Декоративное прикладное искуство

Автор: Семинихина Ольга Александровна

1.    Возникновение и развитие народного декоративно-прикладного искусства

Городецкая роспись

В   рисунках  росписи  в  это  время используются в основном мотивы, ха­рактеризующие  искусство резных  до­нец: всадники на конях, изображения птиц и цветов. Постепенно круг сюже­тов  росписи  расширяется.

В поисках новых тем  и  сюжетов  мастера  обра­щаются  непосредственно  к  окружаю­щей их жизни, но не к прозаической, обыденной  ее стороне, а к празднич­ной, привлекающей мастеров возмож­ностью  создать красочные картинки гуляний и посиделок, застольных бе­сед,    чаепитий,    выступлений    цыган­ского хора на ярмарке, веселых ката­ний в возках, запряженных ретивыми конями, и т. д.

Сре­ди них встречаются совсем необыкновенные. Вот Полкан - получеловек, полуконь. А деревенские бородатые мужички изоб­ражаются за работой («Мужик пасет коня», «Мужик-сеятель» и др.). Фигурки людей приземистые, с короткими руками и но­гами, с крупной головой. Роспись игрушек не такая яркая, как у дымковских и филимоновских игрушек, потому что мастера используют черные, коричневые и темно-зеленые краски. Роспись наносилась растительны­ми и клеевыми красками. Основными цветами в росписи были: желтый, чер­ный, зеленый, красный, синий. Цветов немного, но смешанные между собой или разделенные, они давали дополни­тельные оттенки: розовый, голубой, вишневый, оливковый и т. д. Яркие и густые цветовые пятна, положенные в 2-3 слоя на гладкокрашенных фо­нах (преимущественно на желтом), создавали праздничное настроение!

А этих нарядных коричневых птичек лепят и украшают в городе Торжке Калининской области. Петушки, лебеди, куроч­ки и уточки украшены узорами из разных кружков, точек, маз­ков. Самое заметное отличие в узорах - это налепы, выпуклые двух-трехцветные овалы. А краски матовые и блестящие. Бле­стящей эмалью раскрашены хохолки птиц, глаза и другие час­ти. Во всех узорах есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками. Эти цветы, хоть и называются купав­кой, розаном, придуманы художниками и только немного похо­жи на настоящие цветы, мастера объединяют их в плотные цве­точные гирлянды. В середине каждой гирлянды находится круп­ный цветок, а слева и справа от него расположены цветы и лис­тья поменьше, на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда посте­пенно уменьшается. Все гирлянды симметрич­ные, потому что у них правая и левая стороны одинаковые.

Следует отметить от­разившиеся в росписи влияния города. Сцены  гуляний  горожан  в  характер­ных для того времени нарядах, сцен­ки за столом в интерьере явно город­ского уклада жизни - все это свое­образные «картины»   быта   Городца, хорошо знакомого  и  близкого масте­ру.

Золотая хохлома

Хохлома – один   из  древнейших  русских  художественных  промыслов,  несущий  в  себе  характерные  черты    народной  культуры.

Хохломскую   роспись  называют  пламенной  и  золотой.  В  этом  есть  и  конкретная  характеристика  и  иносказания:  пламенная – потому,  что  окрашенная  посуда  закаливается  в  пламени  горячей  печи.  А  золотая  она  оттого,  что  простая  по  материалу  посуда  блестит  словно  золотая.

Достигается  это тем, что деревянная вещь проходит  соответственную  обработку:  вырезанные  из  липы  или  берёзы  вручную  или  выточенный  на  станке   полуфабрикат  (форма  будущего  изделия)  покрывают  слоем  жидкой  глины,  пропитывают  льняным  маслом,  шпаклюют,  ликвидируя  трещины  и  другие  дефекты,  затем  вновь  покрывают  маслом,  и  подсушивают  до  неполного  высыхания.  После  того,  как  художник  украсит  изделие  орнаментом,  на  него  наносят  лак.  Далее  следует  закалка  в  печи  при температуре 100-120 градусов  С,  под  влиянием  высокой  температуры,  плёнка  лака,  покрывающая  роспись  темнеет  и  приобретает  тёплый  янтарный  оттенок,  а  просвечивающееся  сквозь  его  поверхность  дерево,  закрашенное  серебристым  алюминиевым  порошком,  становится  похожим  на  золотое.

