Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

экспериментальная деятельность | Нина Борисовна Овчинникова. Работа №305249. Номер работы: №305249

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Хочу предоставить вашиму вниманию опыт своей работы по теме "Формирование функциональной  грамотности  через экспериментальную деятельность в детском саду"

Дети, по своей натуре – это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает экспериментальная деятельность. 

Дети очень любят экспериментирование, которое является наиболее успешным методом ознакомления детей с окружающим миром. В дошкольном возрасте этот метод ведущий, а в первые три года – практически единственный способ  познания мира. 

 

Формирование функциональной грамотности через экспериментальную деятельность в детском саду.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс, направленный на развитие способности воспитанников использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

Одной из таких инновационных технологий является экспериментальная деятельность, которая наилучшим способом зарекомендовала себя, как эффективная форма развития и обучения детей и соответственно, формирование их функциональной грамотности.

Дети, по своей натуре – это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает экспериментальная деятельность.

Дети очень любят экспериментирование, которое является наиболее успешным методом ознакомления детей с окружающим миром. В дошкольном возрасте этот метод ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И наша задача, как педагогов, поддержать у воспитанников этот огонек познания, помогая ему перерасти в пламенную пытливость ума и жажду знаний.

Цель:

Создание условий, в рамках экспериментальной деятельности, для познавательного развития воспитанников и формирование у них умений использовать приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни.

Задачи:

- Поддерживать, углублять и расширять интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворяя детскую любознательность, расширяя кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;

- Развивать познавательные способности, стремление к самостоятельному познанию и умозаключению, стимулируя детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению;

- Формировать эмоционально-личностные и коммуникативные навыки дошкольников.

 

Для реализации экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала экспериментальную лабораторию, где было подобрано оборудование и подготовлен необходимый материал.

 

Основным оборудованием являются:

• Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, магниты, микроскоп;

• Специальная посуда: мерные стаканы, тарелки, трубочки, воронки и др.

• Разнообразные предметы из различных материалов: стекло, металл, дерево,

пластмасса, железо;

• Природный материал: камешки, глина, шишки, ракушки, песок, мох;

• Утилизированный материал: проволока, кусочки меха, кожи, ткани, бумаги и

др.

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, вата, шприцы, перчатки и др.

 

Хочется, остановиться на особенностях при организации и проведении экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Сюда входит:

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Опыты;

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

Использование художественного слова;

 

В центре опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат). Обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания.

 

Любое детское экспериментирование имеет структуру и состоит из нескольких этапов:

Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

Целеполагание (анализ ситуации совместно с детьми)

Выдвижение гипотез (сбор данных, реализация в действиях)

Анализ полученного результата (подтвердилось или нет)

Вывод

 

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для экспериментальной деятельности с детьми, по данной теме, составила перспективный план, картотеку, сделала подборку карточек – схем, для проведения опытов.

Экспериментально - исследовательскую деятельность организую так, чтобы дети были не просто наблюдателями, а полноправными участниками в проводимых мероприятиях. В своей работе использую принцип от простого, к сложному. Провожу беседы о намерениях детей, о том, как добиться желаемого результата.

Для положительной мотивации деятельности детей я использую различные стимулы, таки как:

Новизна, необычность объекта;

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный момент (почему так);

Ситуация выбора.

 

Работу по данному направлению я начинала с детьми двух-трех лет, в этом возрасте дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их свойства

 

С детьми трех-четырех лет экспериментальная деятельность усложняется. Совместно с воспитателем, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование с детьми четырех-пяти лет имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста, стараюсь стимулировать их на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

 

Подводя итог выше сказанному с уверенностью можно утверждать, что экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей в развитии познавательных способностей и функциональной грамотности детей. Что подтверждают результаты моих наблюдений:

 

У детей углубился и расширился интерес к окружающему миру, ребята стали более любознательными, расширился кругозор, им доставляет удовольствие находить ответы на сложные вопросы.

Усовершенствовались познавательные способности, самостоятельность в сравнении, в поиске сходства и различия, связей вещей и явлений.

Воспитанники приобрели навыки и умение делать выводы и умозаключения.

У детей усовершенствовались эмоционально-личностные и коммуникативные навыки.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×