Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ВЕКТОР» | Чистова Екатерина Геннадьевна. Работа №327754
Программа технической направленности позволяет обучающимся получить основные представления о цифровой иллюстрации и рисунке, создание визуальных объектов с помощью программы Adobe Illustrator. Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста – 13-18 лет. Число учащихся, одновременно находящихся в группе, составляет не более 5 человек. Продолжительность образовательной программы по учебному плану в часах составляет 36 часов.
Цель программы: формирование творческой личности, обладающей информационными компетенциями, посредством знакомства с основами растровой и векторной графики в программе Adobe Illustrator (Ai).
Муниципальное казенное учреждение Управления образования
администрации Калтанского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ВЕКТОР»
Возраст обучающихся: 13-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Чистова Екатерина Геннадьевна,
педагог дополнительного
образования МБУ ДО ДДТ
Калтан
2023
Содержание
Пояснительная записка 3
Цель и задачи программы 4
Содержание программы 5
Учебный план 8
Календарный учебный график 12
Оценочные материалы 14
Материально-техническое обеспечение программы 15
Список литературы 16
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Вектор» (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые про-граммы) (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242); СанПин 2.4.4.3172-14, приказом ДОиН КО от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области».
Программа позволяет обучающимся получить основные представления о цифровой иллюстрации и рисунке, создание визуальных объектов с помощью программы Adobe Illustrator.
Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста – 13-18 лет.
Число учащихся, одновременно находящихся в группе, составляет не более 5 человек.
Продолжительность образовательной программы по учебному плану в часах составляет 36 часов.
Сроки освоения программы – 1 год.
Режим занятий – 1 раза в неделю по 1 часу.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование творческой личности, обладающей информационными компетенциями, посредством знакомства с основами растровой и векторной графики в программе Adobe Illustrator (Ai).
Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решаются следующие задачи:
Образовательные:
познакомить с понятиями «компьютерный дизайн», «графический дизайн», «графический дизайнер», «цифровая иллюстрация», «цифровой рисунок», «компьютерная графика», «визуальный контент»;
научить основам работы в программе
Ai
;
научить создавать графические объекты с помощью основных инструментов
в
программ
е
Ai
.
Развивающие:
р
азвивать образное и пространственное мышление;
ра
звивать логическое мышление, абстрактное и аналитическое мышление, самоанализ;
развивать творческое мышление, фантазию, внимание, память, зрительную память;
развивать художественный вкус, чувство цвета;
формировать чувство гармонии между формой и содержанием художественного образа;
развивать мелкую моторику рук, глазомер;
развивать эмоционально-ценностное отношение к событиям окружающей действительности;
Воспитательные:
воспитывать нравственную культуру, чувство меры;
воспитывать эстетическую культуру;
формировать коммуникативную культуру в общении и сотрудничестве с педагогом и сверстниками, в том числе в переписке по электронной почте, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
формировать умение самостоятельно выполнять домашние творческие задания, планировать время.
Содержание программы
Вводное занятие
.
Изучаем о
собенности векторной и растровой графики. Области применения A
i
.
Интерфейс программы AI. Настройка интерфейса.
Изучаем интерфейс программы, настраиваем для удобной работы
Создание нового файла.
Создаем первый файл
Обзор настроек стартового экрана.
Горячие клавиши.
Изучаем настройки стартового экрана
.
Работаем при помощи горячих клавиш
Самостоятельная работа учащихся
.
Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа.
Простые
фигуры: прямоугольник, линия, эллипс
.
Создаем простые фигуры, изучаем их свойства.
Простые фигуры: многоугольник, звезда. Панель настроек ФИГУРА (Shape)
.
Создаем простые фигуры, меняем их свойства при помощи панели
Shape
.
Панель СЛОИ. Сохранение проекта.
Изучаем панель слои, сохраняем первый проект.
Палитра ОБРАБОТКА КОНТУРОВ (Pathfider)
.
Взаимодействие объектов, работаем в палитре Pathfider.
Настройки монтажных областей. Рисуем иконки.
Работаем в монтажных областях. Создаем графические объекты
.
Самостоятельная работа учащихся
.
Создаем 5 иконок для
VK
Опорные точки и направляющие простых фигур. Импорт эскиза и работа с простыми фигурами
.
Меняем опорные точки объекта. Кривые Безье. Вставляем файл на рабочую область
Pen Tool и работа с контурами
.
Инструмент ПЕРО и работа с ним.
Рисуем рыцаря
.
Отрисовка картинки по эскизу при помощи
Pen
Tool
Отрисовка контура при помощи Pen Tool. Иллюстрация корги
.