Покрывающий изделия орнамент, созданный хохломскими мастерами,  превращает  самые  простые  вещи  -  деревянные  чаши,  ложки,  солонки  в  произведения  искусства. Украшая  предмет,  художник  никогда  не  повторяет  узор,  он  всякий  раз  располагает  по-новому: цветы,  листья,  траву,  придавая  рисункам  неповторимое  своеобразие.

Специфическая  технология  ограничивает  палитру  применяемых  для  росписи  масляных  красок,  выдерживающих  температурный  режим  и  дающих  выразительное  сочетание  с  «золотым».  Их  группу  составляют  красный,  чёрный,  зелёный,  коричневый,  желтый  цвет.  Разнообразие  росписи  достигается  умением  находить  варианты  цветовых  сочетаний,  использованием  одного  цвета  как  главенствующего.

Кроме  того,  существенные  различия  в  художественном  оформлении  изделий  достигаются   несколькими  сложившимися  приёмами  росписи.

В  хохломской  росписи  сложились  два  вида  письма:  «фоновое»  и  «верховое». Сохранились  они  и  до  сих  пор,  хотя  по  сравнению  с  росписью  конца  девятнадцатого  века  современная  роспись  богаче  по  композиции  и  разнообразию  мотивов.

При  «верховом»  письме  мастер  наносит  рисунок  чёрной  или  красной  краской  на  золотой  или  серебряный  фон  изделия.  Здесь  можно  выделить  три  типа  орнамента:

·        «травная»  роспись;

·        роспись  «под  листок»   или  «под  ягодку»;

·        роспись  «пряник»  или  «рыжик».

«Травяная роспись» напоминает знакомые всем с детства и  привычные  травы: осоку, белоуч,  луговик  и  другие.  Это,  пожалуй,  наиболее  древний  вид  росписи.  Он  пишется   завитками,  разнообразными  мазками,  мелкими  ягодами  или  колосками  по  серебристому  фону.

«Травный» рисунок всегда был популярен среди  хохломских мастеров  росписи. С  большой  любовью  выписывали,  да  и  сейчас  пишут  этот  рисунок  кистью,  то,  собирая  его  в  густые  кусты,  то,  разбрасывая  их  по  поверхности  изделия,  создавая  свои  варианты  традиционного  орнамента.

Приёмы  росписи  растительного  орнамента  настолько  разнообразны,  что из–под кисти  мастера  выходят  удивительные  мотивы.  Они   сливаются  в  своеобразные элементы, сочетание которых  создаёт  множество  комбинаций. Из  отдельных  травинок  художники    пишут  излюбленный  ими   мотив  петуха  (или  курочки),  который  восседает  на  «древе»  или  клюёт с  него  ягоды.

Роспись под «листок», «плод «ягодку»  Письмо,  в  которое,  помимо  травки,  мастера  включают  листья,  ягоды  и  цветы,  носит  характерное  название  «под  листок»  или  «под  ягодку».   Эти  росписи  отличаются  от  «травки» более крупными мазками, образующими  формы  овальных  листочков, круглых  ягодок, оставляемых  тычком  кисти.  Народные  мастера  берут свои мотивы,  стилизуя  различные  природные   растительные формы. Поэтому  не  удивительно, что на изделиях  хохломских  мастеров  видны  цветы  ромашки,  колокольчика,  тюльпана,  листы  винограда,  земляники,  ягод  смородины,  крыжовника,  клюквы.

Основу росписи «под листок» составляют остроконечные или  округлые листья,  соединённые  по  три  или  пять,  и  ягоды,  расположенные  группами около гибкого стебля. В росписи больших  плоскостей  используют  мотивы   покрупнее – вишня,  крыжовник,  клубника,  виноград.  Эта  роспись  обладает  большими  декоративными  возможностями.  В  сравнении  с  «травкой»  она  многоцветнее.  Например,  если  в  «травной»  росписи  используют  в  основном  чёрный  или  красный  цвет,  то  в  росписи  «под  листок»  или  «под  ягодку»  мастера  пишут  листочки  зелёными,  а  также  в  сочетании  с  коричневым  и  желтым.  Эти  росписи  обогащаются  травным  узором,  который  пишется  в  таких  композициях  зелёной  краской  и  коричневой.

