрессовому расстройству;
Нарушениям сна, ночным кошмарам;
Бруксизму: бразильские ученые выявили, что повреждения зубов из-за ночного скрежетания выявляются у жертв буллинга почти в 4 раза чаще;
Расстройствам пищевого поведения у подростков;
Низкой самооценке;
Снижению или полной потере интереса к любимым занятиям (и это один из признаков депрессивного расстройства);
Снижению успеваемости в школе, прогулам, отказам учиться;
Саморазрушительному поведению: нанесению себе травм, побегам из дома;
Сахарному диабету 2 типа: по данным скандинавских ученых, у женщин риск повышается на 36%, у мужчин на 61%.
Кроме того, одно из последствий буллинга — это яркое желание отомстить, которое может затем вырасти в насилие над другими людьми. Так, из 15 случаев стрельбы в школах США в конце ХХ века 12 стрелков мстили тем, кто над ними издевался.
В СМИ буллинг часто называют провокатором суицида подростков, однако прямой связи нет. Сама по себе травля — не причина самоубийств, но она становится важным фактором, если у ребёнка нет поддержки других сверстников и, самое главное, его не понимают дома. При наличии внимания и заботы родителей риск суицида у жертв буллинга резко снижается.
Последствия буллинга для зачинщика:
Те, кто начинает травлю, также сталкиваются с проблемами в будущем. По данным исследований, у них выше риск алкогольной и наркотической зависимости, участия в драках и вандализма. Такие дети реже заканчивают школу, бросая учебу в старших классах, а также чаще получают судимость и попадают в автомобильные аварии.
Так, в исследовании ученых Норвегии с участием 2 700 человек выяснилось, что подобные травмы в подростковом периоде влияют на успешность в поиске работы и повышают риск проблем со здоровьем у всех — жертв, буллеров, наблюдателей. А сами агрессоры чаще всего остаются без работы и живут на социальное пособие.
В исследовании команды британских и американских ученых эти результаты подтвердились. Кроме того, ученые выявили, что сильнее всего страдают бывшие жертвы, которые стали затем издеваться «в отместку»: их уровень проблем со здоровьем, финансами и отношениями оказался ниже всего. При этом в исследовании учитывались обстановка в семье и особенности личности участников — и все равно связь проявилась.
Помимо этого агрессивное поведение связано с ранним началом половой жизни и насилием по отношению к родным и супругам. Так что своевременное вмешательство взрослых в ситуации буллинга помогает не только жертвам.
1.5 Моббинг
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Школьный моббинг – это психологическое притеснение группой учащихся одного ребенка или учителя.
Впервые термин моббинг появился в конце XX в. Изначально его применяли для обозначения группы животных, которые объединялись, чтобы отбиться от врага. Например, птицы собираются в стаю, чтобы дать отпор хищнику. Первым, кто применил термин по отношению к людям, стал психолог из Швеции Ханц Лейман.
Отличие буллинга о моббинга заключается в том, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик, который имеет авторитет.
Моббинг в школе
Яркий пример моббинга в школе представлен в киноленте «Чучело», где дети травят одноклассницу. В XXI в. дети зачастую записывают на камеру коллективные издевательства над жертвой, чтобы впоследствии выложить в интернет. Педагоги зачастую предпочитают не вмешиваться в травлю, а иногда невольно (или осознанно) становятся теми, кто провоцирует унижение ученика.
Детский моббинг может распространяться не только на школьников, но и на преподавателей. Зачастую в соцсетях можно встретить ролики, в которых ученики позволяют себе оскорбительные высказывания в адрес учителей. Иногда психологическое насилие продолжается на протяжении долгого времени.
Школьный моббинг могут спровоцировать разные причины:
Недостаток воспитания.
Желание перенаправить негатив на окружающих возникает у тех, кто не умеет контролировать собственные эмоции и не обучен толерантности. Основанием для моббинга может стать и негативный пример со стороны взрослых, например, проявление неуважения к отдельным членам семьи.
Недостаток организации жизни в школе.
Если педагоги равнодушно воспринимают травлю, демонстрируют агрессию к отстающим или выбирают «фаворитов», то дети считают такое поведение нормой. Моббинг зачастую диагностируют при частой смене классного руководителя и недостаточной организацией внеучебного времени.
Негативный опыт агрессора.
