"Что такое Холокост?"

Автор: Боброва Татьяна Владимировна

Цель: Воспитывать чувство уважения и сострадания к памяти жертв Холокоста. Познакомить обучающихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста.

Задачи: Познакомить обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста.
Кратко ознакомить с историей лагерей Освенцим, Майденек, Дахау и т.д.
Воспитывать у обучающихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время.
Осознать важность сохранения памяти о жертвах Холокоста.
Продолжать формирование чувства толерантности, сострадания и милосердия, гражданской ответственности учащихся.
Способствовать формированию у обучающихся стойкого иммунитета, неприятия идей расизма и фашизма, умение противостоять современной неофашистской пропаганде.

Оборудование: ПК, Мультимедиа проектор, колонки.  Видео «Бабий яр», «Бухенвальд-воспоминания узника», «Майданек», «Мальчик в полосатой пижаме», соцопрос «Что такое холокост?» «Освенцим» «Экскурсия в Саласпилс», « Презентация «Холокост», аудиозапись «Реквием» Моцарт.

Эпиграф: «Память о холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.


                                                 Ход мероприятия:

Вводная часть.

1 Ведущий: Вы знаете что такое война? Как вы понимаете слово война?(ответы детей.) (Слайд 2)

Война это вооружённая борьба между противниками.

2 Ведущий: Что такое мировая война?(ответы детей)

Противоборство коалиций (союзов, блоков) государств,охватывающее большую часть стран мира. (Слайд 3)

1 Ведущий: Что такое отечественная война? (Ответы детей.)(Слайд4)

Когда во время войны на защиту Родины встает весь народ, независимо от сословия и имущественного положения, то ее называют отечественной. Другими словами, отечественная война – это когда народ борется за свою страну, за ее независимость и освобождение от захватчиков не по принуждению, а исходя из своих убеждений и моральных принципов. Это война, в которой на кон ставится само существование страны.

Приведите примеры таких войн. (в нашей истории было 2 таких войны Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945г. )
2 Ведущий: Вы знаете кто такой Наполеон? (ответы детей)(Слайд 5)

Наполеон Бонапарт, живший с 1769 по 1821 года, является одним из самых выдающихся французских военачальников и государственных деятелей.
 Император французов в 1804—1815 годах, заложивший основы современ-ного французского государства.

1Ведущий: Вы слышали кто такой Гитлер?(ответы детей.)(Слайд 6)
Адольф Гитлер , 1889 - 1945 . Вождь национал-социалистической немецкой рабочей партии , глава нацистской Германии в 1933-1945 , диктатор. Следует отметить, что именно Гитлер начал Вторую Мировую Войну. Нацист, мечтавший создать общество, состоящее лишь из одних немцев. Другие национальности считал ниже себя, соответственно, их надо было уничто-жить, чем он и занимался, оказавшись у власти.  Гитлер был нацистом, а не фашистом.
2 Ведущий: кто такие фашисты?(ответы детей.)(Слайд 7)
Люди, считающие, что власть имущие знают лучше всего народа, как этому народу жить. Культ насилия, возведенный в абсолют, нетерпимость, борьба с инакомыслием, массовые репрессии.
Вариант тоталитарного политического режима , особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, введение однопартийной системы.
 

1 Ведущий: кто такие нацисты?(ответы детей.) (Слайд 7)

 Нацисты - это люди, превозносящие превосходство своей нации над другими. В отличие от националистов, они действуют не только в своей стране, но и в других. Немцы обозначались сверхчеловеками, остальные - недочеловеками. Немецкая нация ставилась выше всех других.

2 Ведущий: Что такое холокост? (ответы детей)(Слайд 8)

(видеоролик № 1, соцопрос «Что такое Холокост?»)
1 Ведущий: В широком смысле_преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных,  поляков, евреев, безнадёжно больных и инвалидов, стариков и детей.) в период существования нацистской Германии.
В узком смысле-преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны.(Слайд 8)

                                                    Основная часть.
2 Ведущий:
Возможно, вы спросите: почему именно сейчас, когда прошло более 70 лет, когда мир и так напряжён, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим  о холокосте?

