Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Что такое суффикс? (конспект урока по русскому языку) | Володина Мария Викторовна. Работа №334003

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье представлена технологическая карту урока русского языка для третих классов по теме: "Что такое суффикс?". Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов. По суффиксам можно определить часть речи. Такая часть слова, как суффикс, не вызывает затруднений у детей в его нахождении и выделении при грамотной подаче новой информации обучающимся. 

В данной технологической карте урока дети с помощью учителя узнают эту часть слова.

Тема урока: «Что такое суффикс?»

3 класс

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: познакомить с понятием «суффикс».

Задачи:

Образовательные: отработать умение самопроверки и взаимопроверки; формировать умение находить суффикс слова.

Деятельностные: развивать мышление, воображение, восприятие, речь; развивать умение сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

находить в словах суффикс;

р

азличать суффикс как част

ь слова, образующую новые слова;

в

ывести алгор

итм нахождения суффикса в слове;

о

пределять значение суффикса.

 

Регулятивные УУД:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

оценка.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

планирование учебного сотрудничества;

управление поведением партнера: контроль, коррекция и оценка его действия.

Познавательные:

Общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение.

Логические:

анализ;

синтез;

сравнение;

классификация;

обобщение;

подведение под понятие

.

самоопределение;

смыслообразование

– установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Формы урока: индивидуальная, фронтальная.

Методы урока: словесный, наглядный, поисковый.

Оборудование:

Учебник Русский язык 3 класс – Учебник в 2 ч. В. П.

Канакина

, В. Г. Горецкий.

Презентация для учеников «Суффикс как часть слова», раздаточный материал

 

 

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

1. Формирование нового знания с опорой на ранее изученное.

 

Организационный момент

Цель: мотивация учения, создание рабочего настроя.

- Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку?

- Давайте посмотрим, как ваше настроение: перед вами на столах лежат цветные квадратики: красный, синий, зеленый. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которая соответствует вашему настроению именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам не интересно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое. Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение и большой багаж новых знаний! Прежде чем начать урок, проверьте, всё ли готово к уроку: на краю парты у вас должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

- Здравствуйте! Да, мы к уроку готовы.

 

Дети слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поднимают один из трех цветов в зависимости от настроения и желания работать на уроке.

 

 

 

Проверяют подготовку к уроку.

Личностные:

- самоопределение

Регулятивные:

- саморегуляция

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи путём создания учебной ситуации.

Цель: мотивация изучения языкового материала.

- Ребята, давайте с вами отгадаем загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками.

- Какой здесь корень?

- А какое здесь окончание?

- Абсолютно верно. Ребята, а как мы будем звать ежа, если он маленький?

- Правильно. Какие же здесь части слова?

 

- Что изменилось в нашем слове? Что его сделало таким «маленьким»?

- Вы знаете, что это за –ик- такое?

- А хотите узнать?

 

 

- Ёж

 

- корень –ёж-.

- окончание нулевое

- ёжик

 

- окончание нулевое, корень – -ёж-.

- Его сделало маленьким слог -ик-.

- Нет, не знаем.

- Конечно, хотим.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- поиск и выделение необходимой информации

- структурирование знаний

- смысловое чтение

Логические:

- анализ

- синтез

- подведение под понятие

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

 

регулятивные –проявляют познавательную инициативу,

Коллективное решение учебной задачи, путем анализа языкового материала.

Цель: выделить существенные признаки языкового понятия.

 

- Ребята, а как зовут маму ёжика?

- Верно. Давайте запишем наши три слова – ёж, ёжик и ежиха в столбик.

 

 

 

- Ребята, давайте нарисуем модели этих слов.

- Ребята, что общего в этих словах? В какую группу их можно отнести.

 

- Хорошо. Давайте выделим корни в словах и нанесем корни на наши модели слов.

- Ребята, а что еще мы можем выделить в наших словах?

- Абсолютно верно. Давайте выделим окончание и в наших словах и на моделях.

- Ребята, что у нас осталось не отмеченным?

- Верно, давайте над этими частями поставим знаки вопроса.

- Ребята, что вы можете сказать об –ик- и –их- ? Это части слова или может быть это слова?

- Верно. А посмотрите на расположение этих частей. Где они находятся?

- Ребята, а давайте закроем ладошкой эти части –ик- и –их-. Что произошло с нашими словами?

 

 

 

 

 

- Верно. Значит, чему способствует наша частица?

- Абсолютно верно!

- Ежиха.

Записывают слова в столбик.

Ёж

Ёжик

Ежиха

Рисуют модели слов.

 

- В этих словах общий корень. Значит они однокоренные.

Выделяют корни.

 

 

- Окончание.

 

Выделяют окончание.

 

 

- Части слова –ик- и –их-.