Будучи  удивительно  наблюдательными,  мастера  росписи черпают  из  природы  нескончаемое  богатство  мотивов,  перерабатывая  их  и  перенося  на  изделия,  которые  радуют  глаз,  воспитывают  любовь  и  гордость  за  свою  Родину.

Роспись под «пряник» и «рыжик»  К  «верховому»  письму  относится  ещё  одна  разновидность  росписи – «пряник» или  «рыжик».  Её  выполняют  обычно  внутри  чаши  или  блюда.   «Пряник» - это  геометрическая  фигура,  чаще  всего  вписываемая  в  квадрат  или  ромб,  украшенная  кустиками  в  углах, а в середине  прямоугольника - «большой рыжик» – солнце.  Хохломичи  «пряник»  называют  «косовик»,  так  как  из  его  углов  растут  пучки  трав,  словно  косы. 

«Росписи  пряниками»  или  «рыжиками»  более  просты  и  условны,  чем  «травные»;  когда  приглядишься  к  ним,  то  кажется,  что  Солнце  с  завитыми  по  кругу.

Лучиками – травинками   находится  в  постоянном  движении.  Захвачены  им  и  пышные  травные  побеги  вокруг.  Впечатление  такое,  словно  встречный  ветер  колеблет  и  развивает  их.

Рисунки  «верховой»  росписи  создаются  лёгкими  мазками  кисти,  сквозь  которые  мерцает  золото  фона.

При «фоновом» письме кистью сначала наносятся контурные  очертания  орнамента,  а  затем  красной  или  чёрной  краской  закрашивается  окружающий  фон,  а  сами  мотивы  тонко  прописываются  лёгким  мазком  кисти.  В «фоновом»  письме  выделяют  два  типа  орнамента:   - роспись  под  «фон»,  и «кудрину».

Роспись  «под  фон»,  как  уже  отмечалось,  начинается  с  прорисовки  линии  стебля  с  листьями  и  цветами,  а  иногда  и  с  изображением  птиц  или  рыб.  Затем  фон  записывается  краской  -  чаще  всего  чёрной.  По  золотому  фону  прорисовывают  детали  крупных  мотивов.  Поверх  закрашенного  фона  кончиком  кисти  делаются  «травные  приписки» – ритмичные  маз очки  вдоль основного стебля, тычком кисти  «налепливаются»   ягоды  и  мелкие  цветы. «Золото»  просвечивает  в  таком  виде  письма  только  в  силуэтах  листьев,  в  крупных  формах  цветов,  в  силуэтах  сказочных  птиц,  которых  любят  рисовать  хохломские  мастера.

Роспись  «под  фон»  значительно  более  трудоёмкий  процесс,  и  не  каждый  мастер  справиться  с  такой  работой.  Изделия  с  этой  росписью  предназначались  обычно  для  подарка,  а  потому  выполнялись,  как  правило,  на  заказ   и  ценились  выше.

Разновидность  «фоновой»  росписи  является  «кудрина».  Её  отличает  стилизованное  изображение  листьев,  цветов,  завитков.    Не  занятое  ими  пространство  закрашивают  краской,  и  золотые    ветви  эффектно  смотрятся  на  ярко – красном  или  чёрном  фоне.

Своё  название  «кудрина»  получила  от  золотых  кудреватых  завитков,  линии  которых  образуют  причудливые  узоры  в  формы  листьев,  цветов  и  плодов.  Роспись  «кудрина»    напоминает  ковёр.  Особенностью  её  является  то,  что  главную  роль  играет  не  кистевой  мазок,  а  контурная  линия,  плоское  пятно  золота.  Травка  превратилась  в  крупные  кудри – завитки.  Мелкою  дробью  колечек  окружены  причудливые  цветы.  Цветы  и  завитки – кудрины  всегда  золотые;  словно  жар – птицы  загораются  они  на  чёрном  или  красном  фоне. Необычайное   богатство  хохломской   росписи  достигается  тем,  что  рисунок на  поверхность  изделия  наносится  всякий  раз  импровизированно,  свободно.

Мастер  как  бы  сочиняет  на  ходу,  руководствуясь  лишь  своим  опытом и  теми  закономерностями,  которые  характеризуют  особенностями  хохломской  росписи.  В  результате  появляются  новые  мотивы  орнамента,  основанного  на  превращении  конкретных  форм  (растений,  птицы,  рыбы)  в  декоративный  цветовой  узор,  что  делает  нехитрую  деревянную  вещь  произведением  народного  искусства.

В  нашей  стране  Хохломская  роспись  получила  высокую  оценку.  На  многих  международных  выставках  изделия  Хохломы  отличались  медалями,  дипломами. 

Жостова - центр народного художественного промысла

Возникновение жостовского подносного промысла связыва­ют с предпринимательской деятель­ностью семейства Вишняковых, уро­женцев дер. Жостово Троицкой волости Московской губернии (ныне Мытищин­ский р-н Московской обл.).

Здесь в 1825 г. по инициативе О. Ф. Вишняко­ва, приехавшего из Москвы на родину, была организована мастерская по вы­пуску лакированных изделий из папье-маше с миниатюрной росписью по ана­логии с соседним лукутинским пред­приятием. Наряду с табакерками, чай­ницами и прочими вещами, почти точно-повторяющими ассортимент предметов фабрики Лукутиных, мастерская Виш­няковых, а также другие мастерские в округе стали выпускать железные ла­кированные подносы с сюжетной к цветочной росписью, которые в даль­нейшем и определили характер жостов­ского промысла.

Основным мотивом, изображаю­щимся на подносах, явились букеты, в художественном решении близкие вы­шивке бисером, росписи по фарфору подмосковных фабрик, ивановским ситцам, Павловским платкам, курским цветочным коврам.

На жостовский бу­кет влияла и народная уральская си­бирская цветочная роспись на сунду­ках, прялках, туесах, подносах. Ока­зывали влияние и утонченные «аристо­кратические цветы» петербургских ла­кированных подносов середины XIX в. Все это преломлялось в сознании жостовских мастеров и творчески преобра­жалось в самобытных по своему образ­ному строю цветочных мотивах, пол­ных символики и внутренней силы.

Гжель – центр народной керамики

Гжель - старинный гончарный район в 60 км от Москвы, объединяв­ший более 20 деревень, в которых крестьяне испокон веков делали гон­чарную посуду, игрушки, изразцы. С середины XVIII в. гжельские мастер­ские и небольшие заводики выпускали из майолики чайные и столовые серви­зы, блюда, миски, кувшины, квасники, игрушки, цветочные горшки и многое другое.

Майолика Гжели пользовалась нео­бычайной популярностью среди самых широких слоев населения тогдашней России; ее потребителями, по словам историка XVIII в. А. Болотова, кроме дворян и помещиков были «недостаточ­ные люди, раскупавшие ее во множест­ве и по дешевизне».

Формы большинства майоликовых сосудов сложились на основе тради­ционных форм чернолощеной и полив­ной керамики XVII —начала XVIII в. Те же вместительные шаровидные кувшины, высокие, стройные, с дисковидным туловом квасники и кумганы. В то же время в гжельской майолике заметно влияние господствовавшего стиля барокко. Сдержанная статичная форма сосудов XVII в. как бы ожила, напол­нилась движением, на квасниках и кумганах появились изогнутые носи­ки, ручки в виде округленного стебля, рельефные рокайльные завитки и рако­вины украшали боковые стенки сосу­дов, на плечах размещалась мелкая жанровая скульптура.

Наибольший интерес среди различ­ных типов гжельских сосудов представляет квасник с дисковидным туловом, стоящим на подставке и имеющим небольшое сквозное отверстие в цент­ре Гжельская майоликовая роспись была нарядной, красочной по цвету. Гамма росписи состояла из пяти цве­тов – желтого, зеленого, коричневого, вишневого и синего по белому фону. Многообразны мотивы росписи. На кувшинах, кумганах, квасниках, деко­ративных тарелках оживали сказочные города, фантастические птицы, живо­писные цветы и травы.

