Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Электронный сборник занятий по рисованию | Кипарова Екатерина Владимировна. Работа №334161

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мыслительной и костной систем. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, коонцентрацию и воображение. Работа по развитию мелкой моторики должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке тем разнообразнее движение рук.

Электронный сборник «Занятия по рисованию с использованием нестандартных технологий»

Автор: Кипарова Е. В.

Содержание:

I.Введение

II.Конспекты занятий по рисованию для детей младшего дошкольного возраста

Рисование в файле «Клубочки для носочков»

Рисование

Кляксография

«Сегодня мы волшебники»

Рисование поролоновой губкой

«Колобки»

Рисование

«

монотипия

обыкновенная

»

Рисование пальчиками

Рисование

«О

тпечатками предметами

»

Рисование

«О

ттиск

с мятой бумаги

»

Рисование

«Отпечатки листьев»

Рисование «Тычок жесткой полусухой кистью»

III.Используемая литература

 

I.Введение.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А Сухомлинский.

По данным исследований, проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями

и пальцами рук и ног.

В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Учёными доказано, что центры головного мозга, отвечающие за эти способности непосредственно связаны с движением пальцев рук. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.

Н. А. Бернштейн в своей теории подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник.

Все дети любят рисовать. В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны и маленьким детям, и постарше. Нетрадиционные техники позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, несмотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Ведь вместо кисточки и карандаша ребёнок использует для создания изображения различные предметы, которые его окружают. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо этих предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, развивать воображение, творчество, проявлять самостоятельность, инициативу, выражать индивидуальность. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

 

 

 

 

 

 

 

II. Конспекты занятий.

Тема: «Клубочки для носочков»

Цель: обучение детей раннего возраста нетрадиционной технике рисования –рисование в файле.

Задачи:

Обучающая: подводить детей к рисованию предметов округлой формы через нетрадиционную технику рисования в файле, закреплять различать основные цвета предметов, красок и правильно их называть.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие окружающих предметов, интерес к рисованию, внимание, любознательность, мелкую моторику.

Воспитывающая: воспитывать творческую смелость, аккуратность.

Оборудование и материалы:

Игрушка мишка, аудиозапись голоса медведя, 4 пары тонких носков из основных цветов, 1 пара шерстяных носков, коробка, материалы для рисования: гуашь, файл А4 и лист бумаги с нарисованной формой круг.

Ход НОД:

1. Организационный момент

Дети заходят в музыкальный зал, приветствуют гостей и становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Кто это?

Дети: мишка!

Появляется мишка, приветствует детей.

Мишка: здравствуйте, ребята!

2. Основная часть

Воспитатель: здравствуй, миша! Что ты такой грустный?

мишка: (озвучивает воспитатель): Я сейчас гулял со своими друзьями и у меня сильно замерзли лапы.

Воспитатель: жаль, а ты, мишка, носочки надевал?

Мишка: Нет. Я очень торопился на прогулку, да и все носки растерял. Не поможете ли вы мне найти носочки.

Воспитатель: Ребята, поможем мишке найти носочки? Миша, а каким они у тебя цветом?

Мишка: они у меня зеленого, синего, красного и желтого цвета. Как вот эти корзинки. Носки в них раньше и лежали. (Мишка указывает на корзинки)

Игра «Найди пару»

Воспитатель: ребята, получается нам надо помочь мишке найти носки и положить их в корзинку того же цвета что и носки. Например, эта каким цветом корзинка? (желтого). Значит в нее будем класть носки какого цвета? (желтого). Правильно. Молодцы, ребята!

Воспитатель: запомнили, ребята? Да. Тогда начинаем искать носки мишки.

Дети ходят по залу, заглядывают под стулья, ищут носки и кладут их в соответствующую корзинку

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Помогли мишке найти носки и правильно их разложили по корзинкам

мишка: спасибо, ребята! Я бы сам никогда не справился.

Воспитатель: мишка, а у тебя только тонкие носочки? А теплых носков для холодного времени года нет?