Почему мы говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскрёбы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чём не повинных людей!? Почему снова- о холокосте?
Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост-это общечеловеческая трагедия. Холокост-это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.(Слайд 9)
1 Ведущий: Рассказывая о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: «Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?»
2 Ведущий: Наш долг и обязанность-помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости. Мы-это и вы, любой и каждый из нас. Давайте узнаем как это было.

1 Ведущий: После оккупации, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте. документу всех евреев следовало поместить в изолированные районы крупных городов - гетто; при этом вся собственность евреев подлежала конфискации. В лагерях евреи должны были трудиться как даровая рабочая сила. Так продолжалось до 1941 года, когда фюрер обратил внимание своих подчиненных на «неэффективность принимаемых по очистке Германии от евреев мер». (Слайд 10)
2 Ведущий: В 30 годы Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Вдруг выяснилось, что еврейские дети-другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
1 Ведущий: 20 января 1942 года состоялась конференция, на которой нацистские лидеры обсудили меры и средства по выполнению приказа "О проведении мероприятий для окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния". По итогам конференции было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда в дальнейшем нацисты рассчитывали отправить все еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец.) В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых тел и душ детей, взрослых и стариков.
2 Ведущий:   (Слайд 11)
Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу.

1Ведущий: В этом печальном стихотворении вы слышали слова Бабий Яр. А кто-нибудь из присутствующих знает, что это такое? Или вы где-нибудь слышали данное выражение? (ответы детей)
В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.

2 Ведущий: В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Овраг, в который фашисты скидывали тела расстрелянных. Самому маленькому ребёнку, погибшему в Бабьем Яру, было 3 дня. Самому древнему старику-106 лет.  Их убили 29 сентября 1941 года вместе с несколькими тысячами –  молодых и старых женщин, детей, подростков, инвалидов – разных,  но их объединяло одно – все они были евреями. (Видео «Бабий Яр»)
1 Ведущий: Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».
 Во время Второй  мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. 
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.
2 Ведущий: 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами, прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.  Этот ужас пережили не только взрослые, но и дети. Еврейские дети до 14 лет с матерями, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь, отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев
. Наиболее  высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория. Организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау) в апреле 1940 года.  Комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т. к.  располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 человек – стали его жертвами. (Слайд  12)(Видео «Освенцим»)
1 Ведущий:
Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток.  Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли...(Слайд 13  )(Видео « Бухенвальд-воспоминания узников»)
2 Ведущий: Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более  миллиона узников.  В лагере было уничтожено 360 тысяч человек. (Слайд 14)(Видео «Майданек»)
1 Ведущий: Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии.  Создан в марте 1933 года.  Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран.
Из них 70 тысяч погибло.(Слайд 15)
2 Ведущий:
 Саласпилс –  концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший   печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови  для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.  (слайд 16)(Видео «Саласпилс»)

                                               Итог мероприятия:

1 Ведущий: Сегодня, в день памяти жертв фашизма, мы вспоминаем жертв Холокоста. (Слайд 17)

В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступлениями против человечества.

Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.
 2 Ведущий: Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время.  А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

1 Ведущий: Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; через все эти испытания прошёл русский народ. Это часть всемирной истории.

Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста.

Давайте почтим память о погибших минутой молчания.

Звучит «Реквием» Моцарта.

2 Ведущий:
Говорят погибшие. Без точек. 
И без запятых. Почти без слов. 
Из концлагерей. Из одиночек. 
Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради. 
Письма. Завещанья. Дневники. 
На кирпичной, на шершавой глади 
Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой. 
На стене осколками стекла. 
Струйкой крови на полу барака 
Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье 
В грудах пепла раздувает жар. 
Маутхаузен. Орадур. Дахау. 
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого: 
В эти мне отпущенные дни 
Вымолвить хоть слово, хоть полслова, 
Но из тех, что унесли они.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x