Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Доклад «Повышение учебной мотивации учащихся-детей «группы риска» | Неркагы Наталья Андреевна . Работа №205625

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Неркагы Наталья Андреевна
Доклад «Повышение учебной мотивации учащихся-детей «группы риска», направлен на оказание практической помощи педагогам, психологам и другим педагогическим работникам школы 

Доклад Повышение учебной мотивации учащихся-детей группы риска
К категории учащихся группы риска относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением, эмоциональными нарушениями и т. д. Для многих учащихся группы риска характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими, иногда срывают учебный процесс. Педагоги, психологи, чтобы улучшить успеваемость, предлагают дополнительные различные задания, коррекционно-развивающие занятия, профилактические беседы.
Многостороннее комплексное психолого-педагогическое обследование учащихся зоны риска (после предварительного собеседования с родителями таких детей). Обследование проводится по следующим направлениям:
1. Беседа, наблюдение;
2.Диагностика внимания, памяти, мышления;
3.Уровень школьной тревожности;
4. Выявление ведущих мотивов;
5. Диагностика самооценки, уровня притязаний;
6. Диагностика мотивации достижения успехов;
7. Социальная установка (отношение к школе);
8.Личностные качества;
9. Межличностные отношения.
В результате комплексной диагностики определяется проблема. Например, причиной снижения успеваемости и учебной мотивации может быть следующее:
- умственная недоразвитие, неполноценность части школьников, из-за которых им невозможно овладеть школьным материалом;
- отвлекающие факторы, проблемы в семье, девиантное поведение;
- однообразие школьной жизни и учебного процесса;
- отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях;
- низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность, частые прогулы учебный занятий.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Как организовать учебно-познавательную деятельность учащихся группы риска, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? И свести к минимуму детей группы риска.
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающегося и педагога, спецификой учебного предмета. Учет уровня развития учебной мотивации в педагогической деятельности, владение приемами и методами формирования мотивационной сферы обучающихся позволит педагогу избежать многих проблем и трудностей в учебно-воспитательном процессе.
Наиболее эффективными мотивами, побуждающими, к учебной деятельности являются:
- групповая работа учащихся;
- хорошая оценка, оценка – стимул;
- интерес к предмету;
- личность педагога;
- похвала родителей, педагогов, воспитателей;
- практическое взаимодействие взрослый+ребенок
Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности (когда ученику хочется так делать или поступать всегда так).
Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача педагога заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.
С этой целью как раз и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ученика заниматься учением. Нет, задача стимула совсем иная - вызвать и усилить его собственные полезные мотивы деятельности.
Для формирования активной позиции школьника педагог может использовать: словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Для формирования положительного отношения к учебе: заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить; создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости; опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время.
Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока.
Очень важную роль в жизни каждого ученика играют родители, именно от их помощи и поддержки зависит успех ребенка. Поэтому каждому родителю необходимо проводить работу по повышению учебной мотивации. Обсудите с вашим ребенком важность школы и образования. Это очень важно. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями, педагогами вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе. Не сравнивайте результаты обучения вашего ребенка с ребятами из класса, это может привести к раздражению и нежеланию посещать занятия или конфликт с одноклассниками. Любите своего ребенка!
Работа с педагогами строится через проведение тематических семинаров, через индивидуальное консультирование. Ведется наблюдение проблемного ребенка, в том числе и в процессе учебной деятельности (посещение уроков). Даются рекомендации как общие, так и в каждом конкретном случае.
Работа с родителями включает индивидуальное консультирование и групповую профилактическую работу: тематические мини-лекции и семинары на родительских собраниях (влияние типов семейного воспитания на учебную мотивацию, влияние родительских установок, влияние стиля общения и культуры отношений в семье на мотивацию), тренинг родительской грамотности.
Таким образом, проблема учебной мотивации детей группы риска должна решаться комплексно, после тщательного изучения причин, при совместных целенаправленных усилиях всех участников воспитательно-образовательного процесса.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×