мишка: а какие это теплые носки?

Воспитатель показывает носочки тонкие, затем теплые.

мишка: как же мне быть? У меня нет теплых носков.

Воспитатель: у меня есть идея. Ребята, а вы поможете мне? Мы приготовим клубки пряжи, из которых мама медведица свяжет тебе теплые носки, и ты сможешь гулять даже в сильные морозы.

мишка: вот здорово!

Воспитатель: но для начала, давайте немножко отдохнем!

Физкультминутка

Воспитатель: мишка, хочешь мы тебе покажем, что делает зайка, чтобы не замерзнуть в мороз.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем присядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он допрыгнул десять раз

.

Воспитатель: А теперь, ребята, подойдем к столу. Посмотрите, перед вами лежат клубочки, но они бесцветные. (нарисованные клубочки, не раскрашенные лежат в файле, в него добавляется краска). Давайте аккуратно распределим краску пальчиками, чтобы клубочки получились закрашенными.

Педагог показывает на примере, дети повторяют за ним

Дети выполняют задание

Воспитатель: Какого цвета у нас получились клубочки? (Спросить каждого) Какой формы у нас клубочки (круглой)

Воспитатель: верно, ребята! Молодцы, у вас получились красивые, яркие клубочки.

мишка: спасибо, ребята!

Воспитатель предлагает положить рисунки клубков в волшебную коробку, чтобы отдать их мишке.

Закрывает крышкой, аккуратно переворачивает коробку и приговаривает:

Воспитатель: Рисунки кручу.

В настоящие клубки превращу!

 

Воспитатель ставит коробку на стол той стороной вверх, где лежат настоящие клубочки пряжи, открывает коробку и предлагает детям посмотреть, что там.

Воспитатель: вот, мишка, какие яркие клубочки получились. Отнеси их своей маме, она свяжет тебе теплые носки, чтобы ты не замерз на прогулке.

мишка: спасибо вам, ребята! За вашу помощь, примите от меня угощения! А я побегу к Бабе Капе, расскажу каких сегодня я нашел друзей и как вы мне помогли. До свидания, ребята!

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли? (мишке) А как мы ему помогли? Что мы делали? (искали носки и приготовили клубки с нитками для теплых носков)

Воспитатель: ребята, вы молодцы! Настоящие помощники!

 

Тема. Тема: «Сегодня мы – волшебники» («техника «кляксография»)

Программные задачи.

Образовательная. Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием изображения. Продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. Использовать знакомые приемы рисования кистью при дорисовывании рисунка. Прививать интерес к нетрадиционному виду рисования.

Развивающая. Развивать координацию и силу движений, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение детей.

Воспитательная. Воспитывать аккуратность самостоятельность, наблюдательность.

Материал. Трубочка для коктейля, бумага, гуашь, кисть, вода, салфетка, рисунки из кляксы.

Словарная работа. Кляксографияклякса, трубочка для коктейля.

Индивидуальная работа. Помогать в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приемом изображения.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы верите в волшебство(ответы детей)

 

-Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

Экспериментирование:

Мы палочкой волшебной

Тихонечко взмахнем

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

-Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается).

Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко (дети рисуют).

А теперь попробуйте проделать это в тарелочке с водой (дети делают). Получается? Нет.

А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге да не просто рисовать, а выдувать рисунок.

(Воспитатель макает кисть в краску и делает кляксу на листе бумаги)

Капля с кисточки упала,

Это клякса прибежала,

Всё вокруг заколдовала

И деревья и кусты,

А расколдовывать будем мы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое клякса(ответы детей)

Воспитатель: Клякса – это след, пятно, оставленное краской.

Предлагаю и нам попробовать изобразить кляксы, а потом превратим их, в кого захотим или в того, на кого они будут похожи. Кляксы бывают разные

Физкультминутка 

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр (загибают пальцы)

И направо, и налево (смотрят вдаль рук у лба.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Мы будем рисовать с помощью нашей волшебной палочки — трубочки. Сначала разведем на палитре гуашь с водой. Затем возьмем кисточкой краску и сделаем кляксу на любом месте. Трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею не краску, не бумагу. Лист можно поворачивать, создавая любой рисунок.

