Статья Эксплораториум гимназии как центр развития научно-технического творчества детей и педагогов. Автор: Арюлина Наталья Алексеевна

Автор: Арюлина Наталья Алексеевна

В  2016   году в гимназии начал работать новый элемент образовательного пространства «Эксплораториум».

     Эксплораториум  гимназии – это место, где можно не только посмотреть, но и пощупать, попробовать, потрогать. Идеи для создания эксплораториума черпались из опыта зарубежных музеев в Стокгольме, Хельсинки, Сан-Франциско   – музеев занимательных наук в разных городах, где экспонаты помогают посетителям исследовать окружающий мир и понять природу явлений, которые в нем происходят.

   В российской практике также имеется опыт создания отдельных интерактивных естественнонаучных музеев и экспозиций, однако для них решение учебно-исследовательских задач и формирование проектных умений не является приоритетным. К сожалению, в России деятельность эксплораториумов происходит, в основном, стихийно, вне организованного образовательного пространства, преобладает стремление к  развлечению в ущерб решению образовательных задач. В результате познавательный и мотивационный эффект, достигаемый в эксплораториумах, как правило, не имеет продолжения в дальнейшей образовательной деятельности подростка.


Автор: Арюлина Наталья Алексеевна

«Эксплораториум гимназии как центр развития научно- технического творчества детей и педагогов

 

Директор гимназии Н.А.Арюлина

В 2016 году в гимназии начал работать новый элемент образовательного пространства «Эксплораториум».

Эксплораториум гимназии – это место, где можно не только посмотреть, но и пощупать, попробовать, потрогать. Идеи для создания эксплораториума черпались из опыта зарубежных музеев в Стокгольме, Хельсинки, Сан-Франциско – музеев занимательных наук в разных городах, где экспонаты помогают посетителям исследовать окружающий мир и понять природу явлений, которые в нем происходят.

В российской практике также имеется опыт создания отдельных интерактивных естественнонаучных музеев и экспозиций, однако для них решение учебно-исследовательских задач и формирование проектных умений не является приоритетным. К сожалению, в России деятельность эксплораториумов происходит, в основном, стихийно, вне организованного образовательного пространства, преобладает стремление к развлечению в ущерб решению образовательных задач. В результате познавательный и мотивационный эффект, достигаемый в эксплораториумах, как правило, не имеет продолжения в дальнейшей образовательной деятельности подростка.

Мы же поставили следующую задачу - интегрировать интерактивные экспозиции в образовательную систему, сделать активную работу обучающихся в эксплораториуме частью регулярных учебных практик. Задача это не представляется простой, так как в деятельности экплораториумов создаются, скорее, условия для музейно-экспозиционной, экскурсионной, чем для учебной работы. Тем не менее, включение потенциала эксплораториумов в систему общего образования выглядит чрезвычайно актуальной задачей.

Эксплораториум гимназии - это интерактивный научный музей и обучающие лаборатории, где посетители могут принять участие в увлекательных экспериментах. В гимназии - это образовательное пространство, где обучающимся предоставляется возможность увидеть и самостоятельно выполнить естественнонаучные опыты, в наглядной и доступной форме не только познакомиться с законами природы, но и узнать, как человечество научилось использовать их повседневно. Здесь всё можно испытать и потрогать, вниманию посетителей – многочисленные приборы, реагенты и приспособления для исследований: микроскопы, точнейшие весы, лабораторное оборудование.

Все занятия в эксплораториуме гимназии основаны на современной методике проведения учебных исследований на научных приборах.

Эксплораториум можно рассматривать как модель образовательной среды, обеспечивающей становление открытых действий в системе построения открытого взаимодействия обучающихся с познаваемым миром.

Основной принцип проектирования такой модели образовательной среды - построение совместных действий учителей и обучающихся, а также обучающихся между собой.

Эксплораториум позволяет:

- реализовать принципиальную смену образовательной парадигмы - выход на деятельностную педагогику с опорой на возрастные новообразования: становление способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в окружающей среде;

- воспринимать процесс познания как ресурс развиваемый, реконструи-руемый, преобразуемый совместно с учителем.

Формы организации эксплораториума:

- экспозиция приборов собранная в отдельном классе, рекреации, актовом зале;

- учебная лаборатория, мастерская;

- научно - технический центр;

- научная лаборатория;

- научный театр;

- интерактивный музей.

Область применения: различные образовательные области.

Возможности эксплораториума для обучающихся:

- расширяет пространство свободного выбора познавательного маршрута и способа получения новой информации;

- способствует развитию социальных практик, ориентированных на общественную полезность;

- позволяет создать ситуацию успеха в реальном для подростка секторе деятельности.

Цель создания в гимназии эксплораториума создание ситуации импрессинга, сопровождение детского любопытства и радости открытий, предвосхищение научных открытий во время уроков.

 

 

 

<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint1.sldx>

На базе нашего эксплораториума создано пять научных цифровых лабораторий:

- лаборатория робототехники, включая модуль «Электронный конструктор»,

- лаборатория научных развлечений по физике,

- лаборатория увлекательных экспериментов по химии,

- лаборатория по физиологии,

- лаборатория для самых маленьких «Наураша».

 

<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint2.sldx>

 

Цифровая лаборатория для младших школьников

«Наураша в стране Наурандии»

Главная цель – пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.

Актуальность продукта

Согласно ФГОС НОО необходимо обеспечить:

Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.

Состав лаборатории

Цифровая лаборатория состоит из восьми сцен, посвященных разным темам (по количеству датчиков): температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, вкус.

Датчики выполнены в виде божьих коровок и подключаются непосредственно к компьютеру.

Дополнительное оборудование находится в тематическом лотке.

Функционал продукта

Мультипликационный герой

Наураша

помогает маленькому исследователю с помощью настоящих датчиков познакомиться с различными явлениями в игровой увлекательной форме.

Области знаний: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало робототехники.

Способы работы с лабораторией

Лаборатория может быть использована как для групповой (интерактивная доска, стол), так и для индивидуальной работы (персональный компьютер, планшет).