Статья ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ на уроках русского языка и литературы. Автор: Верещагина Наталья Анатольевна

Автор: Верещагина Наталья Анатольевна
Почему именно эта тема? Думаю, Вы все в своей практике часто сталкивались  с ситуацией, когда в общеобразовательном классе сидят дети с ОВЗ (инвалиды, дети  с ЗПР). Часто это связано с отказом  родителей переводить ребенка в специальное учреждение или специальный класс, например, коррекционный.


Автор: Верещагина Наталья Анатольевна
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на уроках русского языка и литературы
Почему именно эта тема? Думаю, Вы все в своей практике часто сталкивались с ситуацией, когда в общеобразовательном классе сидят дети с ОВЗ (инвалиды, дети с ЗПР). Часто это связано с отказом родителей переводить ребенка в специальное учреждение или специальный класс, например, коррекционный.
По мнению экспертов, в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5% до 4,5% детского населения. По оценке министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение.
На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование.
Что же это такое?
Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
Как же реализуются принципы инклюзивного образования на практике?
Мои наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы учащихся: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Нужно использовать дифференцированный подход с элементами группового обучения. Здесь хорошо применить достаточно известный прием: при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик должен еще раз объяснить тему слабому . В качестве контроля даются индивидуальные задания как письменные, так и устные.
Во-вторых, использование игровых методик. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не желают ничего делать: читать не буду, писать не хочу, говорить не могу и т.п. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (экскурсия, игра, викторина.) Урок перестает быть уроком, оставаясь им по сути. Однако необходимо тонко чувствовать грань между дидактической игрой и развлечением ( например, Поле чудес).
В-третьих, ориентация на индивидуальный прогресс. В классах, где обучаются дети с разными познавательными возможностями ,необходимо вести мониторинг достижений по каждому ребенку.
Чтобы сохранить и укрепить здоровьешкольников, необходимо учитывать медицинские рекомендации. Для этого в начале года я ознакомилась с картами здоровья учащихся, чтобы максимально распределить рабочие места в кабинете, учитывая диагноз детей. Очень важно проведение физкультминуток на уроках, для этого используются видеоролики с веселыми зарядками, при этом дети сами проводят эти физкультпаузы, проговаривая выполнение упражнений вместе с ведущими. Также применяются такие методики как:
выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;
смена разных видов деятельности, во избежание переутомления;
учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот гиперактивен и т.д.);
предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы (разрешается дописать после уроков; лучше, чтобы это было после учебных занятий, на перемене ребёнок должен отдыхать);
сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ;
предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу;
работа может быть принята позже установленного срока по договорённости учителя и ребёнка;
работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору учащихся);
предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации учителя.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации.Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе.Так, например, использую для проведения уроков систему I- школа, но в то же время этот ученик приходит на занятия ко мне в класс, чтобы почувствовать себя учеником именно этой школы. Вместе с тем при проведении уроков с использованием интернета обстановка должна быть максимально приближена к настоящему уроку. Также практикую участие этих учеников на обычном уроке с использованием ИКТ. То есть, он чувствует, что работает вместе с классом как обычный ученик. Ведь в случае улучшения здоровья он может обучаться на общих основаниях без каких-либо психологических затруднений.
Также очень важно создание в учебном процессе ситуации успеха для ученика – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Например, с целями урока я знакомлю учащихся сама, но при этом создаётся проблемная ситуация, и учащиеся сами могут определить их.
При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы лучше объяснение давать не в форме лекций, а в форме бесед или комментированного чтения. При закреплении изученного материала на уроках русского языка при выполнении упражнений задания необходимо разбивать чётко по шагам, для облегчения их выполнения. При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков может быть реализован индивидуальный подход. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора. Большой интерес у учащихся вызывает работа в группах и в качестве консультантов на зачетах, в работе с отстающими. Я заранее готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они затем проводят самостоятельно. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого учащегося, но и для его одноклассников, которые тоже захотят выступить в роли учителя.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игрообучение (обучение, основанное на активных методах обучения) благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями (Орфографическая зоркость, Третье лишнее, Заменить словосочетания одним словом, Составь рассказ по опорным словам, Построй слово, викторины, игры-соревнования и т.д.). Кроме этого, значительно повышает эффективность обучения и применение мультимедиа.
При обучении необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащиеся необходимо привлекать к участию в школьных, окружных, городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах (конкурс Русский медвежонок, конкурс чтецов, конкурс Мы пишем первую книгу, конкурс Моя семья и т.д.).
Кроме этого, необходимо вовлекать таких детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень актуального развития, состояние физического и нервно-психического здоровья в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия и т.д.
Немаловажную роль играет и взаимодействие с родителями и родственниками обучающихся. Эта работа должна также планироваться, как и процесс образования и воспитания. В связи с этим в общем плане воспитательной работы имеется самостоятельный раздел по данному направлению. В нем отражены проведение совместных мероприятий как классного, так и внеклассного уровня (классные часы, спортивные мероприятия, походы в театр, кино и т.д.). Главное в этой работе нацелить родителей на коллективную работу совместно с их детьми, быть положительным примером, что в свою очередь позволяет более эффективно формировать нравственные качества детей.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x