Дидактические игры и упражнения на формирование у детей представлений о величине. | Савчук Инна Леонидовна. Работа №206515
Автор: Савчук Инна Леонидовна
Дошкольники с задержкой психического развития испытывают значительные трудности в усвоении представлений о величине. Такие качества предметов, как длина, ширина, высота, толщина, воспринимаются ими недостаточно четко. Даже если ребенок учитывает эти качества в своей практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. При попытках сравнить ленточки разной длины, карандаши разной толщины, бруски разной высоты он не употребляет слов «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», а называет эти предметы просто большими или маленькими.
С учетом указанных особенностей необходима совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную деятельность, знакомить с разными способами обследования предметов и объектов, формировать эталонные представления о цвете, форме, величине, учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы, стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.
Дидактические игры и упражнения на формирование у детей представлений о величине.
В дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания, внимание детей акцентируется на восприятие формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Дошкольники с задержкой психического развития испытывают значительные трудности в усвоении представлений о величине. Такие качества предметов, как длина, ширина, высота, толщина, воспринимаются ими недостаточно четко. Даже если ребенок учитывает эти качества в своей практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. При попытках сравнить ленточки разной длины, карандаши разной толщины, бруски разной высоты он не употребляет слов «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», а называет эти предметы просто большими или маленькими.
С учетом указанных особенностей необходима совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную деятельность,
знакомить с разными способами обследования предметов и объектов,
формировать эталонные представления о цвете, форме, величине,
учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы, стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.
Умение воспринимать и оценивать признаки величины имеет важное познавательное значение, так как лежит в основе формирования полноценных представлений о предметном мире.
Усвоение представлений о величине проходит в несколько этапов.
1 этап. Детей учат работать с образцом: прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. На этом этапе в ряд
включается не более трех элементов.
2 этап. Вводятся упражнения на соотнесение плоскостных и
объемных элементов: например, образец составляется из трех различных по величине квадратов, расположенных в виде башни, а
ребенку предлагается выполнить аналогичную постройку из кубиков.
3 этап. Увеличивается количество элементов в ряду. Предлагаются упражнения на построение и соотнесение двух рядов. Например, предлагается для каждой матрешки подобрать подходящую по
величине корзиночку.
4 этап. Меняется направление и точка отсчета элементов ряда.
Например, дети выстраиваются по росту как обычно, а затем педагог
предлагает им построиться таким образом, чтобы впереди оказался самый низкий ребенок.
5 этап. Выкладываются только крайние элементы ряда, ребенку предлагается подобрать недостающие элементы и дополнить ряд.
6 этап. Вводятся сложные задания, в которых требуется предварительно нарисовать, схематически изобразить, а затем построить
ряд из предметов.
Ниже представлены дидактические игры и упражнения на формирование представлений о величине. Важно, чтобы ребенок вслух проговаривал свои действия, обозначая словами отношения элементов по величине.
Задание 1
Из картона вырезаются фигурки трех медведей, различные по величине, квадраты трех размеров, банки с медом, тарелки с ягодами, яблоки. Ребенку нужно подобрать для каждого медведя подходящий по величине стол и разместить угощение. Педагог побуждает к сравнению предметов по величине. После того как угощение расставлено, подводится итог: «Вот как хорошо мы встретили гостей: самого большого мишку усадили за самый большой стол, поставили самую большую банку с медом, самую большую тарелку с ягодами, положили самое большое яблоко. Кушай, Михаиле Иванович!» и т.д.
Задание 2
На столе у педагога располагаются куклы разной величины и коробка с кукольной одеждой, обувью, головными уборами. Каждому ребенку нужно выбрать одежду, подходящую его кукле по размеру. В процессе игры закрепляется словарь по теме «Одежда», детей побуждают строить развернутые фразы: «Это пальто большое, а это поменьше», «Эта юбка длинная, а это короткая».
Задание 3
Педагог выкладывает на фланелеграфе три полоски разной высоты, размещая их вертикально на одной линии-ленточке. Каждую полоску педагог выставляет со словами: «Вот как я построю лесенку — это самая высокая ступенька, затем ступенька пониже, а это самая низкая ступенька. Смотрите, дети, какая получилась удобная лесенка для куколки». Демонстрирует, как кукла поднимается вверх и спускается вниз по лесенке. Каждому ребенку дается набор полосок и предлагается рядом с образцом выложить свою лесенку. В дальнейшем комплект полосок может состоять из 5—8 элементов. Задание усложняется следующим образом: предлагается строить лесенку, начиная с самой низкой ступеньки; закончить ряд, начатый педагогом; вставить промежуточные элементы — пропущенные ступеньки; заранее нарисовать, а затем выложить лесенку.
Задание 4
Изготавливаются трафареты с прорезями различной длины и комплект бумажных полосок. Ребенку предлагается «заштопать» коврик, вложив в прорези полоски соответствующей длины. Подобные пособия следует изготовить и для упражнения детей в подборе полосок, подходящих по ширине.
Задание 5
Ребенку предлагается образец-аппликация «Снеговик», который составлен из трех кружочков, различных по величине. На голове у снеговика ведерко-трапеция. Ребенку дается чистый лист бумаги и двойной комплект геометрических фигурок, вырезанных из бумаги. Требуется выложить на листочке точно такого же снеговика и рассказать, как нужно выполнять это задание.
Задание 6
На фланелеграфе выкладываются изображения ели, березы (дуба). Они одинаковой высоты, но располагаются не на одной линии, поэтому создается иллюзия, что одни выше, другие ниже. Установить их величину можно лишь с помощью условной мерки, в данном случае ребенку следует предложить использовать полоску бумаги: прикладывая ее к деревьям, можно установить, что все они одинаковой высоты. Нужно определить, какая дорожка длиннее, используя в качестве условной мерки полоску белой бумаги.
Задание 7
Ребенку предлагаются черная и белая полоски одинаковой длины и ножницы. Он устанавливает их равенство, накладывая друг на друга. Нужно с помощью ножниц сделать одну полоску короче. Ребенок отрезает часть от черной полоски, путем накладывания и прикладывания убеждается, что теперь белая полоска стала длиннее. Педагог снова предлагает уравнять полоски по длине, побуждает ребенка употреблять слова: длинная, короткая, длиннее, короче, одинаковой длины; белая полоска длинная, а черная — короткая.
Задание 8
На панно изображен город с узкими и широкими улицами. Панно размещают на полу. Каждому ребенку дают маленькую машинку и предлагают покатать ее по улицам. Затем двоим детям предлагается провезти машинки по узкой улице навстречу друг другу.
Дети на практике убеждаются, что на узкой улице машины не могут разъехаться, обогнать друг друга или проехать рядом. Закрепляются понятия узкий — широкий.
Задание 9
Детям раздаются ленточки различной длины, ширины, разного цвета. Ставится сложная задача: сравнивать их по нескольким признакам. Например: «Зеленая ленточка узкая и длинная, а красная ленточка короткая и широкая», «Красная ленточка шире и короче, чем зеленая».