Эмоции в общении | Булыгина Татьяна Владимировна. Работа №238973
Автор: Булыгина Татьяна Владимировна
Занятие направлено на формирование понимания подростками своего эмоционального состояния и умения управлять им в процессе общения.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЭМОЦИИ В ОБЩЕНИИ».
Булыгина Татьяна Владимировна, педагог-психолог
Цель: Способствовать пониманию подростков своего эмоционального состояния и умению управлять им в процессе общения.
Задачи:
А
ктуализировать
знания
учащихся
о поняти
ях
«эмоции»
и «чувства»
и расш
ирить представление
о
роли
эмоций
в общении
.
Рассмотре
ть
прием
ы
управления
эмоциями
в общении и конструктивного реагирования на негативные эмоции собеседника.
Развивать
у
подростков навыки
разрядки отрицательных эмоций.
Оборудование: листы бумаги с контурами бумажных стаканчиков, карточки с написанными эмоциями, карточки для упражнения «Я – высказывание».
Аудитория: Учащиеся старших классов
Ход занятия:
Ведущий: Общение – эмоционально насыщенный процесс. Общаясь с человеком, невозможно обойтись без эмоций, ведь общаясь, мы обязательно испытываем к нему какое-то чувство, нейтральное, положительное, отрицательное. Сегодня мы с вами поговорим о роли эмоций в общении в повседневной жизни, о том, как лучше реагировать на негативные эмоции других людей и управлять собственными эмоциями.
- Что такое «эмоции», «чувства»?
Упражнение «Словарь эмоций и чувств».
Цель упражнения: Актуализация у учащихся знаний об эмоциях и чувствах.
Ведущий: Предлагаю составить словарь эмоций и чувств. Для этого в течение нескольких минут вам необходимо вспомнить и назвать эмоции и чувства. Запишем их на доске.
Упражнение «Передай эмоцию одним словом».
Цель упражнения: Подчеркивание важности интонации в процессе общения.
Ведущий: Вы получили карточки, на которых написаны названия эмоций. Ваша задача - сказать словосочетание «Добрый день» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные участники должны угадать, что это за эмоция.
Список эмоций: Радость, грусть, удивление, разочарование, волнение, гнев, страх, усталость, спокойствие, скука и т.д.
Обсуждение:
- Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
- Легко ли удавалось угадать эмоцию по интонации?
- Как часто в повседневной жизни, разговаривая по телефону, вы по интонации понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
- Для чего важно распознавать эмоции?
- Для чего нужны эмоции в общении?
Ведущий: В повседневной жизни выражение эмоционального состояния либо облегчает, либо осложняет межличностное взаимоотношение в зависимости от того, какую эмоцию вы испытываете и транслируете окружающим.
Упражнение «Стакан»
Цель упражнения: Осознание своего эмоционального состояния.
Ведущий: В жизни бывают ситуации, когда в общении с человеком, вы испытываете раздражение, ярость, гнев. Например, в ходе общения началась ссора с одноклассником.
Вам выданы контуры бумажного стакана. Предлагаю вам взять его и сделать с ним то, чтобы вы сделали, находясь в состоянии гнева, злости, ярости, агрессии. Затем верните стакан в первоначальный вид.
Обсуждение:
- Получилось вернуть стакан в первоначальный вид?
- Может ли человек после агрессивных действий восстановить отношения с собеседником?
- Как бы вы поступили, находясь в состоянии гнева, ярости?
Ведущий: В ситуации повышенной эмоциональной напряженности в общении важно научиться управлять собственными эмоциями, чтобы они не копились в вас и не создавали опасность «взрыва». Важно отреагировать негативные эмоции, не принося вреда себе и окружающим. Для начала попробуйте распознать ту эмоцию, которую вы испытываете, задавая себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Мысленно произнесите то, что вы чувствуете. Например, «я сейчас злюсь». Когда мы распознаем то, что мы чувствуем и произносим, эмоция утрачивают свою интенсивность и власть над нами. Эта техника носит название «Распознание собственных эмоций». Распознайте эмоцию, которую вы испытываете в настоящий момент. Получилось?