Рисуем цветную картинку по эскизу.
Способы создания динамичной обводки. Width Tool.
Создаем динамичные контуры при помощи инструмента Width Tool.
Добавление цвета. Иллюстрация корги
.
Раскрашиваем картинку, меняем цвета
Сочетание цветов. Цветовые схемы
.
Изучаем основу сочетания цветов. Цветовой круг Иттена, цветовые схемы.
Свет и тени. Панель образцы.
Изучаем свойства тени и света. Работаем с панелью образцы.
Самостоятельная работа учащихся. Векторная иллюстрация
.
На основе эскиза создаем векторную иллюстрацию - постер
Шрифтовой плакат. Type Tool и обзор настроек.
Создаем шрифтовой плакат. Изучем группу инструментов Type Tool.
Шрифтовой плакат. Искажение Make Envelope. Экспорт в PDF
.
Создаем шрифтовой плакат.
Искажаем объекты при помощи инструмента
Make Envelope
. Создаем шрифтовой плакат.
Буклет. Искажение текста по форме фигуры и кривым.
Продолжаем работу с текстом на примере выполнения буклета.
Принт для футболки. Самостоятельная работа учащихся
.
Создаем текстовый принт, применяем мокап.
Растровые изображения и маски
.
Работа с растровым изображением в
Ai
. Маскируем изображение
.
Обложка альбома. Особенности работы с растром в AI. Создание маски.
Изучаем особенности работы
c
растровым изображением в
Ai
, создаем обложку альбома.
Обложка альбома. Эффект двойной экспозиции. Режимы наложения.
Обложка альбома в технике двойной экспозиции. Изучаем режимы наложения.
Открытка. Трассировка изображения
.
Выполняем трассировку растрового изображения на примере открытки.
Афиша для концерта. Самостоятельная работа учащихся
.
В ходе самостоятельной работы учащиеся создадут афишу для концерта.
Презентация. Пиксельная сетка. Способы выравнивания.
Понятие сетка, выравниваем объекты.
Презентация
. Paste
i
n All Ardboards
.
Создаем
презентацию, изучаем инструмент
Paste
i
n
All
Ardboards
.
Правило третей.
Презентация.
Изучаем правило третей. Создаем гармоничную композицию.
Элементы инфографики. Сохранение многостраничного PDF.
Подготавливаем презентацию к печати в формате
.
Полярная симметрия
.
Изучаем инструменты поворота, создаем объекты полярной симметрии
Серия открыток. Самостоятельная работа учащихся
.
В ходе самостоятельной работы учащиеся выполнят 3 открытки с использованием полученных знаний.
Подведение итогов. Презентация проектов.
На основе полученных знаний и умений учащиеся презентуют свою лучшую работу. Подведение итогов курса.
Учебный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие. Особенности векторной и растровой графики. Области применения AI, Ps
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Интерфейс программы AI. Настройка интерфейса.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Создание нового файла.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Обзор настроек стартового экрана.
Горячие клавиши.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Самостоятельная работа учащихся
1
0
1
защита проекта
Создание иконок, простых векторных объектов
самооценка, наблюдение педагога
Простые фигуры: прямоугольник, линия, эллипс
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Простые фигуры: многоугольник, звезда. Панель настроек ФИГУРА (Shape)
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Панель СЛОИ. Сохранение проекта.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Палитра ОБРАБОТКА КОНТУРОВ (Pathfider)
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Настройки монтажных областей. Рисуем иконки.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Самостоятельная работа учащихся
1
0
1
защита проекта
Перо и кривые Безье
самооценка, наблюдение педагога
Опорные точки и направляющие простых фигур. Импорт эскиза и работа с простыми фигурами
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Pen Tool и работа с контурами
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Рисуем рыцаря
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Отрисовка контура при помощи Pen Tool. Иллюстрация корги
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Способы создания динамичной обводки. Width Tool.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Добавление цвета. Иллюстрация корги
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Сочетание цветов. Цветовые схемы
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Свет и тени. Панель образцы.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Самостоятельная работа учащихся. Векторная иллюстрация
2
0
2
защита проекта
Текст как векторный объект
самооценка, наблюдение педагога
Шрифтовой плакат. Type Tool и обзор настроек.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Шрифтовой плакат. Искажение Make Envelope. Экспорт в PDF
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Буклет. Искажение текста по форме фигуры и кривым.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Принт для футболки. Самостоятельная работа учащихся
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Растровые изображения и маски
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Обложка альбома. Особенности работы с растром в AI. Создание маски.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Обложка альбома. Эффект двойной экспозиции. Режимы наложения.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Открытка. Трассировка изображения
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Афиша для концерта. Самостоятельная работа учащихся
1
0
1
защита проекта
Выравнивание. Сетки.