80-90-е годы XVIII в. явились вре­менем расцвета гжельской майолики. Изделия этого периода отличаются отточенностью форм, уверенной сочной росписью. Но к концу XVIII в. значе­ние Гжели стало падать, мелкие крестьянские заводы и мастерские не выдерживали конкуренции с привоз­ным дешевым английским фаянсом, за­полнившим почти весь европейский ры­нок, в том числе и Россию. С каждым годом резко сокращался спрос на май­олику. Гжельские мастера были вы­нуждены ускорять процесс изготовле­ния изделий, которые становились гру­бее, а роспись суше, небрежнее.

С конца XVIII - начала XIX в. Гжель постепенно перешла на производство полуфаянса. Полуфаянс керамическая масса, близкая по составу фаянсу; изделия из нее, покрыты прозрачной глазурью, реже эмалью, имеют серый, более пористый и толстый и менее прочный, чем у изделий из фаянса, черепок.

Из сохранившихся изделий гжельского полуфаянса больше  кувшинов, широкогорлых и устойчивых. Почти сферическое туловище  как нельзя лучше подходило для наментальной росписи, располагавшейся, обычно концентрическими кругами.

Дымковские игрушки

Наряду с гончарными промысла­ми, где мастера занимались изготов­лением посуды, во многих уголках России сложились центры, специали­зировавшиеся на глиняной игрушке. К таким промыслам относится дымковский. Название промысла про­исходит от слободы Дымково, распо­ложенной в пригороде г. Вятки (теперь г. Киров), где местное население из­давна лепило игрушки из глины.

Игрушки лепились дымковскими  слободчанами из местной красной глины, сушились, обжигались в рус­ских печах, затем расписывались красками, разведенными на яйце по мелованному фону, иногда с примене­нием сусального золота для отделки деталей.

Наиболее ранними по своему про­исхождению являются анималистиче­ские игрушки и свистульки. Одногла­вые и двуглавые кони, петушки и утицы - таков поначалу небогатый ассортимент дымковских игрушек. Мастерицы - игрушечницы постепенно расширяли тематику свистулек. Появ­ляются фигурки оленей, медведей, ба­ранчиков, коров, козлов и т.

Ранним игрушкам свойственны обобщенные, даже несколько архаичные формы. Тяга к бытовой повествовательности, к которой все больше стремились мастерицы, рождала сказочные сю­жеты: медведь-нянька, укачивающий ребенка; медведь-музыкант, играю­щий на балалайке. В этих фигурках видна попытка мастериц сообщить древним традиционным образам новое содержание. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других - немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных.

Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие - в холодных - голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие меньше покрыты узором. Мастерицы все время работают над образом, его пластичностью, и у каждой есть любимые темы. Новые материалы и условия работы несколько отличают современную игрушку от старой. Во-первых, мастерицы, вылепив игрушку, тщательно заглаживают поверхность влажной тряпкой, благодаря чему все работы современных мастеров безукоризненны по своей отделке. Этот способ отсутствовал у старых мастеров. Во-вторых, вместо мела, разведенного на молоке, используется новая краска для грунта - эмульсионные белила, которые наносятся на изделие кистью. В старину изделие несколько раз погружалось в грунт. Раньше обжиг изделий проводился в русской печи, теперь муфельные печи делают обжиг более ровным. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают.

Таким образом, детей увлекает простота формы, содержание народных игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности. Народная игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего её, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью.


2.    Условия и методика работы с детьми по ознакомлению с ДПИ.

Методику работы с детьми: следует вести одновременно в двух направлениях:

1.       Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2.       Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели  и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми  видами и формами `общевоспитательной работы  существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных качественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными. Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.      

Такое содержание, формы и методы работы можно использовать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на соответствующее производство (в художёствённый цех, мастерскую и т. п.). За неимением поблизости такого можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении.

         Одним из условий, способствующих успешному освоению знаний о декоративно-прикладном искусстве, является наличие у детей определенных задатков к искусству, но они являются лишь предпосылкой для развития способностей, которые не даются от рождения, а развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Формирование декоративного творчества у детей осуществляется постепенно, посредством творческих заданий и создания необходимых условий. Создание определенных условий способствует развитию декоративно-прикладной деятельности.