Коллективная травля может базироваться на низкой самооценке лидера и его неумении решать конфликтные ситуации. В агрессии активно участвуют школьники, которые сами становились жертвами психологического прессинга.
Популяризация насилия.
Киноленты и разнообразные шоу на TV возносят идею соперничества, относительной безнаказанности и вседозволенности. Кадры с притеснением жертвы подпитывают негатив школьников, что впоследствии реализуется во взаимоотношениях с ровесниками.
Выделяют примерно 45 видов моббинга. Среди подростков наиболее распространены вербальные способы воздействия: обзывания, клевета, издевки. Речевое воздействие обычно применяют девочки. Основная задача подобных высказываний – унизить жертву. Если объект травли демонстрирует агрессию или слезы, то мобберы получают удовлетворение и считают, что все делают правильно.
Еще одна разновидность моббинга – физическая агрессия. Чаще всего она проявляется в скрытом виде, например, через «случайные» толчки. Однако, возможна и неприкрытая агрессия (удары). Такое поведение характерно для мальчиков, причем их жертва всегда слабее физически. При скрытом воздействии мобберы хотят запугать школьника, при открытом – унизить. Сцены избиения могут снимать на камеру, чтобы потом обсудить их в сети.
Психологический моббинг подростков проявляется объявлением бойкота жертве. Школьник обречен постоянно находится в одиночестве, что повышает вероятность развития депрессии. Если бойкот организован коллективно, то ребенка не запустят в класс на перемене, не разрешат находиться рядом, будут постоянно отталкивать.
Рекомендации и профилактика:
Явление моббинг распространено во всем мире. Важно распознать его на начальных стадиях, чтобы дать отпор всеми доступными способами. Если чувствуете недоброжелательное отношение коллег, то постарайтесь сформировать видимость безразличия к сложившемуся положению дел. Игнорируйте попытки задеть вас и напугать.
Некоторые ситуации, связанные с травлей, можно предотвратить, если соблюдать простые правила:
не вестись
на провокации;
сохранять
позитив после любых нападок;
демонстрировать
вежливость и доброжелательность;
не сплетничать и не оскорблять
других людей;
сохранять
нейтральные отношения с коллегами;
соблюдать
правила, заведенные внутри коллектива;
Если острой ситуации избежать не получилось, стоит обратиться к психотерапевту. Он поможет подобрать грамотную тактику поведения. Также, в рамках профилактики моббинга, стоит пройти специальные тренинги, направленные на формирование устойчивости к психологическому преследованию.
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению влияния буллинга на учеников
2.1 Опрос и анализ буллинга в разных классах
Я провела анкетирование среди учащихся 8-11 классов на наличие буллинга с целью выявить случаи буллинга и риски его возникновения.
В анкетирование приняли участие ученики 8-11 классов. Было опрошено 57 человек. Возраст опрошенных 14-18 лет.
Это тот возраст, который является наиболее важным в становлении личности человека. Именно в этом возрасте закладываются моральные нормы, взгляд, формируются модели поведения в разных жизненных ситуациях. Анкета состояла из 9 вопросов, на которые нужно было дать максимально честный ответ. Бланк анкеты представлен в приложении №1. Результаты анкетирования представлены в приложении №2.
На основе анкетирования я поняла следующее:
1. Все опрошенные знакомы с понятием «буллинг» и знают как он проявляется.
2.Большее количество учеников(38), неподвергались буллингу, но все же 33% столкунились с травлей в школе.
3.Шестой вопрос показал, что учащиеся не доверяют учителям и не обратились бы за помощью в случае травли, так как ни один из опрошенных не выбрал вариант «к учителю».
4.По мнению участников опроса травля чаще всего встречается в школе. Отсюда можно сделать вывод, что в школах не достаточно хорошо занимаются данной проблемой. Я думаю, что нужно чаще проводить беседы с учениками, а также различные тесты и опросы на выявления буллинга среди учащихся ещё на ранних стадиях.
5.Большинство учеников (47) считают, что в школе необходимо проводить профилактику буллинга.
Схематично изображенны некоторые результаты опроса:
2.2 Советы как предотвратить буллинг
Программа предотвращения травли Д. Ольвеуса - это многоуровневая, многокомпонентная программа, предназначенная для уменьшения и предотвращения травли в школе. Частными целями программы являются:
повышение осведомленности и знаний учащихся о школьной травле;
вовлечение учителей и родителей в профилактику травли;
разработка четких правил против травли;
оказ
ание поддержки и защиты жертвам.
