Доклад

Автор: Грачёва Марина Сергеевна

 

По теме самообразования: «Современные формы и методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС»

 

 

 

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

 

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,


показатель его кругозора, эрудиции”.

 

Формы организации образовательного процесса

 

 

 

Основные формы организации образовательного процесса в основной школе:

 

  • уроки физической культуры;

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках;

  • самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

 

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

 

- уроки с образовательно-познавательной направленностью,

 

-  уроки с образовательно-обучающей направленностью,

 

-  уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

 

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

 

Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников). Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится нарушение соответствующей педагогической задачи. В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.

 

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:

 

планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

 

 планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

 

 планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:

 

1) гибкость, координация движений, быстрота;

 

2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);

 

3) выносливость (общая и специальная).

 

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;  в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий. Отличительные особенности этих уроков:

 

— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

 

— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);

 

— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;

 

— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

 

В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.

 



 

Методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС

 

 

 

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

 

К специфическим методам физического воспитания относятся:

 

  1. методы строго регламентированного упражнения;

  2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

  3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

 

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:

 

1) словесные методы;

 

2) методы наглядного воздействия.

 

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

 

·         Методы физического воспитания

 

·         Общепедагогические методы

 

·         Словесные методы

 

·         Наглядные методы

 

·         Методы строго регламентированного упражнения

 

·         Игровой метод

 

·         Методы воспитания физических качеств

 

·         Методы обучения двигательным действиям

 

·         Музыка на занятиях физической культуры

 

·         Соревновательный метод

 

 

 

К наглядным методам относятся:

 

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

 

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, двигательных действий, рисунков, схем и др.);

 

3)  методы срочной информации.

 

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

 

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

 

Соревновательный метод— это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

 

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

 

1) в виде официальных соревнований различного уровня (спортивные игры, соревнования по различным видам спорта;

 

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

 

Соревновательный метод позволяет:

 

стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

 

выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

 

обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

 

содействовать воспитанию волевых качеств.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x