Эрудит-старшая группа

. Автор Сыкеева Елена Александровна

Пояснительная записка
Всестороннее развитие ребёнка – одна из стратегических задач, поставленная в ФГОС, поэтому в основе рабочей образовательной программы лежит расширение кругозора ребёнка, развитие познавательного интереса, способствующего успешному обучению в школе.
Воспитание детей искусством литературного слова служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, приобщает детей к восприятию художественной литературы и развитию личностных качеств. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе активного взаимодействия со взрослым.
Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
Актуальность программы заключается в познавательно – исследовательском и коммуникативном развитии дошкольников, приобщении их к классической, народной и современной культуре, в создании возможности развития всесторонних способностей ребёнка, приобщения к жизни общества и природы, миру человеческих чувств и взаимоотношений.
Программа обеспечивает повышение интереса к художественной литературе, так как в наше время интерес к книге стал падать. По данным многочисленных исследований дети уже в дошкольном возрасте предпочитают книге просмотр телевизионных передач, мультфильмов, компьютерные игры.
Новизна программы заключается в том, что непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку через литературно – творческое развитие, а также является определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка, через литературные произведения, которые не входят в общеобразовательную программу на всех этапах обучения.
В процессе реализации программы
позволяем каждому ребёнку быть открытым и непосредственным, думать и рассуждать, смело идти на эксперимент;
удивляем доступностью знаний;
раскрываем индивидуальность каждого ребёнка и его творческий потенциал;
обеспечиваем стойкий интерес к учебной деятельности.
Цель программы– создание положительной мотивации к обучению, повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений через литературные жанры и экспериментирование.
Задачи программы:
воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания литературных произведений и эмоциональную отзывчивость на них;
формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
воспитывать литературно-художественный вкус, способности понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух;
активизировать речевое и мыслительное творчество детей;
развивать память, внимание, основные познавательные и речевые, графические умения дошкольников.
Условия реализации программы
Реализация данных задач в образовательном процессе осуществляется на основе изучения лучших литературных произведений отечественных, зарубежных и современных авторов, не вошедших в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Отбор произведений осуществляется в соответствии с реальной возможностью освоения их детьми, доступностью и может быть варьирован.
Программа предусматривает интеграцию с другими видами детской деятельности.
Срок реализации программы – 1 год.
Данная программа составлена для детей 5 – 6 лет.
Общее количество часов в год – 32 часа.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Продолжительность занятия – 25 минут.
Нормы наполняемости групп – 10 человек.
Основные способы и формы организации образовательной деятельности – групповые.
Ожидаемые результаты:
У воспитанников, обучающихся по данной рабочей программе, расширяется кругозор, повышается интерес к работе с книгой, развиваются познавательные и речевые умения через знакомство с литературными жанрами, экспериментирование, графику.
Формой оценки результатов обучения воспитанников являются удовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей), а также обеспечение участия воспитанников в конкурсах, фестивалях детско – юношеского творчества, концертных программах, открытых занятиях и т.д.
Календарно – тематическое планирование
Месяц
Тема
Кол-во часов
Сентябрь
Откуда пришла книга?
4
Октябрь
Какая прелесть эти сказки
4
Ноябрь
Прибаутки бабушки Арины
4
Декабрь
Рассказывание из личного опыта (Письмо Деду Морозу)
4
Январь
В мире поэзии
3
Февраль
В мире поэзии
3
Март
Профессии, связанные с литературным жанром (В мире профессий)
4
Апрель
Современная детская литература
4
Май
Мы пишем книгу
2
Итого:
32
Содержание образовательной программы
ТЕМА 1
Откуда пришла книга?
Знакомство с историей создания книги, с понятием устная речь, слово.
Анализ содержания словесного текста; заучивание пословиц о книге.
Расширение и закрепление знаний детей об истории создания бумаги, современных видах бумаги её назначении (экспериментирование).
Работа на глиняных дощечках, бересте, пергаменте, конструируют поделки, рисование.
