Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Гринева Зоя Михайловна. Работа №207129

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гринева Зоя Михайловна
 

                Целью данного инструктивно-методического  совещания  является определение  взаимозависимости эффективности кружкового занятия      и качества дополнительного образования,  а также  поиск  направлений  повышения эффективности занятия.

В ходе совещания необходимо  решить  следующие задачи:                                                        

Осуществить осмысление понятия «эффективное занятие»

Определить критерии эффективного занятия и выявить противоречия практики

Повысить интерес педагогов к современным технологиям

Поиск форм и методов, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(инструктивно-методическое совещание)
ЦЕЛЬ: определить взаимозависимость эффективности кружкового занятия
и качества дополнительного образования и наметить направления
повышения эффективности занятия.
Задачи:
Осуществить осмысление понятия эффективное занятие
Определить критерии эффективного занятия и выявить противоречия практики
Повысить интерес педагогов к современным технологиям
Поиск форм и методов, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования
ХОД СОВЕЩАНИЯ:
Вступительное слово
Обеспечить дополнительное образование и развитие творческих способностей обучающихся можно за счет постоянного повышения эффективности обучения. Слово эффективность в переводе с латинского означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Эффективное обучение предполагает такую организацию и методику учебного процесса, которая обеспечивает вовлечение всех обучающихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой достигается максимальный результат в овладении знаниями, навыками и умениями.
Хорошее владение методикой занятия и является ключом к мастерству педагога. Проще всего пересказать воспитанникам содержание темы, но это не принесет должного эффекта. Нужно изложить материал так, чтобы он был усвоен детьми. А для этого необходимо овладеть методикой обучения, т.е. знать какие приемы и в какой последовательности применить во время изложения, какими средствами подкрепить, чтобы содержание учебного материала было хорошо озознано и прочно запечатлелось в памяти детей.
Основная часть
Сформулируйте собственную позицию по поводу трактовки ключевого понятия эффективность занятия.
Ключевым понятием эффективности занятия является достижение цели в процессе занятия и качественный результат деятельности кружковцев.
Вернемся к аналитическим материалам за прошлый год. В целом год был результативным. Кружковцы принимали активное участие в выставках и конкурсах. Но если проанализировать участие и результативность кружковцев в одном из конкурсов, то в некоторых кружках мы можем увидеть следующую картину: приняли участие 9 человек, грамот и дипломов – 0. Вывод один – нужно работать над повышением эффективности занятия. Но как? На что в первую очередь обратить внимание?
Конечно же необходимо определить критерии эффективности.
Каждому из вас, в процессе подготовки к инструктивно-методическому совещанию было предложено сформулировать значимые, на ва взгляд, критерии эффективности занятия, пресс-центр их оформил, и я даю возможность прокомментировать свой выбор: ( комментарии педагогов)
- конкретность поставленной цели и задачи;
- заинтересованность педагога и воспитанника;
- результативность;
- качество материала;
- формирование умений и навыков;
- разнообразие методов;
- эмоциональная подача материала;
- индивидуальная работа;
- мастерство педагога;
- творческие возможности кружковцев;
- самостоятельность кружковцев;
- эмоциональная атмосфера;
- цель: умение поставить и добиться ее на практике, цель – результат;
- личность руководителя кружка;
- стиль общения;
- толчок к поиску.
Мы рассмотрели критерии эффективности.
А сейчас остановимся на подготовке к занятию. С чего мы начинаем?
С цели!!! Какова должна быть цель? (Триединая: обучающая, развивающая, воспитывающая)
- Что такое диагностичность цели?
- Что можно считать мерилом достижения целей занятия?
Как соотносится цель, результат и его цена?
(Выступление педагогов)
Содержание целей занятия зависит от:
- содержания учебного материала;
- методов и форм работы;
- уровня профессионального мастерства педагога;
- уровня возможностей кружковцев.
Но самое главное:
Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой), соотнесенной с возрастными и психологическими особенностями воспитанников.
Как донести учебный материал до сознания обучающихся ? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Все эти вопросы руководителю кружка приходится решать при подготовке к занятию. Все они свзаны с поисками наиболее продуктивных форм и методов обучения
Трактовок понятия Метод обучения, а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Специфика дополнительного образования накладывает определённые ограничения на их применение и использование. Следует заметить, что далеко не все методы обучения, применяемые в системе общего образования успешно применимы в системе дополнительного образования детей. Так, содержание учебной деятельности детского объединения обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определённом виде творчества. Причём уровень теоретической подготовки должен позволять обучающимся в процессе её изучения на определённом этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем и на продуктивный (творческий) уровень. Поскольку очень часто теория и практика фактически неотделимы друг от друга, особенно в декоративно-прикладном творчестве, то изучение теории требует большего применения методов, основанных на вовлечении различных групп чувственных анализаторов. Практическая ориентированность обучения в учреждениях дополнительного образования требует большего объёма практической подготовки, но также она не может быть строго нацелена на освоение приёмов и навыков определённого вида деятельности. Практическая подготовка должна вестись с использованием приёмов и методов, позволяющих нивелировать особенности ребёнка, мешающие полноценному освоению определённого вида деятельности, как то: низкая социальная адаптивность, особенности двигательной активности, особенности восприятия и т.д. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести именно к учебному занятию, поскольку многие из занятий носят ещё и общеразвивающий или воспитательный характер. В то же время воспитательное занятие может иметь и образовательную составляющую. В ходе одного занятия многие педагоги решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и воспитанника, направленные на решение задач обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность кружковца, его интерес к решению той или иной задачи.
Предлагаю обсудить в группах методы обучения и назвать наиболее эффективные.
( групповая форма работы с педагогами)
1.Организационный.
В соответствии с задачами этого этапа, здесь уместны методы мотивации и стимулирования, например, метод эмоционального мотивирования, а также отдельные методы стимулирования (метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора).
2.Проверочный.
Здесь уместны методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, такие, как опрос, работа с карточками, игры, тестирование.
3.Подготовительный.
Здесь уместны такие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: рассказ-вступление, беседа; наглядные: демонстрация, иллюстрация; проблемно - поисковые; методы самостоятельной работы.
4.Основной.
В зависимости от задач и подвида этого этапа, здесь могут применяться самостоятельная работа, работа под руководством педагога, дозированная помощь, беседа, практические задания, тренировочные упражнения, проблемные вопросы, учебная дискуссия, рассказ – изложение, лекция, фрагментированный демонстрационный показ видеоматериала, проблемно-поисковые практические работы, практические работы исследовательского характера и т.д.
5.Контрольный.
Данный этап может осуществляться методами контроля и коррекции. В частности, методы самоконтроля, методы программированного письменного контроля, методы устного контроля. Наиболее уместны здесь фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, викторины.
6.Итоговый.
Здесь могут быть применены следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: заключительная беседа, рассказ-заключение; наглядно-словесные: беседа с применением схемы, таблицы и др. иллюстрации, комментирование действий; практические: работа с учебным набором, с тренировочным приспособлением, и т.д.; самостоятельной работы: работа с книгой, вопросником, комментирование выполненной работы.
7.Рефлективный.
По своему содержанию, этот этап требует особого рода активности педагога и обучающихся. Предыдущая деятельность определённым образом отразилась на эмоциональном состоянии обеих сторон учебного процесса и оформилась в определённую учебную ситуацию, поэтому здесь снова уместны методы мотивации и стимулирования, содержащие стимулирование ответственности, чувства долга, закрепление чувства успешности, а также методы контроля и коррекции, такие, как: само – и взаимооценка, экспертный контроль и коррекция.
8.Информационный.
В дополнительном образовании домашнее задание является необязательным и по большей части продолжает деятельность, осуществляемую на занятии, поэтому здесь уместны будут методы мотивации и стимулирования, направленные на создание ситуации успешности.
Важным средством повышения эффективности занятия является многообразие используемых в работе видов деятельности кружковцев на занятии. К.Д.Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.
Виды организации деятельности кружковцев, с точки зрения эффективности занятия: это как традиционные формы, такие как: учебное занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, так и нетрадиционные, например, занятия-фантазии, занятия-соревнования, занятие - ролевая игра, конкурсы, викторины, КВН, Рыцарский турнир, Мисс – Рукодельница, А, ну-ка, парни и т.д.
Заключительная часть
И в заключении предлагаю обсудить вопросы о критериях результативности занятия:
1.Что такое результат занятия?
2.Взаимосвязь цели и результата на занятии.
3.Взаимосвязь содержания и результата на занятии.
- Достижение целей, поставленных в начале занятия;
- Цели и результаты занятия взаимосвязаны;
- Содержание и результаты на занятии взаимосвязаны.
Результат занятия – осознанное владение кружковцами полученнями знаниями, навыками в процессе занятия. Достижение цели, поставленной вначале занятия является хорошим результатом проведенного занятия. Содержание занятия – это путь от цели к результату, содержание эффективно и оправдано тогда, когда достигнута цель, что является качественным показателем проведенного занятия и говорит о его эффективности.
Результатом нашей работы будет памятка В помощь руководителю кружка.
Список использованной литературы
1.Буйлова Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? / Л.Н.Буйлова, Н.В. Клёнова.– М.: АРКТИ, 2005. — 288с.
2. Гусакова, А.М. Внеклассная работа по труду.: пособие для учителей / А.М. Гусакова. - М.: Просвещение, 2006. - 176с.
3.Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал Начальная школа №11, 2011.
4.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал Начальная школа №1, 2009.
5.Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал Завуч №3, 2010.
HYPER13PAGE HYPER15
5
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×