 

Ставят знаки вопроса.

 

- Это части слова.

 

 

 

- Они стоят после корня.

Закрывают ладошкой.

- Слово ёжик исчезло, осталось слово ёж. Вместо слова ежиха, получилось – ежа. Слова потеряли свой изначальный смысл, вернулись к первоначальному слову.

- Помогает образовывать новые слова.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- структурирование знаний

Логические:

- анализ

- синтез

- подведение под понятие

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

 

регулятивные –проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

Обобщение, выделение признаков и установление связей между ними.

Цель: обобщить признаки языкового понятия и установить связь между ними.

- Итак, ребята, давайте обратимся к нашей схеме и составим определение.

- Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

 

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- структурирование знаний

- смысловое чтение

Логические:

- анализ

- синтез

 

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Ознакомление с определением понятия и введения термина.

Цель: осознания учениками существенных признаков понятия.

- Верно! А кто-нибудь знает, как эта частица называется?

- Чтобы узнать название этой части слова вам необходимо расшифровать ребус.

- Правильно, ребята! Это часть слова называется суффикс. У суффикса, как и у остальных частей слова, есть своя «одежда». Суффикс обозначается - /\. На что похожа «одежда» суффикса?

 

- Верно. Теперь, когда вы узнали новую часть слова, вы можете сформулировать тему нашего урока.

- Да, кто может мне сказать цель нашего урока?

-Верно! Ребята, а теперь давайте прочитаем, что же об этом знают ученые и какое обозначение они дают суффиксу. Давайте откроем учебник на стр. 89 и сравним определения.

 

- Наши определения похожи друг на друга?

- Тогда это говорит нам о том, что мы сделали все правильно! И теперь, мы знаем, что часть словаик- в нашем слове «ёжик» - это суффикс. Давайте друг другу похлопаем! Вы большие молодцы!

 

- Нет.

 

- Суффикс.

 

 

 

 

 

- Одежда похожа на крышу домика, на шалаш, на стремянку.

- Тема нашего урока «Что такое суффикс?»

- Познакомиться с понятием «суффикс».

Открывают учебник на стр. 89, рассматривают определение, составленное по модели, и сравнивают его с определением, которое дано в учебнике.

- Да!

 

 

 

 

Хлопают друг другу.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

Логические:

- анализ

- синтез

- подведение под понятие

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

Физ. минутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка

- Я вижу, вы устали, давайте немного отдохнем. Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы садитесь на корточки и строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то встаете прямо и хлопаете в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазищи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встают, присаживаются, встают, присаживаются, встают, присаживаются, встают, присаживаются, встают, присаживаются, встают, присаживаются.

Регулятивные:

- саморегуляция

Познавательные:

Общеучебные:

- структурирование знаний

Логические:

- анализ

- синтез

 

 

2. Первичное закрепление

 

Цель: конкретизация изучаемого языкового явления, посредством упражнений в распознавании изучаемого понятия среди других и применение полученных знаний на практике.

Суффикс – важная часть слова,

Им кончается основа.

После корня он стоит,

Превращая дом в домишко,

А ружье, друзья, в ружьишко.

Кота Мурзика в котенка,

А собаку в собачонку.

 

Слушают внимательно.

 

 

2.1. Упражнения для развития первичных грамматических умений.

Цель: проверить умения учащихся находить данное понятие в тексте.

- Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в сыщиков. Посмотрите на упр. 165 на стр. 89. Выпишите данные слова и попробуйте найти в них суффикс и выделить его.

- Выполнили?

- А у этих слов есть что-нибудь общее?

 

- Отлично, а где находится суффикс?

- Правильно, а для чего служит суффикс?

 

- Хорошо, давайте проверим, как вы выполнили задание.

Дети записывают слова и выполняют задание.

 

 

 

- Да!

- У каждой группы слов есть общий корень.

- Суффикс стоит после корня.

- Суффикс служит для образования новых слов.

Проверяют задание.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- поиск и выделение необходимой информации

- структурирование знаний

Логические:

- анализ

- синтез

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

2.2. Упражнения по видоизменению грамматических форм.

Цель: научить изменять формы слова.

- А сейчас обратите внимание на доску. Нам необходимо образовать из данных слов: пион, цвет, Маша, друг, стакан, белый, лимон, гриб;, новые слова с помощью суффиксов: -ЧИК-, -ЕНЬК, -ОК-. Запишите в тетрадь сначала слово без изменения, а затем через тире запишите слово с суффиксом. Выделите их.

- Закончили?

- Давайте проверим (на сладе появляются правильный вариант написания слов). Ну что, все правильно сделали?

- Умнички!

Дети записывают в тетради слова:

Пион – пиончик, цвет – цветок, МашаМашенька, друг – дружок, стакан - стаканчик, белыйбеленький, лимон – лимончик, гриб – грибок.

