Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Долгосрочный проект "Волшебный мир бумаги" для младшего дошкольного возраста. | Завьялова Наталья Юрьевна. Работа №324210

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проект "Волшебный мир бумаги", направленный на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техник работы с бумагой. Проект включает в себя развивающие, обучающие и воспитательные задачи, принципы и подходы, формы и методы обучения, а также комплексно- тематическое планирование для воспитанников младшего дошкольного возраста. Планирование создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности в детском саду.

Долгосрочный проект

для воспитанников младшего дошкольного возраста «Волшебный мир бумаги»

Воспитатель Завьялова Н.Ю.
Актуальность.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Проблематика темы:

У детей младшего дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей не достаточно развита мелкая моторика рук. Это может повлечь за собой ряд негативных последствий: задержка интеллектуального, речевого развития, рассеянное внимание, слабая память и т.д. Поэтому выбор пал на проект « Волшебная бумага» ,т.к  его содержание направлено на развитие мелкой моторики рук и на проявление личных творческих способностей, а умения, полученные в ходе реализации проекта, не входят в рамками программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Дети работая в технике «бумагопластика»  и создавая красивые аппликации своими руками, получают  возможность проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это будет  благотворно влиять на интеллектуальное, речевое  развитие, на развитие памяти, внимания у детей; укреплять мелкую моторику рук,
Цель проекта:
Развитие ручной умелости и крепление мелкой моторики рук через организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых, посредством техники «бумагопластика» Задачи : Образовательные:
-формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
-учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем;
-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
-обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги); Развивающие: развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, речевые навыки;
-развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие; Воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. Методы и приёмы:

- наглядный: показ картинок – заданий.

- словесный: объяснение воспитателем заданий, вопросы к детям.

- практический: выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов, эмоциональной заинтересованности.

гровой: (введение игрового персонажа) игровая ситуация, путешествие по группе

-беседы -рассматривание готовых образцов
дидактические игры
Аппликация

Ожидаемые результаты проекта:
- овладение  основными приемами в технике «бумажная пластика»;

ети научились разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира;

своили навыки работы с клеем, и самое главное развили   умелость рук, мелкую моторику.
Итогом в реализации проекта является
Выставки детских работ в детском саду;
Изготовление фотоальбома « Наши работы»
Создание стенгазеты оллажа для родителей «Мы любим творить…»
Участие работ воспитанников в республиканских и российских конкурсах Презентация  проекта «Волшебная бумага» с использованием техники  бумажной пластики.


Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный (8 месяцев)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители


Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап 
- определение темы;
- формулировка цели и определение задач;
- разработка перспективного плана работы;
- подбор материалов по теме проекта: Салфетки разной цветовой гаммы, картон, клей, кисти, изготовление образцов, подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстраций.
2. Основной этап. Продуктивная деятельность детей

3. Заключительный этап (итоговый)
Изготовление фотоальбома « Наши работы»
Создание стенгазеты оллажа для родителей «Мы любим творить…»
Презентация опыта работы по проекту.
Работа с родителями:

- анкетирование;

- оформление папки –передвижки  для родителей “Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”.

Цель: информирование родителей об использовании нетрадиционных способах аппликации.

 

Комплексно-тематическое планирование

« Волшебный мир бумаги»

 

 

Направление: художественно-эстетическое развитие

 

Для воспитанников пятого года жизни Воспитатель: Завьялова Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность:

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Когда мы говорим о бумаге, то каждый из педагогов знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда мы взрослые, используем ее возможности. Большая часть занятий в детском саду посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоскостных композиций - аппликаций. Такой способ работы с бумагой в недостаточной мере способствует развитию творческих способностей, воображения и фантазии детей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, а также на формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумага открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техник работы с бумагой. Задачи. Развивающие:

- Развитие индивидуальных способностей детей.

-Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Обучающие:

-Обучение различным приемам работы с бумагой (скатывание, сминание, обрывание).

-Применение знаний, полученных на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительного искусства и других, для создания композиций.

-Учить выполнять работу коллективно.

Воспитательные:

-Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

-Привитие навыков работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

-Расширение коммуникативных способностей детей.

-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

-Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Принципы и подходы.

Организационные принципы

(возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп).

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения знаний занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю.

Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.
А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный

(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный

(дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
репродуктивный

( дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
•групповой – организация работы в группах
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Принципы обучения:

•«От простого к сложному»

Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.

•“Знай, где узнать”.

Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества воспитанников. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.

“ Творим вместе”.

Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.

•“Творим рядом”.

В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.

Занятия предполагают теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.

Практическая часть предполагает работу с использованием дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера.

Планируемый результат

В результате обучения воспитанники:
– будут знать основные геометрические понятия
– будут создавать композиции из бумаги
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Формы и виды контроля: Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ воспитанников:
– в группе
– оформление интерьера детского сада
Участие в конкурсах разного уровня.
Выставки могут быть:

однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ воспитанников, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Планирование создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности детского сада.

Комплексно-тематическое планирование «Волшебный мир бумаги» для воспитанников младшего дошкольного возраста.

месяц

тема

задачи

материал

октябрь

«Осенний листопад»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Цветная бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа с нарисованным деревом клей, кисти, салфетки.

 

«Зонтик»

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

Зонтик, приклеенный к картону ,1/2 белого картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки

 

«Цветы в корзине»

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики.

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого, красного, зеленого цветов, клей

 

«Ветка рябины»

(коллективная работа)

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику

 

¼ тонированного листа ватмана, изображение снегиря на ветке рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

ноябрь

«Конфетки на тарелке»

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить приклеивать круги разного цвета к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона овальной формы (тарелочка); клей

 

«Рыбка»

Учить последовательно выполнять работу:, обрывать кусочки бумаги, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.

1/2 картонного листа с изображением рыбки, цветная бумага, клей

 

«Мишка косолапый»

Учить детей вырезать из бумаги круги, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.

Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картонные шаблоны с контурным изображением медведя, клей

 

«Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

Упражнять в сминании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста).

¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

декабрь

«Пушистая зима»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки

 

«Снеговик»

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

 

« Деда Мороз»

Учить аккуратно приклеивать на основу круги, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации

Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза , голубой картон, белая бумага, клей, кисти

 

«Новогодняя елочка»

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки

январь

«Зайчик беленький сидит»

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Воспитывать дружеские отношения

Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

 

«На полянку, на лужок тихо падает снежок»

Продолжать учить разрывать бумагу на мелкие кусочки и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

 

«Покормим птиц»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

 

«Котенок»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки

февраль

«Кудрявый барашек»

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

 

«Пирамидка»

Продолжать учить вырезать овалы по контуру, приклеивать, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

½ альбомного листа цветная бумага, клей, пирамидка, ножницы

 

«Летят самолеты»

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно. Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату

¼ тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов
(прямоугольники, полоски)ветная бумага,клей, кисти, салфетки.

 

«Цветы в подарок маме»

(коллективная бумага)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

март

«Солнышко»

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист бумаги , желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

 

«Уточки в пруду»

(коллективная работа)- 2 занятия

Закреплять умение аккуратно
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в
клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

 

«Облака»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща .

¼ тонированного листа ватмана с изображением озера, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

апрель

«Веселый клоун»

Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

 

«Колобок - румяный бок»

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

Бабушка(кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей,салфетка

 

«Божья коровка»

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

½ альбомного листа,
красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки

 

«Гусеница»

Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым

½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

май

«Праздничный салют»

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей

 

Изготовление

Альбома «Наше творчество»

 

 

Создание стенгазеты

- коллажа для родителей «Мы любим творить…»

 




Список литературы.

1.Лыкова И.А. «Умные пальчики. Конструирование в детском саду». Парциальная программа и методические рекомендации для детей 3-7 лет»., 2014г.

2.Л.В.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги». Методическое пособие для воспитателей 2001г.

3. Д.Чиотти «100 поделок из бумаги. Методическое пособие для воспитателей, 2004г

4. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.

5.Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва. 1988г.








Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×