Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эмоции в общении | Булыгина Татьяна Владимировна. Работа №238973

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Булыгина Татьяна Владимировна
Занятие направлено на формирование понимания подростками своего эмоционального состояния и умения управлять им в процессе общения. 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЭМОЦИИ В ОБЩЕНИИ».

Булыгина Татьяна Владимировна, педагог-психолог

Цель: Способствовать пониманию подростков своего эмоционального состояния и умению управлять им в процессе общения.

Задачи:

А

ктуализировать

знания

учащихся

о поняти

ях

«эмоции»

и «чувства»

и расш

ирить представление

о

роли

эмоций

в общении

.

Рассмотре

ть

прием

ы

управления

эмоциями

в общении и конструктивного реагирования на негативные эмоции собеседника.

Развивать

у

подростков навыки

разрядки отрицательных эмоций.

Оборудование: листы бумаги с контурами бумажных стаканчиков, карточки с написанными эмоциями, карточки для упражнения «Я – высказывание».

Аудитория: Учащиеся старших классов

Ход занятия:

Ведущий: Общение – эмоционально насыщенный процесс. Общаясь с человеком, невозможно обойтись без эмоций, ведь общаясь, мы обязательно испытываем к нему какое-то чувство, нейтральное, положительное, отрицательное. Сегодня мы с вами поговорим о роли эмоций в общении в повседневной жизни, о том, как лучше реагировать на негативные эмоции других людей и управлять собственными эмоциями.

- Что такое «эмоции», «чувства»?

Упражнение «Словарь эмоций и чувств».

Цель упражнения: Актуализация у учащихся знаний об эмоциях и чувствах.

Ведущий: Предлагаю составить словарь эмоций и чувств. Для этого в течение нескольких минут вам необходимо вспомнить и назвать эмоции и чувства. Запишем их на доске.

Упражнение «Передай эмоцию одним словом».

Цель упражнения: Подчеркивание важности интонации в процессе общения.

Ведущий: Вы получили карточки, на которых написаны названия эмоций. Ваша задача - сказать словосочетание «Добрый день» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные участники должны угадать, что это за эмоция.

Список эмоций: Радость, грусть, удивление, разочарование, волнение, гнев, страх, усталость, спокойствие, скука и т.д.

Обсуждение:

- Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

- Легко ли удавалось угадать эмоцию по интонации?

- Как часто в повседневной жизни, разговаривая по телефону, вы по интонации понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

- Для чего важно распознавать эмоции?

- Для чего нужны эмоции в общении?

Ведущий: В повседневной жизни выражение эмоционального состояния либо облегчает, либо осложняет межличностное взаимоотношение в зависимости от того, какую эмоцию вы испытываете и транслируете окружающим.

 

Упражнение «Стакан»

Цель упражнения: Осознание своего эмоционального состояния.

Ведущий: В жизни бывают ситуации, когда в общении с человеком, вы испытываете раздражение, ярость, гнев. Например, в ходе общения началась ссора с одноклассником.

Вам выданы контуры бумажного стакана. Предлагаю вам взять его и сделать с ним то, чтобы вы сделали, находясь в состоянии гнева, злости, ярости, агрессии. Затем верните стакан в первоначальный вид.

Обсуждение:

- Получилось вернуть стакан в первоначальный вид?

- Может ли человек после агрессивных действий восстановить отношения с собеседником?

- Как бы вы поступили, находясь в состоянии гнева, ярости?

 

Ведущий: В ситуации повышенной эмоциональной напряженности в общении важно научиться управлять собственными эмоциями, чтобы они не копились в вас и не создавали опасность «взрыва». Важно отреагировать негативные эмоции, не принося вреда себе и окружающим. Для начала попробуйте распознать ту эмоцию, которую вы испытываете, задавая себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Мысленно произнесите то, что вы чувствуете. Например, «я сейчас злюсь». Когда мы распознаем то, что мы чувствуем и произносим, эмоция утрачивают свою интенсивность и власть над нами. Эта техника носит название «Распознание собственных эмоций». Распознайте эмоцию, которую вы испытываете в настоящий момент. Получилось?