 

- Да.

- Да.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- структурирование знаний

- смысловое чтение

Логические:

- анализ

- синтез

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

2.3. Упражнения, связанные с конструированием языкового материала.

Цель: закрепить умение самостоятельно подбирать материал в нужной грамматической форме.

- Вы отлично справляетесь с заданиями. Давайте перейдем к следующему. Сейчас вам нужно будет вставить в текст слова с нужным суффиксом и в правильной форме.

Текст:

Мелкий _______ шел уже третий день. Намокли зеленые _______ _______, намокли и __________, и их _________ с __________ повисли вниз. Намокла кора деревьев. Промокла земля. Все было мокро.

И _______, и _________, и ________, и жукам — всем было плохо. Все они прятались куда попало, чтобы обсушить свои _________, ___________, пушистый мех. 

Слова для справки:

Дождь, лист, дерево, трава, вершина, цветок, зверь, птица, бабочка, перо, крыло.

 

Суффиксы:

-ик, -очк, -ев, -инк, -к, -ичк, -ышк.

- Ну, что, ребята, получилось?

- Выделите суффиксы, которые вы употребили с данными словами.

- Давайте проверим (на доске появляется правильный текст).

- Все правильно сделали?

- Вы большие молодцы!

Дети списывают текст, вставляя слова:

 

Мелкий дождик шел уже третий день. Намокли зеленые листочки деревьев, намокли и травинки, и их вершинки с цветочками повисли вниз. Намокла кора деревьев. Промокла земля. Все было мокро.
И зверькам, и птичкам, и бабочкам, и жукам — всем было плохо. Все они прятались куда попало, стараясь обсушить свои перышки, крылышки, пушистый мех. 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, получилось.

 

Выделяют суффиксы.

Проверяют работу.

 

- Да, мы сделали правильно

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- структурирование знаний

- смысловое чтение

Логические:

- анализ

- синтез

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

2.4. Речевые упражнения, которые являются результатом работы над языковым понятием.

Цель: научиться подбирать языковой материал и передавать содержание.

Диктант по теме «Суффиксы»

«Весенняя поездка».

       В субботу мы всем классом ездили за город. Учительница Алла Петровна хотела показать нам цветущий вишнёвый сад. Посадка занимала большую территорию. Роскошь цветущих деревьев околдовала нас.

       Учительница повела нас к роднику. Она взяла ковш, зачерпнула холодной родниковой водицы. Какой вкусной она была!

       Вечерело. Луч солнца тронул вершинки вишенок. Пора домой. Надолго запомнили мы чудесную поездку.

Слова для справок: всем, цветущий, околдовала, вечерело.

Задание:

1 вариант.

1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -ечк- или -ичк-.

Единица, книжка, пташка, страница, ложка, подушка, чашка, шишка.

2. Спиши слова.  Вставь, где это необходимо,  мягкий знак.

Стриж…, дрож…, падеж…, мяч…, лож…, экипаж…, тиш…, ключ….

2вариант.

1.От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -енк- или -инк-.

Тропа, вишня, солома, сосна, царапина, башня, трещина, смородина

2.Спиши слова.  Вставь, пропущенные буквы.

Букашчка, рубашчка, кош…чка, чаш…чка, сит…чко, врем…чко, сем…чко, пуговчка.

Пишут под диктовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания по вариантам.

 

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

- структурирование знаний

- смысловое чтение

Логические:

- анализ

- синтез

 

 

3. Рефлексия, подведение итогов.

 

- Итак, ребята, какая цель была поставлена на уроке?

- Достигли ли мы ее?

- Что такое суффикс?

- Для чего нужен суффикс в нашей речи?

- Я очень рада, что мы сегодня смогли вместе сделать столько открытий. А сейчас я предлагаю оценить нашу с вами работу сегодня.

- Ребята, на доске висит наше облачко оценок. Если вы считаете, что вы сегодня активно работали на уроке, то повесьте на него желтое солнышко, если вы считаете, что работали хорошо, но недостаточно активно, то повесьте оранжевое солнышко, если вы считаете, что вы сегодня совсем не работали на уроке, повесьте красное солнышко.

 

- А теперь запишите домашнее задание: Упр. 166 на стр. 90. Давайте его разберем. Вам необходимо прочитать текст и выполнить задание под 2 точкой: выписать однокоренные слова и выделить в них корень, суффикс -ич-, -ск- и окончание. Обратите внимание, в каких еще словах есть суффикс –ск-.

 

- Всем спасибо за работу, урок окончен.

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Ребята вешают солнышки определенного цвета.

 

Личностные:

- самоопределение

Регулятивные:

- саморегуляция

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×