Что мы знаем о России | Баловнева Кристина Юрьевна. Работа №145412
Автор: Баловнева Кристина Юрьевна
«Что мы знаем о России»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.
Автор: Баловнева
Кристина Юрьевна
Воспитатель МДОУ Д/С157 «Сказка»
Г.Магнитогорск., Челябинской области
Занятие по патриотическому воспитанию
«Что мы знаем о России»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.
Материалы: Изображения герба и флага, проектор, компьютер, презентация.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Ход занятия
(слайд 1,2,3,4,5,6,7,8)
Воспитатель:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(Слайд9)
Воспитатель:
– Назовите столицу России. (Москва.)
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
(слайд10)
Воспитатель:
– Президентом нашей страны является…? (В. В. Путин.)
(Слайд 11)
Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
(Слайд 12)
Что обозначает белая полоса? (Белоствольные берёзы, белые облака, белый снег, белые ромашки)
А что обозначает синяя полоса? (Реки, моря, озёра, небо).
А что обозначает красная полоса? ( Огонь, солнце, тепло, любовь).
Ребёнок:
Белый цвет-берёзка.
Синий-неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Воспитатель:
- А где мы можем увидеть наш флаг? (на самолетах, на военных кораблях, на Кремле, на соревнованиях)
(слайд 13,14,15)
Воспитатель:
Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение.
- Что изображено на нашем гербе? (на красном щите изображен золотой двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья)
- Почему на гербе России изображен орёл? (орел означает силу и непобедимость нашей страны)
- А почему две головы у орла? (наша страна очень большая одна голова орла смотрит на Восток, другая – на Запад)
- Сколько корон над головами орла? (три)
- А что они означают? (Три короны над двуглавым орлом означают единство России).
- Что держит орёл в правой лапе? (скипетр)
- Что держит орёл в левой лапе? (державу)
-Что означают скипетр и держава? (единство России и её независимость от других государств)
Что изображено на груди орла? (Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом.).- Как зовут всадника? (Георгий Победоносец)
Ребёнок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Слайд 16)
Воспитатель:
– А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)
– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.
(Прослушивание отрывка гимна.)
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, - это карта нашей страны. Видите, какую огромную территорию она занимает: от запада до востока, от севера и до юга. Это наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна, в которой мы живём?
Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”?
(Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем.
Родина у каждого человека одна.)
(слайд 17)
Воспитатель:
Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса и города,
Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы...
Мы увидим даль без края, тундру где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая наша Родина большая,
Необъятная страна.
(слайд 18,19,20,21,22,23)
Воспитатель:
В России проживает очень много людей разной национальности.
Живут в России разные народы с давних пор.
(слайд24)
Воспитатель:
Одним тайга по нраву, другим степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один- черкеску носит, другой надел халат.
Один-рыбак с рожденья, другой оленевод.
Один кумыс готовит, другой готовит мёд.
Одним- милее осень, другим- милей весна.
А Родина Россия у нас у всех- одна.
(слайд25)
Воспитатель:
Посмотрите сколько у нас людей разных национальностей (русские, татары, евреи, карелы, буряты, осетины, чукчи, башкиры...)
Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (внешностью, другой язык...).
Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, праздники, свои национальные костюмы. Даже еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, а народы крайнего Севера – мясо оленины и рыбу, русские
своих друзей угощают вкусными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Больше всего в России проживает русского народа, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой. А как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)
(слайд26)
Воспитатель:
Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т. д.)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад
(слайд 27)
Воспитатель:
Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)
– Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т. д.)
(слайд 28,29)
Воспитатель:
А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т.д.)
Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)
(слайд 30,31,32,33)
Воспитатель:
Еще в наших лесах живут птицы, животные.
Каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.
)А
каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.)
(слайд34,35,36)
Воспитатель:
В России очень много
рек-могучих
, полноводных. Реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)
2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)
3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)
Молодцы! А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)
(слайд37,38)
Воспитатель:
Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Молодцы!
(слайд 39,40)
Воспитатель:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
– Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
(слайд 41)
Воспитатель:
Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель)
(слайд 42)
Воспитатель:
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
(слайд 43)
Воспитатель:
Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
(слайд 44)
Воспитатель:
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Итог занятия
Молодцы, ребята, скажите, что вам больше всего запомнилось на занятии?
Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию. Подумайте и назовите, какие наши действия, какие наши дела россиян необходимы нашей Родине?
Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе.