Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительная образовательная программа " Художница природа" | Гуйванская Ольга Борисовна. Работа №239030

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гуйванская Ольга Борисовна
Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально- активной,творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Красноярский детский дом «Родничок»

 

ИНН 2462018983, КПП 246201001, ОГРН 1022402062000

660069, г. Красноярск, ул. Московская, д.6а

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по эколого- эстетическому воспитанию дошкольников

«Художница природа»

 

 

Воспитатель: Гуйванская Ольга Борисовна

Образование: КГПУ им. В.П.Астафьева. Специальность: «Учитель технологии и предпринимательства»

 

Пояснительная записка

Современные дети не так часто имеют возможность близкого знакомства с природой. А ведь общение с природой-это основа экологического и эстетического воспитания, которое в наши дни практически во всем мире признано интегрированной основой дошкольного образования. Но даже если взрослые и «выводят» или «вывозят» детей на природу, они не всегда могут организовать детскую деятельность, поддержать естественный познавательный интерес, пробудить эмоции. А как важно показать хрупкость и красоту первого цветка и листика, поддержать восхищение волшебным миром растений в инее, тумане, сумерках…

Психологи доказали, что даже самые замечательные картины, фотографии не могут дать ребенку полное представление о природе, поскольку ему важно воспринимать ее с помощью всех органов чувств. Вот почему важно объединить наблюдение в природе, экспериментирование, изобразительную, продуктивную, речевую, литературную, театрализованную и музыкальную деятельности.

Существует проблема: многие педагоги концентрируют свои усилия на обучении, считая творчество второстепенным, обучая детей «по образцу» и проверяя их уровень знаний по тестам, исключая творческие задания, которые нельзя оценить однозначно. Происходит навязывание взрослых стереотипов детям. Контакты современных детей с природой ограничены, хотя именно такие контакты являются основой детского творчества и способствуют формированию экологически грамотного поведения.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру успешно формируется у детей дошкольного возраста на основе интеграции художественно-продуктивной и познавательной деятельности, в результате чего происходит амплификация (обогащение) развития личности. Ребенок раскрывает свое представление о мире по личностным (индивидуальным) и культурным(общечеловеческим) смыслам.

Интеграция художественной и познавательной деятельности- это перевод информации из одной образовательной области в другую с «языка» понятий на «язык» художественных образов в целях «рождения» общекультурных и личностных смыслов и построения в сознании ребенка гармоничной картины мира.

Объединение художественно -продуктивной и познавательной деятельности формирует у ребенка основу культурного опыта. Этот опыт позволяет строить в сознании ребенка целостный образ мира.

 

Интегративный подход все чаще побуждает педагогов вместо традиционных занятий использовать форму образовательных проектов, для которых характерно следующее:

1.Выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире

2.Презентации результата деятельности, имеющую персональную и социальную значимость (рукотворные игры и игрушки, книжки, альбомы, сувениры, макеты и многое другое).

3.Расширение границ образовательного и реального пространства (походы в музеи, выставки, прогулки и экскурсии, праздники)

4.Вовлечение в проектную деятельность других людей, взрослых (педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя, художников и мастеров народного искусства)

5. Обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях.

6. Отсутствие единой для всех детей образовательной задачи и единого критерия оценки результата, гибкий мониторинг индивидуального развития детей.

Основная цель программы «Художница природа» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.

Обучение по программе «Художница природа» поможет ребенку понять, что каждый человек, включая его самого, в той или иной степени ответственен за состояние окружающей среды. И, что более важно, позволяет ему осознать, что ребенок тоже может изменить что-то к лучшему в окружающей среде. Поэтому в программе много внимания уделяется практической деятельности, творчеству и формированию у дошкольников активной позиции. У детей также формируются элементарные навыки по охране окружающей среды. Большое значение уделяется нравственному аспекту: дети учатся уважать природу, понимать ее самоценность, видеть ее уникальную красоту. У них формируются эмоциональное отношение к окружающему миру. Они учатся сопереживать другим живым существам и оказывать им помощь в случае необходимости.

Задачи программы

Образовательные:

формирование основ экологической культуры в проце

ссе ознакомления с окружающим

миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения

ми, опытами

, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

Учить детей воспринимать мир с позиций красоты (эстетика) и добра (этика).

осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природ

е неживых тел, об их взаимосвязях

;

формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Повышение интереса к познанию окр

ужающего мира с помощью эстетического образования.

Воспитательные:

привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

 Развивающие:

- Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках, поделках используя различные техники.

- Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка.

- Заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры.

азвитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Расширение кругозора

, развитие воображения и эмоциональной сферы;

Раскрыть три закона красоты: мера, целесообразность, гармония.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке,) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

- мастер-классы.

 

Методы проведения:

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- инсценировка сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- загадывание загадок;

- беседы с элементами диалога;

- обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);

- внесение игрушки.

Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка.

- сбор и  оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

 

 

Режим занятий, наполняемость групп

Этап обучения

возраст

Кол-во детей в группе

Кол-во учебных часов в неделю(мин)

Продолжительность учебных занятий (мин)

1 год

3-4 лет

3-4

30

15

2 год

4-5 лет

4-5

30-40

15-20

3 год

5-6 лет

5-6

40-50

20-25

4 год

6-7 лет

6-8

50-60

25-30

 

Программа построена на принципах развивающего обучения. Она направлена как на формирование у детей умений сравнивать, обобщать собственные наблюдения, воспринимать красоту окружающего мира, так и на развитие речи, мышления и творчества дошкольников.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Дети приобретут первоначальные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по сохранению окружающей среды. Они не только экспериментируют в лаборатории, наблюдают, изучают растения, почву, камни, но и участвуют в театральных этюдах, заботятся о растениях и животных, слушают музыку, сочиняют стихи.

Программа состоит из нескольких блоков. Каждый включает образовательный и воспитательный аспект. Содержание каждого блока представлено комплексом взаимосвязанных тем. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.

В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Земля»). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение). Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д.

Принципы отбора содержания программы

Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемственность. В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность и др.), содержание которых углублено и расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли образования (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих эко проблем и путей их решения и др.).

Научность

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т.е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой — не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития

Доступность

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей с абстрактной и мало понятной для них информацией, например, с такой: «...за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода». Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Таким образом, из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.

Гуманистичность

Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Реализация принципа гуманистичности особенно хорошо прослеживается, в частности, в образовании дошкольников. Он подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Этот момент особо важен для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении с педагогом. программах эколого валеологического направления.

 

 

Прогностичность

Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). И.Т. Суравегина относит к данному принципу воспитание у школьников мотивов и потребности заботы о будущем. В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитанием привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе

 

Деятельностность

Деятельностный подход — основа экологического образования дошкольника. Именно поэтому программа подразумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельностности в отношениях «ребенок — природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.

 

Интеграция

Важность этого принципа на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность

Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода). Наиболее ярко принцип целостности в экологическом образовании отражает холистический подход

Конструктивизм

Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

 

 

 

Регионализм

Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное, должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. Изучение глобальных проблем — кислотных дождей, утончения озонового слоя, информация о которых иногда включается воспитателями в содержание занятий, представляется нецелесообразным. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей.

 

Системность

Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный» («Основы дошкольной педагогики»). В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход (с этих позиций он тесно связан с принципами интеграции, целостности).

 

В последнее время появилось такое понятие, как проектная деятельность. Под проектной деятельностью, понимается проекты разные по содержанию, задачам, особенностям, длительности и организационной форме. В данном случае мы рассмотрим эколого- эстетический проект. Он успешно реализует себя только в том случае, если между собой тесно сплести интеллектуальную, поисково-исследовательскую и эстетическую деятельность детей в дошкольном возрасте.

Содержание художественно-продуктивной деятельности в данном проекте планируется таким образом, чтобы дети получили конкретный опыт о Земле, Воде, Воздухе, Солнце и наполняющих их объектах , а так же о правилах поведения человека в окружающем мире его роли изменения этого мира и особенностях отношения к ним.

Для этого дети в проекте рисуют, создают макеты, дидактические игры, ставят театрализованные этюды. У дошкольников возникает потребность общения с результатами собственного творчества, они обыгрывают фигурки, конструкции, сочиняют сказки и рассказы.

 Темой эколого-эстетического проекта обычно выступает окружающий природный мир, а проблемой, предложенной детям для самостоятельного открытия –взаимосвязь в окружающем мире и взаимоотношение человека со своим большим домом.

 

 

 

Содержание программы

1.Блок занятий «Я и природа» («Дом под крышей голубой»)

Обучающий компонент. Что такое «природа». Живая и неживая природа. Сравнение «дома-природы» и обычного дома (солнце — лампа, трава в природе — ковер в нашем доме и т.д.). Солнце (источник света и тепла), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Человек (ребенок) как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных).

Воспитывающий компонент. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой.

2.Блок занятий «Вода» («Волшебница-вода»)

Обучающий компонент. Вода в природе: водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град, туман и другие). Как образуются реки. Путешествие капельки (знакомство с элементами круговорота воды в природе). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (твердая, жидкая, пар). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные, их приспособленность к жизни в воде и связь между собой. Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Почему воду нужно беречь. Загрязнение водоемов и его влияние на жизнь животных, растений, человека. Вода и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоемов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.

Блок занятий «Воздух» («Воздух-невидимка»

)

Обучающий компонент. Воздух вокруг нас. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Как дышат человек и животные. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые, звери). Распространение семян растений ветром. Особенности строения таких семян (на примере отдельных растений). Воздух, ветер, человек. Чистый и загрязненный воздух. Растения — «зеленые пылесосы», их роль в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

4.Блок занятий «Солнце» («Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко») Обучающий компонент. Солнце — большая звезда. Планеты Солнечной системы. Земля — планета жизни. Солнце — источник света. Солнечный лучик. Радуга. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Солнце- «художник» (почему листья зеленые). Светолюбивые и теневыносливые растения (на примере растений детского сада). Животные, обитающие в условиях отсутствия или недостатка света (ночные, подземные). Солнце — источник тепла. Температура, термометр. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Сезонные изменения в природе и в жизни человека. Знакомство с некоторыми особенностями природных зон: тундровой, лесной, пустынной. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с учетом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.