Находясь в состоянии гнева, можно мысленно сосчитать до 10 и обратно. Попробовать восстановить дыхание. Для этого сделайте глубокий вдох через нос, считая про себя до 4, затем выдох через рот, также считая до 4. Проделайте это упражнение 2- 3 раза.
Цель упражнений «Счет до 10 и обратно» и «Дыхание»: снятие эмоционального напряжения.
Упражнение «Управление эмоциями на уровне сознания».
Ведущий: В разговоре, когда вы или ваш собеседник начинает раздражаться, иногда важно взять паузу. Можете сказать «я подумаю», «давай перенесем разговор». Обозначьте время, когда вы вернетесь к этому разговору. Это позволит вам успокоиться, проработать свои эмоции, навести порядок у себя в голове, принять более осознанное решение.
В повседневной в жизни бывают неприятные ситуации, когда вы испытываете негативные чувства, но не знаете, как сказать об этом собеседнику, не вызвав обратной реакции. Мне бы хотелось познакомить вас еще с одной техникой - «Я – высказывание». Она может быть полезна в любой обстановке, особенно, когда вы рассержены, раздражены. С помощью этой техники вы можете дать понять собеседнику, что вы чувствуете, при этом не вызвать ответную реакцию. В ходе техники вы не только говорите о своих чувствах, но и обозначаете причины и условия, которые вызвали их. Она конструктивно изменяет не только ваше отношение к какой-то неприятной ситуации, но и отношение собеседника к ней. Например, у вас появилось чувство обиды и раздражения на маму, которая в присутствии ваших друзей накричала на вас. Как начать разговор? Схема такова:
Событие. «Когда… (
точное конкретное
описание нежелательной ситуации
, которая вас не устраивает
)
, например,
«Когда ты накричала на меня при ребятах…»
;
Ваша реакция. «Я чувствую… (описание ваших чувств, возникших с этой ситуацией или поведением человека по отношению к тебе),
«я почувствовал себя неудобно…»;
Предположительный исход.
«Мне бы хотелось, чтобы …» (сказать человеку, как бы хотелось, чтоб он поступил.
Предложить свой вариант),
«поэтому в следующий раз прошу тебя говорить то, что тебя не устраивает, когда мои друзья уйдут
.
Т
огда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»
.
Упражнение «Я – высказывание».
Цель упражнения: отработка навыков конструктивного выражения негативных чувств.
Ведущий: Предлагаю вам поработать в парах. Вы получите карточки, на которых написаны различные ситуации. Ваша задача: представить эту ситуацию и применить технику «Я - высказывания».
Ситуации:
Твой друг (подруга) попросил (а) у тебя
тетрадь
и порвал (а)
страницу с выполненной домашней работой, которую необходимо сдать.
Твой младший брат изрисовал ручкой твои тетради.
Учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал (а) контрольную работу.
Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
Тебе
незаслуженно
сделали замеч
ание при всех.
Обсуждение:
- Как вы считаете, меняется ли ваше отношение к неприятной ситуации, когда вы объясняете свои чувства? А у собеседника?
- Спадает ли эмоциональное напряжение, когда в разговоре отсутствует элемент осуждения?
Упражнение «Безоценочное общение».
Цель упражнения: отработка навыков безоценочных суждений.
Ведущий: В завершении предлагаю выполнить еще одно упражнение. Вы должны описать внешность соседа в двух – трех предложениях, стараясь избегать оценивания.
Обсуждение:
- Получилось ли у вас безоценочно описать внешность соседа? Наверное, хотелось сказать: «У тебя красивые волосы», «Стильная прическа», «Классный костюм» и т.д.
- Легко ли обойтись без оценочных суждений?
- Важно ли в общении стараться избегать оценочных суждений?
Ведущий: Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой.
Рефлексия:
- Что нового узнали на занятии?
Список используемой литературы:
С
мирнова Е.Е. Психология общения: Курс для старших классов средней школы.
- СПб
.:
К
АРО
, 2005г. -33
6
с.
-
(
Материалы для специалиста образовательного учреждения
)
.
apruo
.
ru
/
stranichka
-
shkolnogo
-
psicholo
ga
/
Тренинг для школьников «Как себя контролировать?»
trenerskaya
.
ru
/
Техники управления эмоциями.