Находясь в состоянии гнева, можно мысленно сосчитать до 10 и обратно. Попробовать восстановить дыхание. Для этого сделайте глубокий вдох через нос, считая про себя до 4, затем выдох через рот, также считая до 4. Проделайте это упражнение 2- 3 раза.

Цель упражнений «Счет до 10 и обратно» и «Дыхание»: снятие эмоционального напряжения.

 

Упражнение «Управление эмоциями на уровне сознания».

Ведущий: В разговоре, когда вы или ваш собеседник начинает раздражаться, иногда важно взять паузу. Можете сказать «я подумаю», «давай перенесем разговор». Обозначьте время, когда вы вернетесь к этому разговору. Это позволит вам успокоиться, проработать свои эмоции, навести порядок у себя в голове, принять более осознанное решение.

В повседневной в жизни бывают неприятные ситуации, когда вы испытываете негативные чувства, но не знаете, как сказать об этом собеседнику, не вызвав обратной реакции. Мне бы хотелось познакомить вас еще с одной техникой - «Я – высказывание». Она может быть полезна в любой обстановке, особенно, когда вы рассержены, раздражены. С помощью этой техники вы можете дать понять собеседнику, что вы чувствуете, при этом не вызвать ответную реакцию. В ходе техники вы не только говорите о своих чувствах, но и обозначаете причины и условия, которые вызвали их. Она конструктивно изменяет не только ваше отношение к какой-то неприятной ситуации, но и отношение собеседника к ней. Например, у вас появилось чувство обиды и раздражения на маму, которая в присутствии ваших друзей накричала на вас. Как начать разговор? Схема такова:

Событие. «Когда… (

точное конкретное

описание нежелательной ситуации

, которая вас не устраивает

)

, например,

«Когда ты накричала на меня при ребятах…»

;

Ваша реакция. «Я чувствую… (описание ваших чувств, возникших с этой ситуацией или поведением человека по отношению к тебе),

«я почувствовал себя неудобно…»;

Предположительный исход.

«Мне бы хотелось, чтобы …» (сказать человеку, как бы хотелось, чтоб он поступил.

Предложить свой вариант),

«поэтому в следующий раз прошу тебя говорить то, что тебя не устраивает, когда мои друзья уйдут

.

Т

огда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»

.

Упражнение «Я – высказывание».

Цель упражнения: отработка навыков конструктивного выражения негативных чувств.

Ведущий: Предлагаю вам поработать в парах. Вы получите карточки, на которых написаны различные ситуации. Ваша задача: представить эту ситуацию и применить технику «Я - высказывания».

Ситуации:

Твой друг (подруга) попросил (а) у тебя

тетрадь

и порвал (а)

страницу с выполненной домашней работой, которую необходимо сдать.

Твой младший брат изрисовал ручкой твои тетради.

Учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал (а) контрольную работу.

Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.

Тебе

незаслуженно

сделали замеч

ание при всех.

 

Обсуждение:

- Как вы считаете, меняется ли ваше отношение к неприятной ситуации, когда вы объясняете свои чувства? А у собеседника?

- Спадает ли эмоциональное напряжение, когда в разговоре отсутствует элемент осуждения?

 

Упражнение «Безоценочное общение».

Цель упражнения: отработка навыков безоценочных суждений.

Ведущий: В завершении предлагаю выполнить еще одно упражнение. Вы должны описать внешность соседа в двух – трех предложениях, стараясь избегать оценивания.

Обсуждение:

- Получилось ли у вас безоценочно описать внешность соседа? Наверное, хотелось сказать: «У тебя красивые волосы», «Стильная прическа», «Классный костюм» и т.д.

- Легко ли обойтись без оценочных суждений?

- Важно ли в общении стараться избегать оценочных суждений?

Ведущий: Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой.

Рефлексия:

 

- Что нового узнали на занятии?

 

Список используемой литературы:

С

мирнова Е.Е. Психология общения: Курс для старших классов средней школы.

- СПб

.:

К

АРО

, 2005г. -33

6

с.

-

(

Материалы для специалиста образовательного учреждения

)

.

apruo

.

ru

/

stranichka

-

shkolnogo

-

psicholo

ga

/

Тренинг для школьников «Как себя контролировать?»

trenerskaya

.

ru

/

Техники управления эмоциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×