Дети самостоятельно пытаются получить кляксы разными способами на отдельных листочках. Свободно экспериментируют. (Играет тихая музыка). После того, как дети сделают по несколько клякс, воспитатель предлагает «оживить» их, превратить их в живые существа или предметы.

Воспитатель. Молодцы, все сегодня постарались, получились интересные работы. Рисунки свои покажите и другим ребяткам, их тоже научите рисовать трубочкой.

 

 

Тема. Рисование поролоном «Колобки».

Цель: помочь детям освоить новый способ изображения-рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования- рисование поролоном. Учить аккуратно и последовательно наносить краску, не оставляя белых мест на листе.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам

Развивающие: создавать условия для развития творческих способностей, развивать мелкую моторику; развивать творческое воображение детей

Оборудование: 1/2 альбомного листа, набор гуашевых красок, кусочек поролоновой губки, тонкая кисть, стаканчик с водой, салфетка

Ход занятия.

Воспитатель: жили-были старик со старухой. Захотелось им чего-нибудь вкусненького. Испекла старуха колобок и поставила его остудить у окошка. А колобок оттуда прыгнул и покатился. А почему он покатился? (Ответы детей)

Воспитатель: Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел. Кого Колобок встретил в лесу?

Дети: Зайчика.

Воспитатель: А ещё кого?

Дети: Волка.

Воспитатель: А ещё кого?

Дети: Медведя.

Воспитатель: А почему он ушел от них? (Ответы детей: они все съесть его хотели)

Воспитатель: да, ребята, они все хотели его съесть. Так и говорили ему: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобку грустно и скучно одному. Ему хочется с кем-нибудь поиграть или хотя бы поговорить. Колобок очень хочет найти себя друга. Ребята, давайте скатаем из пластилина Колобка. Сделаем глазки, чтобы Колобок мог видеть, а ротик, чтобы мог говорить. И поиграем с нашими друзьями – Колобками.

Музыкальная физкультминутка «Колобок»

Практическая часть:

1.Рассмотреть колобка, определить форму, относительную величину, расположение, цвет.

2.Объяснение воспитателем нового способа изображения-рисование губкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашего колобка. Сегодня мы постараемся изобразить его на бумаге необычным способом: будем рисовать кусочком поролоновой губки. Если губку обмакнуть в краску нужного цвета (желтого), а затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной поверхности, то получится отпечаток, который придаст линии объем и пушистость. Следующий отпечаток следует прикладывать рядом, не оставляя свободного пространства между предыдущим и последующим. Когда контур будет готов, заполнить отпечатками и пространство внутри.

3.Дополнить рисунок деталями: тонкой кистью нарисовать глаза, нос, рот колобку.

4.По желанию сделать яркий фон вокруг колобка тем же способом, используя другой, чистый, кусочек поролона.

Рефлексия: у нас получились чудесные колобки, которые можно вставить в рамочку и повесить.

Тема. «Монотипия обыкновенная».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией,

Задачи:

Образовательные: учить самостоятельно придумывать узор,

Развивающие: развивать фантазию, эстетическое восприятие,

Воспитательных: воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: бабочки-заготовки, вырезанные из белой бумаги; краски; кисточки; салфетки; образец бабочки; баночки с водой; открытки с изображениями бабочек или слайды.

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

Воспитатель. Скажите, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. А какое очень скоро наступит время года? (ответы детей) Правильно, лето. Мы его все ждем. А почему? (ответы детей) Но не только мы радуемся наступившему теплому сезону, но и вся природа тоже проснулась. И растения, и животные, и насекомые…

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, о ком сегодня мы будем говорить:

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел…

 

(ответы детей)

Правильно, это бабочка.

Воспитатель прикрепляет на мольберт образец раскрашенной бабочки

Посмотрите, какая красивая бабочка прилетела к нам на занятие.

Давайте посмотрим, какие бывают бабочки (воспитатель показывает открытки или слайды) Дети рассматривают и вместе комментируют то, что видят.

Какие красивые и разные цвета и узоры мы видим на крыльях бабочек! Крылышки у всех бабочек прозрачные, но сверху покрыты крошечными цветными чешуйками. Эти чешуйки ярко окрашены и образуют разные пятна, линии, полоски, разводы. Получается «рисунок крыла» - настоящая картина. Хочется взять бабочку в руки, чтобы рассмотреть и погладить нежные крылышки. Но если бабочку взять в руки, то чешуйки сотрутся. Для неё это настоящее горе: бабочка не сможет летать, и значит погибнет! Поэтому гораздо лучше любоваться бабочкой, не прикасаясь к ней.

Физкультминутка.

Наши бабочки летали (дети бегают, машут руками)

И немножечко устали (останавливаются)

На цветочки сели отдохнуть, (приседают)

Чтоб опять пуститься в путь! (бегают, машут руками).

Воспитатель. Ребята, вам нравятся бабочки? Все они очень красивые, нарядные, веселые. Давайте повторим, какого цвета бабочки. А теперь посмотрите на столы: на них тоже прилетели бабочки. Но они очень грустные- их забыли раскрасить. Мы с вами сейчас превратимся в художников и поможем нашим бабочкам стать красивыми. Для этого нам понадобится краска и кисти. Возьмем кисти правильно и обмокнем их в краску. А теперь кисточку с краской опустим на бабочку- поможем ей стать красивой. (Дети раскрашивают половинки бабочек)

Каких красивых бабочек вы нарисовали! Бабочкам сразу стало весело и радостно. Но вторая половинка бабочек осталась, не раскрашена (разворачивает бабочек).

Мы сейчас это исправим, для этого сложим половинки и немного прижмем их рукой. Что же у нас получилось? Вся бабочка оказалась раскрашена!

Да вы же волшебники! Какие красивые и радостные бабочки!

Воспитатель. Пока наши бабочки сохнут, я предлагаю поиграть в игру «Бабочки, гусеницы, куколки».

Правила игры: по сигналу воспитателя «Бабочки!» дети «летают».

По сигналу «Гусеницы» - ползают.

По сигналу «Куколки» - замирают на месте. (играют несколько раз и не по порядку называют)

Воспитатель. А теперь пойдём, посмотрим и проверим, высохли ли наши бабочки.

Дети с воспитателем подходят к столу, где находятся их работы. Воспитатель предлагает детям осмотреть бабочек и проверить, высохли они или нет. Воспитатель. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятие?

Дети. Раскрашивали бабочек, играли.

Воспитатель. Чем же мы разукрашивали наших бабочек, и как мы это делали?

Дети. Красками и кисточками, но только половинки бабочек.

Воспитатель. Какого цвета краски мы использовали для рисования узора на крыльях бабочек?

Дети. Синего, жёлтого, красного.

Воспитатель. Давайте выберем самую красивую бабочку.

Дети выбирают наиболее понравившуюся бабочку.

 

 

 

Тема «Рисование пальчиками» Цель: учить детей ритмичному рисованию точек и линий пальчиками.

Задачи:

- совершенствовать умение рисовать пальцем, стараясь равномерно расположить рисунок по кружечке;

- различать и называть основные цвета красок (желтый, красный, зеленый, синий);

- развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение;

- воспитывать у детей интерес к процессу рисования, прививать любовь к искусству, воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Оборудование: листы бумаги в виде чашки по количеству детей, краски гуашевые 4 цветов, влажные и бумажные салфетки, рисунок чашки на магнитной доске, кукла.

 

Ход занятия

Воспитатель. Давайте встанем в круг, и все друг с другом поздороваемся.

У меня сегодня замечательное настроение, я хочу поделиться им с вами (выставляет ладошки и дует на них). А теперь вы... (дети дуют). Какое настроение у вас, дети?

Дети. Хорошее, радостное.

Воспитатель. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети. Кукла Воспитатель. Ее зовут Катя. Что мы должны сказать ей? Дети. Здравствуй, Катя!

Воспитатель. Катя садись с нами за стол. Катя, что ты такая грустная? Катя. (говорит воспитатель) Я пришла к вам за помощью. У меня скоро будет праздник. Ко мне придут гости. Я сходила в магазин и купила чашечки для чая (показывает шаблоны кружек, вырезанных из бумаги), но они все белые, некрасивые. А мне так хочется, чтобы они были яркие, красивые. Чтобы на них были нарисованы цветочки или горошины.

Воспитатель. Что же делать, дети? Дети. Помочь нужно Кате! Украсить кружки, разрисовать. Воспитатель. У нас есть краски, но нет кисточек. Чем же мы, дети, будем рисовать? Дети. Пальчиками мы можем рисовать. Воспитатель вешает кружку на магнитную доску. Показ способа изображения рисунка на кружке (горошины, цветы). Воспитатель. Посмотрите ребята, на столе краски разных цветов (называют каждый цвет). Рисунок на кружке у всех получится свой. Воспитатель показывает несколько примеров изображения на кружке (горошины, цветы, линии) Воспитатель. Какие красивые кружки у меня получились! Сейчас вы сами попробуете нарисовать свой узор на кружке. Давайте, разомнем пальчики свои, а затем приступим к работе. Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Вот помощники мои,

Их сожми и разожми.

Поверни их эдак, так,

Помаши слегка вот так.

За работу принимайся,

Ничего не опасайся!

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Вот какие умницы! У всех получились красивые кружки.

Катя. Какие красивые у вас получились кружки. Спасибо вам большое! Я хочу с вами поиграть. Воспитатель.  Давайте поиграем с Катей, дети!

Проводится игра "Кукла, попляши».

Воспитатель. Молодцы, поиграли хорошо, песенку спели дружно. А теперь мы с вами сделаем выставку! Какие красивые кружечки! Покажите мне каждый свою кружечку и расскажите, что вы на ней нарисовали.

 

 

 

 

Тема: «Яблоки для ёжика» (Отпечаток картофеля)

Цель: знакомить детей новым способом нетрадиционным видом рисования – отпечаток картофеля. Учить детей изображать предметы округлой формы при помощи картофеля. Развивать мелкую и общую моторику рук, координацию речи с движением. Развивать чувство цвета, формы, ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность в работе, самостоятельность. Словарная работа: яблоко, круглое, красное, зеленое, Оборудование: гуашь жёлтая, зелёная, красная, салфетки для рук, картофель, лист ватмана. Ход занятия: Приветствие

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся. Сюрпризный момент «Загадка» Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел сегодня к нам в гости. Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ёжик) Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам в гости пришёл ёжик! Дыхательное упражнение «Подуй на листок» - Бежал ежик по лесу, остановился, прислушался. Вдруг упал с дерева осенний листок и опустился прямо на ежика. Положите листик себе на ладошку и подуйте, как ветерок. Слетел листик с ладошки. Вот так. Воспитатель: Ребята, посмотрите, Ёжик у нас загрустил! Чтобы ежик стал веселым его нужно покормить. -Как мы можем помочь ежику? Ответы детей. - Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Сейчас мы нарисуем и угостим его яблоками. А чтобы угостить ёжика, нам надо нарисовать яблочки. Я вам покажу как мы будем рисовать яблоки. Сейчас подойдите к столу и посмотрите как я это делаю. Посмотрите, я приготовила специальные предметы, которые называются печатки из картофеля, ими мы будем рисовать угощение для ежика. Прежде, чем начать рисовать поиграем пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

-Проходите за столы и приступайте к работе, а мы с ежиком будем наблюдать за вами. (самостоятельная работа детей)

Вот наши яблоки уже готовы , давайте угостим нашего ежика (угощают), но ежик все еще не веселый. Я предлагаю вам поиграть с ежиком.

Динамическая пауза «Пошел ёжик в лес гулять»

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша.
Тихо листьями шурша.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

 

Воспитатель: Посмотрите, Ежик стал радостным. Воспитатель проводит заключительную беседу, хвалит детей за красивые рисунки.Молодцы! Что же мы сегодня с вами рисовали? Что помогло тебе нарисовать такие красивые яблочки ? А ты какое яблоко нарисовал? А ты какой?У каждого из вас получились красивые яблоки, красные, румяные. Ежик очень рад! В благодарность за ваше щедрое угощение ежик дарит вам конфеты. Дети участвуют в беседе. Отвечают на вопросы воспитателя и радуются, что смогли помочь ежику.

 

 

 

 

Тема: «Комнатное растение фиалка». (Оттиск мятой бумагой)

 

Цель: учить рисовать цветок фиалки, используя нетрадиционную технику рисования - печатание бумажным комочком.

Задачи:

Освоить технику выполнения работы способом тампонирования.

Совершенствовать композиционные умения в расположении предмета в центре листа.

Научить использовать цвет, как художественное выразительное средство.

Развивать способность самостоятельно рисовать цветы, используя нетрадиционные формы (рисование мятой бумагой).

Развивать творческое воображение, память, речь, мелкие мышцы кистей рук.

Закрепить строение цветка (листья, стебель, цветок).

Материалы и оборудование: листы бумаги на каждого ребенка, гуашь фиолетового и розового цвета, влажные салфетки, мольберт, цветок «Фиалка».

Предварительная работа: рассматривание альбома «Комнатные цветы», дидактическая игра «Собери цветок», просмотр мультфильма «Незнайка – художник», игры – эксперименты с бумагой.

Организационный момент: (стук в дверь, заходит грустный Тюбик – художник из цветочного города)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к нам на занятие. Давайте поздороваемся (дети здороваются). Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? (Ответ детей). Воспитатель: правильно это Тюбик – художник из цветочного города. Тюбик, а почему ты такой грустный? Тюбик: да, ребята я художник и очень люблю рисовать, но Незнайка отобрал у меня мою волшебную кисть и мне теперь нечем рисовать. Я хотел у него забрать свою волшебную кисть, а он сказал мне выполнить для него одно задание. Незнайка хочет, чтобы я нарисовал для него цветок под названием фиалка. А я совсем не знаю, что это за цветок и как он выглядит. Ой, беда, мне беда.

Воспитатель: не грусти Тюбик мы с ребятами знаем такой цветок и можем тебе его показать. Правда, ребята? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Тюбиком пойдем на экскурсию в наш уголок природы.

Ребята, скажите мне пожалуйста, какие комнатные растения вы уже знаете. Воспитатель показывает комнатный цветок и спрашивает у детей

-Лера, как называется цветок, который стоит справа от тебя?

-Миша, как называется цветок, который стоит слева от тебя?

(Ответ детей)

- Ева, как называется вот этот цветок, который стоит посередине?

Дети: Это Фиалка.

Воспитатель: да, ребята это «королева» – фиалка!

Воспитатель: Давайте вместе с Тюбиком рассмотрим её хорошенько.

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам поиграть, давайте мы нашему гостю покажем, как на лугу растут цветы.

Физкультминутка «На лугу растут цветы».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.) К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.) Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают. И по-прежнему цветут.

Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места.

Тюбик садись вместе с нами.

- А рисовать мы сегодня будем необычным способом: не кисточкой, не пальчиком, а вот обычным листком бумаги.

Воспитатель: - Посмотрите, как мы будем рисовать цветочки. Я беру кусок бумаги, сминаю его так, чтобы у меня получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями), макаю его в гуашь, а потом прикладываю его к листу бумаги, и у меня получаются красивые цветочки (Показываю еще раз). Какого цвета получились цветочки? (фиолетового и розового).

Детям предлагается сделать из бумаги комочек.