самооценка, наблюдение педагога
Презентация. Пиксельная сетка. Способы выравнивания.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Презентация. Paste jn All Ardboards.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Правило третей. Презентация
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Полярная симметрия.
1
0.5
0.5
самооценка, наблюдение педагога
Серия открыток. Самостоятельная работа учащихся
1
0
1
самооценка, наблюдение педагога
Подведение итогов. Презентация проектов
1
0
1
защита проекта
ИТОГО:
36
15
21
Календарный учебный график
№
Дата
Время
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
теория, практика
1
Вводное занятие. Особенности векторной и растровой графики. Области применения AI
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Интерфейс программы AI. Настройка интерфейса.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Создание нового файла.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Обзор настроек стартового экрана.
Горячие клавиши.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
практика
1
Самостоятельная работа учащихся
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Простые фигуры: прямоугольник, линия, эллипс
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Простые фигуры: многоугольник, звезда. Панель настроек ФИГУРА (Shape)
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Панель СЛОИ. Сохранение проекта.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Палитра ОБРАБОТКА КОНТУРОВ (Pathfider)
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Настройки монтажных областей. Рисуем иконки.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
практика
1
Самостоятельная работа учащихся
МБУ ДО ДДТ
защита проекта
теория, практика
1
Опорные точки и направляющие простых фигур. Импорт эскиза и работа с простыми фигурами
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Pen Tool и работа с контурами
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Рисуем рыцаря
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Отрисовка контура при помощи Pen Tool. Иллюстрация корги
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Способы создания динамичной обводки. Width Tool.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Добавление цвета. Иллюстрация корги
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Сочетание цветов. Цветовые схемы
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Свет и тени. Панель образцы.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
практика
2
Самостоятельная работа учащихся. Векторная иллюстрация
МБУ ДО ДДТ
защита проекта
теория, практика
1
Шрифтовой плакат. Type Tool и обзор настроек.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Шрифтовой плакат. Искажение Make Envelope. Экспорт в PDF
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Буклет. Искажение текста по форме фигуры и кривым.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Принт для футболки. Самостоятельная работа учащихся
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Растровые изображения и маски
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Обложка альбома. Особенности работы с растром в AI. Создание маски.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Обложка альбома. Эффект двойной экспозиции. Режимы наложения.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Открытка. Трассировка изображения
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
практика
1
Афиша для концерта. Самостоятельная работа учащихся
МБУ ДО ДДТ
защита проекта
теория, практика
1
Презентация. Пиксельная сетка. Способы выравнивания.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Презентация. Paste in All Ardboards.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Правило третей. Презентация.
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Полярная симметрия
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
практика
1
Серия открыток. Самостоятельная работа учащихся
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
теория, практика
1
Подведение итогов. Презентация проектов
МБУ ДО ДДТ
самооценка, наблюдение педагога
Планируемые знания:
правила создания гармоничной композиции;
правило третей и золотое сечение;
принципы работы с цветом;
понятия перспективы, удаленности объекта;
тень и с
в
ет в композиции;
Планируемые умения:
работа с векторной графикой.
с
оздание как примитивной геометрии, так и различных векторных объектов любой сложности.
н
аложение эффектов: теней, деформации.
р
абота с контурами: объединение, вычитание, пересечение, исключение и т.д.
р
исование пером
, рисование с помощью графического планшета;
р
абота с цветом и градиентами.
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
Для оценки результативности учебных занятий применяется вводный, текущий, промежуточный и итоговый контроль:
Вводный контроль (выявление первоначальных представлений). Опрос, педагогическое наблюдение.
Текущий контроль (по итогам прохождения темы).
Опрос, педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, анализ творческих работ.
Промежуточный контроль (по итогам обучения за полугодие)
.
Анализ творческих работ.
Итоговый контроль (по окончании срока реализации программы). Презентация творческих работ.
Материально-техническое обеспечение программы
Техническая и материальная платформа программы состоит из:
Цифровое оборудование:
компьютер,
графический планшет
,
проектор,
Wi-Fi
Цифровые разработки педагога к занятиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бурлаков М.В. Эффекты в программах растровой графики. Справочное пособие. - М.: Изд-во ТРИУМФ, 2010. - 70 с.
Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск, ООО Попурри, 2014.
Жвалевский
А
.,
Гурский
Ю
. Adobe Illustrator CS2.
Библиотека пользователя/ СПб., 2013 г.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2012.