5.Блок занятий «Песок. Глина. Камни» («Что у нас под ногами»)

Обучающий компонент. Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду). Песок и глина вокруг нас. Песчаные пустыни и их обитатели. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (производство посуды, кирпича, дымковская игрушка). Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Камни — орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления, альпинарии и т.п.) Драгоценные камни и украшения. Как образуются горы. Отчего дымят вулканы. Подземные кладовые (уголь, нефть, руды и т.п.). Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторыми памятниками архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними.

6.Блок занятий «Почва» («Почва — живая земля»)

Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля». Знакомство с «подземным царством»: обитатели почвы (на примерах дождевого червя и крота), их особенности и роль в формировании почвы. Чем дышат почвенные обитатели (воздух в почве). Куда исчезают опавшие листья («волшебные превращения»). Кто помогает «волшебным превращениям»: грибы, улитки, жуки и другие. Куда девается мусор. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Вытаптывание, загрязнение почвы, их влияние на жизнь обитателей «подземного царства». Необходимость охраны почвы.

Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям и значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.

 

 

 

7.Блок занятий «Растения» («Что в доме-природе растет»)

Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Цветки и плоды. Почему деревья «не ходят». Как растения питаются и защищаются. Связь растений с животными.

Как бабочки дружат с цветками. Растения — «столовая» и «дом» для животных. Развитие растений (на примере 1—2 растений ближайшего окружения). Растения-долгожители. Летопись жизни дерева (годичные кольца на пнях). Влияние света, тепла, воды, чистого воздуха, почвы на жизнь растений. Растение и окружающая среда (на примере одуванчика). «Дома» растений: луговые, лесные, болотные. Растения- «хищники». Растения- «барометры», растения- «часы». Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения. Растения — пища человека. Почему они исчезают.

Воспитывающий компонент. Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе.

Блок занятий «Животные» («Кто в доме-природе живет»)

Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные признаки. Значение внешних особенностей в жизни животных. Как животные питаются, передвигаются, защищаются (ноги, клювы и хвосты). Хищники, травоядные. Друзья и враги. Место обитания («дом»), «жилище» (дупло, гнездо, нора) животных. Для чего жирафу пятна (роль окраски). Сезонные изменения в жизни животных. Животные и окружающая среда (на примере лягушки). «Родители» и «детеныши». Животные луга, леса, водоемов. Ядовитые животные. Домашние животные, их предки. Обитатели живого уголка.

Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

Блок занятий «Лес» («Лесной дом»)

Обучающий компонент. Связь животных и растений (на примере сказки В. Бианки «Сова»), элементарные пищевые цепочки. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь лесных обитателей друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой («невидимые ниточки природы»), «Дома» лесных растений и животных. Этажи лесного дома. Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Еловый, сосновый, широколиственный леса, их обитатели (животные, растения, грибы). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Почему и как нужно охранять леса.

Воспитывающий компонент. Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту леса и слушать звуки природы.

 

Блок занятий «Человек и природа» («Если ты человек, веди себя

по

человечески!»)

Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных, растений. Человек — часть природы. Природа — источник красоты, вдохновения, здоровья, отдыха. Древние люди и природа (мифы, легенды, сказки, народные праздники). Отношения современного человека с природой. Примеры «ошибок» человека. Вымершие, исчезающие, редкие животные, растения; почему они нуждаются в нашей защите. Для чего созданы Красные книги. Примеры

рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. День Земли. Природа в городе (растения, животные, люди). Откуда берется и куда девается мусор, как мы можем его использовать. Как жить в дружбе с природой (поведение в лесу, дома, на улице).

Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту. Бережное отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности и желания жить в гармонии с ней

Ожидаемые результаты:

К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе.

К концу первого года обучения дети смогут:

- назвать некоторые растения, животных и их детенышей.

-выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

-проявлять бережное отношение к природе.

К концу второго года обучения дети смогут:

- назвать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

- различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

- называть времена года.

- знать и соблюдать элементарные плавила поведения в природе.

К концу третьего года обучения дети смогут:

- называть времена года, отмечать их особенности.

-знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.

-знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений.

- бережно относиться к природе.

К концу четвертого года обучения дети смогут:

- знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.

- знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

- знать правила поведения в природе и соблюдать их.

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические проекты, праздники, викторины, выставки работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова

«

Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду»

Бочкарева. О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа - Корифей. 2007. - 96 с.

Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

Методические основы преподавания

декоративно-прикладного творчества

:

учебно-методическое пособие / Под ред. С. В. Астраханцевой. 2006

«Развитие эмоционального мира

детей

»

Кряжева

Н. П

Воронкевич

О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,

Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.

Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.

Молодова

Л.П. «Игровые экологические зан

ятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003

.Рыжова Н. А

. «Наш дом - природа» программа

Москв

а ООО

«Карапуз - дидактика», 2005 г

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×