Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эмоциональные состояния как объект педагогической коррекции | Светлана Станиславовна Костик. Работа №334048

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация к статье:

В статье рассматривается вопрос возможностей коррекции эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.Одна из важнейших  психолого- педагогических задач  - воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими эмоциями, подчинять их разуму и воле.  Автор показывает на примере правополушарного рисования, как методы арт-терапии способствуют формированию оптимального уровня эмоционального состояния младших школьников.

Статья будет полезна для педагогов ,психологов ,педагогов доп.образования.

Ключевые слова: арт-терапия, правополушарное рисование.эмоциональное состояние младших школьников.

Возможности психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы младших школьников.

 

Эмоции сопровождают нас всю жизнь, хотим мы этого или нет. Они могут многое рассказать о человеке, даже больше, чем он сам рассказал бы о себе.

Эмоциональный мир младшего школьника так же достаточно разнообразен - тут и волнения, связанные с выполнением школьных заданий, обида или радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой окружающих или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнения за благополучие любимого героя достигают большой выразительности.

Одна из важнейших психолого- педагогических задач - воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими эмоциями, подчинять их разуму и воле. Сам процесс обучения, если он проводится умело, содержательно, с привлечением ярких иллюстраций (словесных и наглядных), вызывают нужные эмоции у детей. Это делает и учение интересным, радостным, продуктивным. Ведь именно в первые школьные годы у ребенка интенсивно развиваются моральные чувства - чувства товарищества, ответственности , сочувствие к горю окружающих, негодование при чьей-то несправедливости.

В млaдшем школьном возрaсте не только появляются новые эмоции, но и те, которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У детей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У младших же школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется наоборот некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх поднимает школьника, как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах.Зато появляются другие формы страха, возникающие из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быт осмеянным и т.п.

С поступлением в школу резко меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника.

Для фoрмирoвания эмoциoнальнoй сферы в этот период младшего шкoльного возраста неoбхoдимo не задавить пoлoжительные эмоции - ведь именнo пoлoжительные эмoции лежат в oснoве нравственнoсти и твoрческих спoсoбнoстей личности, именно они помогают преодолеть возникающие негативные эмоции у детей и помогают им сделать выбор в пользу чувствования радости, а не раздражения.

В младшем школьном возрасте развивается и собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.

Со временем ребенок начинает более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения.

Именно этот период-младшего школьного возраста является очень важным в развитии всей дальнейшей эмоциональной сферы личности.

Поэтому очень важны те коррекционные мероприятия,которые вызывают положительные эмоции. Остановимся на одном из них-правополушарном рисовании. Правополушарное рисование -один из методов арт-терапии.

Арт-терапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. А для некоторых людей это единственный способ  заявить миру о себе как о творческой личности. Арт-терапия способствует процессу осознания себя и своего места в мире людей, предметов, явлений, даёт возможность отреагировать собственные страхи, агрессию, внутренние конфликты. Одним из наиболее распространённых и эффективных видов арт-терапии является изотерапия, где в качестве основного психотерапевтического средства используется рисунок.

Показания для проведения арт- терапии:

трудности эмоционального развития

чувства одиночества

наличие конфликтных межличностных отношений

повышенная тревожность, страхи, фобические реакции

негативная «Я» концепция, низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка

Кроме этого-

некоординированное подергивание различных мышц

асимметричные, некоординированные, резкие движения

тремор (дрожание) пальцев рук

дисгармоничная речь.

Помните, как в детстве вы рисовали картинки и гордились своими творениями. А взрослые хлопали в ладоши и приговаривали: «Наш юный художник!тоже самое происходит и с ребятами зашедшими в класс со своими работами после групповых коррекционно-развивающих занятий в технике правополушарного рисования . Сегодняшние дети рисуют все реже, а если и рисуют, то в приложениях планшета или смартфона. А между тем, в рисунке важен не столько результат, сколько процесс.

Правополушарное рисование нацелено на снятие ограничивающих убеждений "я не умею рисовать", развитие креативных способностей

Быстрый результат с нуля. Уже через 30 минут каждый нарисует свою первую картину, что очень хорошо успеть провести в рамках урока.

Так как результат виден сразу и, как правило, намного превосходит ожидания, появляется бодрость, уверенность в своих силах, улучшается настроение.

Арт-терапия даёт возможность работать с любыми людьми, в том числе, людьми с физическими ограничениями и детьми с 3-х лет.

Даёт возможность использовать метод изотерапии у людей, «не умеющих рисовать», и таким образом научить их отреагировать свои эмоциональные проблемы.

Способствует оптимизации психического состояния человека за счёт гармонизации работы двух полушарий мозга и создаёт, таким образом, условия для развития творческого мышления, а также – служит основой профилактики возникновения психических и психосоматических заболеваний.

За счёт быстрой результативности повышает самооценку человека, его уверенность в себе, способствует пополнению эмоционального ресурса у людей со сниженной самооценкой (замкнутых, неуверенных в себе), развитию позитивного мироощущения.

Даёт возможность работать и индивидуально, и в группе.

В ходе творческой деятельности у ребенка увеличивается чувство собственной личностной ценности, стремительно возводятся индивидуальные общественные контакты, появляется ощущение порядка и внутреннего контроля. Помимо этого, творческий процесс может помочь преодолению внутренних проблем, отрицательных переживаний, которые представляются непреодолимыми для детей. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

 

Использованная литература:

Лобкарева, С.Ф. (2019) Развитие эмоциональной сферы младших школьников. NovaInfo.Ru, № 106, с. 99-100.

Полякова, Е.А., Мамедова Л.В. (2016) Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Международный журнал экспериментального образования, № 12-1, с. 128-131.

Спиридонова К. А.Правополушарное рисование как метод коррекции эмоционально-волевой сферы. Организация: МБОУ «Радищевская СШ №2 им. А.Н. Радищева»

 Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. М., 2004. -288 с.

Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2001. - 160с.

Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. M., 2005. - 72с.

Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -М., 2002. 232с.

Симонов П.В. Что такое эмоция. М., 1966. - 36с.

Сиротюк A.JI. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000. -122с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×