Декоративно-оформительская деятельность развивает качественно новые способности к эстетическому восприятию и художественно-творческой деятельности детей. При этом важно непосредственное участие детей в оформительской деятельности, более полно развивающей и закрепляющей их художественно-творческое представление. Художественное воспитание должно быть соответствующим образом организованно. Важно привлечь дошкольника, показать достоинства этой  среды, раскрыть ее красоту.

Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада. Так же воздействие отобранных образцов на детей во многом зависит от педагога, от того, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики. При овладении различными техническими приёмами художественной обработки материалов, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т.д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток.

В работе с детьми желательно иметь специальное игровое и демонстрационное оборудование, направленное на обогащение цветовосприятия ребенка. Можно организовать так называемый методический фонд, в который должны войти: материалы (комплекты красок – гуашь, акварель и т.д.), оборудование (кисти, палитры, ванночки для воды и смешивания красок, подставки, настольные планшеты для рисования, напольные мольберты, и конечно ленточный стол для художественно-дидактических игр и коллективного рисования детей в помещении и на участке).

Произведения изобразительного искусства (тематические подборки иллюстраций и репродукций с произведений живописи и графики, рассказывающей о роли цвета и его сочетаний. Это могут быть натюрморты, пейзажи и произведения других жанров).

Произведения народного и современного декоративно-прикладного искусства (образцы из глины, камня, дерева и текстиля и репродукции из них). Таблицы дидактические, показывающие особенности цветовых отношений, способов работы с различными материалами. Таблицы могут быть построены по принципу сближенных и контрастных сочетаний цветов, тёплой и холодной гаммы красок, ярких и пастельных тонов.

Аудиовизуальные средства (диафильмы, диапозитивы и т.д.), которые играют важную роль в развитии художественного вкуса детей. Это может быть пейзаж, передающий закат солнца, вечерних сумерек, всевозможные полевые и садовые цветы, бабочки, стрекозы, дары леса и т.д. Хорошо использовать всем детскую игрушку – калейдоскоп, где ребенок наблюдает  за чудесными превращениями орнаментальных витражных композиций в круге.  Заменяя цветные стеклышки, подбирая их по цветовым гаммам, можно получить более разнообразные, богатые цветовые сочетания. Тот же калейдоскоп, но более крупного размера (со сменными кассетами – объективами и подсветом) станет ценным художественно-дидактическим пособием. Интересны и аппараты индивидуального пользования для просмотра диапозитивов и диафильмов на дневной просвет и с подсветкой и с подсветкой искусственной).

Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрированными в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного ис­кусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декора­тивного искусства различных областей и народностей нашей стра­ны, педагог должен воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства.

Декоративное рисование решает следующие задачи:

-развивать у детей чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

-развивать чувство цвета;

-развивать способности различать стили в декоративном ис­кусстве и использовать их отдельные элементы в своем творче­стве;

-совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен раз­вивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонен­тами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимос­ти от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформ­ления, связь формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны на­учиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяет­ся как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного воз­раста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает разви­ваться еще в преддошкольпом возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании услож­няется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в раз­ных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном по­рядке для получения узора.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (напри­мер, украсить края платочка полосками). Но основная цель та­кого занятия - не создание узора, а закрепление умений прово­дить прямые линии в разных направлениях.

Детям старшего дошкольного возраста можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так   как   уровень   развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо научить:

- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

- использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

- находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

- умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Вначале закрепляются, приобретенные умения, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в начале года новому приему построения узора   на    круге -      заполнение всей формы  узором,  построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по кон­центрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

В старшем дошкольном возрасте в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор бо­лее декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разно­образные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точ­ки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, яго­ды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематиче­ском рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся ви­деть красоту цвета в определенной гамме (синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др.). Они способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонкий узор снежинок, кружева.

В старшем дошкольном возрасте детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частич­но, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлага­емые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымков­ских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и рит­мичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной тол­щины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают про­стейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

Таким образом, используя разнообразные методы и формы работы с детьми с декоративно-прикладным искусством позволяют развивать в де­тях умения декоративно работать с цветом, создавать изделия из глины, добиваться лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащать графическую вырази­тельность детских работ.

 

 

 

Автор: воспитатель Семинихина Ольга Алексадровна

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x