Уровень образовательной организации:
учреждение Комитета по координации и предотвращению травли;
проведение тренингов для Комитета и для сотрудников школы;
распространение опросника «Агрессия среди подростков».
Индивидуальный уровень:
контроль за активностью учащихся (их учебные и внеучебные интересы, кружки, профессиональные увлечения, спорт);
обеспечение вмешательства любого из сотрудников образовательной организации в ситуацию травли сразу же, как только она была замечена;
проведение дискуссионных встреч для персонала;
введение правил против травли;
пересмотр и улучшение системы надзора;
проведение стартового мероприятия в общеобразовательной организации, чтобы запустить программу,
подключение родителей.
Уровень класса/группы:
публикация, размещение и соблюдение правил против травли, принятых в организации;
проведение регулярных классных собраний;
проведение собраний для родителей;
проведение встреч с учащимися - участниками травли (медиация);
организация встреч с родителями детей, которые участвуют в травле;
работа над индивидуальными планами по внедрению программы для учащихся, включенных в ситуацию травли.
Уровень сообщества:
включение представителей местного сообщества в Комитет по координации и предотвращению травли,
развитие партнерских отношений с членами сообщества для поддержки программы в образовательной организации,
помощь в распространении антибуллинговых сообщений, принципов и наилучших практик в других организациях.
[
1
]
Заключение
На основании проведенной мной проектной работы можно сделать следующий вывод: проблема буллинга является актуальной в учебных заведениях. Я изучила тему буллинга в школе.
Проведя тщательный анализ, я пришли к выводу, что буллинг представляет собой форму насилия, которая характеризуется систематическим и продолжительным давлением, осуществляемым одним или несколькими лицами в отношении человека, который не в состоянии защитить себя.
Из проведенного мной опроса стало ясно, что все опрошенные осведомлены о понятии "буллинг" и знают, как с ним бороться. Для предотвращения случаев буллинга необходимо работать над культурой учеников и проводить своевременную профилактику этого негативного явления. В рамки своего проекта я создала памятку рекомендаций для детей и подростков, в целях профилактики явления буллинга.
Поставленная цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Список литературы
Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С.45-50.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследования и культурный феномен. – Журнал высшей школы экономики. Психология., 2013, т. 10, №3, с. 149- 159
.
«Буллинг – что это такое, и когда он появился?» С.С. Попов.
Кривцова, С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных / С. В. Кривцова. – М.: ФИРО. – 2011
.
Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д. В. Молчанова, М. А. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020 — 72 с.— 200 экз. — (Современная аналитика образования. Nº 1 (31)).
Профилактика травли (буллинга) в профессиональных образовательных организациях. Методические материалы / Автор-составитель Р.Г. Дубровский / под ред. Е.Г. Артамоновой. - М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2022. - 22 с.
Сибирский психологический журнал/Методологические обоснования для разработки программ профилактики подросткового буллинга/Е.Н. Волкова, Л.А. Цветкова, И.В. Волкова/ 2019 Nº 74 C. 88-100
.
Травля — Википедия (wikipedia.org)
Приложение
Приложение№1
Бланк анкеты
1. Укажите свой пол.
Мужской
Женский
2. Сколько вам лет?
14
15
16
17
17
18
3. В каком вы классе?
8
9
10
11
4. Вы знаете, что такое «буллинг» и как с ним справиться?
Да
Нет
Где-то слышал(а)
5. Испытывали буллинг на себе?
Да
Нет
6. К кому бы обратились за помощью, если бы буллинг произошел с вами?
К родителям
К учителям
К друзьям
Ни кому не говорил(а) бы
7. Где по вашему чаще всего встречается травля?
В школе
Во дворе, на улице
В социальных сетях, в интернете
Всё выше перечисленное
8. Сталкивались с буллингом в школе?
Да
Нет
9. Если на предыдущий вопрос вы ответили да, то в какой роли вы выступали?
В роли обидчика
В роли жертвы
В роли наблюдателя
10. Как вы думаете нужна ли профилактика буллинга в школе?
Да
Нет
Приложение№2