Воспитатель: - Перед работой, давайте разомнем немного наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки».

Наши алые цветки (руки соединены, ладони сложены вместе в виде бутона),

Раскрывают лепестки (ладони и пальцы рук медленно раскрыть)

Ветерок чуть дышит, (пошевелить разведёнными пальцами) Лепестки колышет.

Наши алые цветки, (медленно соединить пальцы и ладони обратно в бутон) Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, (покачать сложенными в бутон ладонями из стороны в сторону) Головками качают.

Практическая часть (рисование фиалки).

Появляется неожиданно кисть художника.

Тюбик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Итог занятия. Воспитатель: -Ребята, а вам понравилось рисовать цветы таким необычным способом? -Что мы с вами рисовали? -Как называется этот цветок?-Вам понравилось наше занятие?

 

 

 

 

 

Тема: «Отпечатки листьев»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования отпечаток листьями.

Задачи:

Образовательная:

1. Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка.

2. Рассказать о времени года «Осень»

Развивающая:

1. Развивать творческое мышление, воображение и восприятие.

2. Развивать световосприятие.

3. Развивать познавательный интерес в процессе рисования.

Воспитательная:

1. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками.

2. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

Оборудование: белый лист бумаги формата А4, кисточки, гуашь: желтая, зеленая, красная, оранжевая, разноцветные осенние листочки: лист дуба, лист клена, лист березы, салфетки.

Ход работы:

Воспитатель включает музыку Вивальди «Времена года» Осень.

Воспитатель: Отгадайте загадки.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года … (Дети: осенью зовется)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (Дети: осень)

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Очень внимательные! Умненькие! Ребята, а вы заметили, как поменялась погода? (ответы детей). За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки. Осенью на деревьях листочки меняют цвет, падают нам под ножки. Совсем мало светит солнышко, чаще идёт дождь, дует ветер. А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи! А как мы с вами стали одеваться с наступлением Осени? (ответы детей). Мы одеваем курточки, сапожки, шапочки, даже перчатки!

Физминутка.

Высоко на небе облака, (дети поднимают руки вверх),

А внизу под деревом - река. (дети приседают)

Высоко на дереве - листочки, (поднять руки вверх)

А внизу под деревом – грибочки. (присесть).

Воспитатель: Ребята, почему на деревьях качаются листочки? Что дует? (ветер). Поможем ветерку, подуем и послушаем шелест листиков (дети дуют на листочки).

Воспитатель:

Яркими красками листья сверкают-

Ветер подует – они облетают…

Будто бы бабочки, листья порхают,

Кружатся в небе,  летают, летают

Пестрым ковром на землю ложатся

Они под ногами у нас шелестят –

Об осени скорой всем говорят.

Воспитатель: А теперь ребятки, давайте порисуем. И не просто, а необычным способом. Садимся все на свои места. Мы сегодня попробуем запечатлеть красоту осени  на бумаге с помощью красок. Сделаем подарок нашим близким. 

Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежат осенние разноцветные листочки: лист дуба, лист клена, лист березы. Листья имеют две стороны, причем одна гладкая, а другая имеет прожилки. Нам нужна сторона именно с прожилками, именно ее мы будем закрашивать. Гуашью, например желтого цвета, закрашиваем одну половинку листочка, а другую половинку, например, оранжевым цветом. Затем переворачиваем и припечатываем на альбомный лист. Чем лучше краской закрашен листочек, тем лучше он отпечатается на листе бумаги.

Воспитатель: Дети, а теперь берем листочек дуба, красим его одну сторону гуашью понравившегося цвета.

Воспитатель: Делаем отпечаток на листе бумаги. Что у нас получилось? (дети отвечают: красивый отпечаток листочка). Правильно!

Воспитатель: Теперь берем листочек клёна и красим одну из его сторон краской, можно и не одной. Чем больше красок мы используем, тем ярче и красочней получится наша работа. Делаем отпечаток листа клена на листе бумаги.

Воспитатель: Теперь берем листочек березы и красим одну из его сторон краской. Делаем отпечаток листа березы на листе бумаги.

Воспитатель: А теперь ребятки пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья  берёзы,

Листья  рябины,

Листья  тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

Воспитатель: Ребята, помните, в начале нашей встречи звучала музыка. Так вот,  оказывается красоту осени можно передать и с её помощью. Давайте ещё раз послушаем произведение Вивальди «Времена года» Осень.

Воспитатель включает произведение Вивальди «Времена года» Осень.

«Вернисаж работ» - воспитатель  с детьми прикрепляет готовые работы на демонстрационный стенд.

Воспитатель:

Лето кончилось и, вот,

Осень золотая

Нас встречает у ворот,

С щедрым урожаем.

Все деревья и кусты,

Расписала кистью:

В бронзу, золото и медь,

Превратила листья.

Дождь холодный моросит,

Листья опадают,

Осень золотым ковром

Землю укрывает.

 

 

 

 

Тема: «Рисование. Зайчишка»

(Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)

Программное содержание

Цель: учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животного.

Интеграция образовательных областей:

«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Задачи:

Образовательные.

Проявлять интерес к участию в совместном рассмотрении иллюстраций с изображением животных в зимнем лесу, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы. Продолжать учить рисовать жесткой полусухой кистью. Продолжать учить правильно пользоваться кистью и краской (гуашью), клеем-карандашом.

Развивающие.

Развивать двигательную и речевую память, внимание. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей. Совершенствовать умение рисовать.

Воспитательные.

Воспитывать любовь к природе и к искусству.

Материал к занятию:

Демонстративные картинки с изображением животных в зимнем лесу, альбомный лист, на котором на тёмно-синем фоне изображены два кружочка: большой (туловище зайчика) и маленький (голова зайчика); белая гуашь, жесткая кисточка; мордашка зайца, распечатанная на листе бумаги и вырезанная в форме круга; клей-карандаш.

 

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель читает детям загадку и предлагает отгадать про что идет речь: По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом - ушки торчком. Прыг-скок, Прыг-скок, Длинно ушка – Белый бок. (Заяц).

Воспитатель показывает детям игрушку-зайца и картинки с изображением животных в зимнем лесу и задает вопросы:

К нам сегодня в гости пришёл зайчик.

- Какого он цвета? Как вы думаете, почему? (Белый; чтобы зимой прятаться от волка и лисы).

Он пришёл к нам из зимнего леса.

- Как выглядит лес зимой? (Много снега, деревья без листьев, и т.д.)

- Каких животных вы видите в зимнем лесу? (Зайцы, волки, лисы).

Правильно, кроме зайцев в лесу зимой живут лисы, волки, которые охотятся на зайчиков. Зайчик очень грустный, потому что все его друзья испугались и разбежались, и он остался совсем один. Поможем зайчишке найти своих друзей?

3. Физкультминутка «Зайки»

Зайки белые сидят, (Присели)

Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)

Вот наши ушки,

Вот наши ушки;

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка, (Бег на месте)

Хитрая сестричка.

Прячьтесь, прячьтесь, (Присели)

Зайки-попрыгайки.

По лесной полянке

Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)

Вот такие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Рисование

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем зайчиков. Перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы два круга (голова и туловище зайца). Набираем на сухую кисть совсем немного белой гуаши и, держа кисть вертикально, делаем тычки, закрашивая наши кружочки. После того, как туловище и голова зайчишки закрашены, сбоку тычком делаем хвостик, а на голове два ушка. К голове с помощью клея-карандаша приклеиваем мордашку зайца. Рассмотреть работы, похвалить детей за их старания.

- Посмотрите, наш зайчишка повеселел, потому что благодаря вам он нашёл своих друзей! Теперь они снова будут играть все вместе, поэтому зайчишки с вами прощаются! До свидания!

Повесить работы на выставку.

 

III. Используемая литература

1. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009 г.

2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО, 2010 г.

3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг», 2004 г.

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

8. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 2-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×