ТЕМА 2
Какая прелесть эти сказки
Знакомство с литературным жанром – сказка: народная сказка, авторская сказка, сказки разных народов; её особенности - трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза НЕ; повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго; забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка; встречается число 7: в Репке 7 персонажей, Цветик-семицветик, Волк и семеро козлят; противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость; почти во всех сказках счастливый конец; устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.
Знакомство с простейшими элементами образности речи: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение.
Знакомство с понятием книжная графика, с её средствами выразительности: линия, форма, цвет, композиция; своеобразие книжной иллюстрации, её соответствие содержанию литературного произведения.
Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов Ю.Васнецова, Е.Рачева, В.Сутеева.
Выкладывание элементов букв из разнообразного материала, рисование иллюстрации к сказкам.
ТЕМА 3
Прибаутки бабушки Арины
Знакомство с фольклором (потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, дразнилки, смешилки).
Знакомство с понятием фразеологический оборот (пр.: золотые руки, за тридевять земель и пр.)
Дифференциация звуков в словах (вначале, середине, конце слова); воспроизведение звуков (гласные – согласные), слогов, слов.
Обозначение звуков разными способами (выкладывание из палочек, графика), в разных языках народов.
Экспериментировании со звуком: причины усиления, ослабления звука; передача звука действиями (Азбука Морзе)
ТЕМА 4
Рассказывание из личного опыта (Письмо Деду Морозу)
Знакомство с жанром – рассказ, с понятием структура рассказа.
Развитие таланта слушателя.
Использование графических умений при создании Письма дедушке Морозу.
Знакомство через экспериментирование с органами слуха, с понятием как мы слышим.
ТЕМА 5
В мире поэзии
Знакомство с литературным жанром – стихотворение, с понятием – ритм, мелодика, рифма. Развитие поэтического слуха, способности к целостному восприятию произведений, умение улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов, сказок в стихах.
Знакомство с творчеством русских поэтов и их произведениями.
Рисование героев сказок с использованием различных выразительных средств графики. Организация выставки детских рисунков.
Заучивание отрывков из сказок.
Интонирование гласных звуков.
Знакомство через экспериментирование с понятием звуковая волна, эхо, высокие и низкие звуки.
ТЕМА 6
Профессии, связанные с литературным жанром (В мире профессий)
Знакомство с профессиями взрослых, связанных с литературным жанром: писатель, сценарист, режиссёр, мультипликатор.
Создание мультфильма на бумаге (экспериментирование, графика).
ТЕМА 7
Современная детская литература
Знакомство с художественными произведениями современных авторов (Наталья Чуб Азбука доброты).
Воспитание качеств: умение дружить, внимательно относится к своим друзьям, близким, понимать и заботиться о них, быть вежливым, искренним, добрым.
Рассказывание по картинкам.
Совершенствование графических умений. Создание поздравительной открытки.
ТЕМА 8
Мы пишем книгу
Книгопечатание. Знакомство с работой типографии
Формирование через экспериментальную деятельность понятия: обложка, титульный лист, страница, переплёт.
Совершенствование графических умений.
Методическое обеспечение программы
Перечень оборудования и материалов:
Литературные произведения;
Методические разработки;
Компьютер;
Магнитофон;
Аудиозаписи;
Материалы для экспериментирования;
Канцелярские принадлежности для детей.
Дидактический материал:
Иллюстративный материал;
Игрушки;
Атрибуты для театрализованной деятельности.
Методы и приёмы организации образовательной деятельности:
Словесный (рассказывание, чтение, объяснение);
Наглядный (просмотр презентаций, показ иллюстраций, книг);
Практический (экспериментирование, выполнение графических заданий, рисунков);
Репродуктивный (выполнение новых творческих задач на основе приобретённых навыков).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азбука Сочиняйки. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи детей дошкольного возраста. Авторы – составители: Шадрина Л.Г., Фомина Е.П., Тумакова О.Е., Плясунова Т.Б., Кузеванова О.В. Объединение дошкольных образовательных учреждений ОАО АВТОВАЗ, ДОУ № 203, Тольятти, 2002. – 220 с.
Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. Ред. О. В. Дыбиной. – 2 – е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с. (Ребёнок в мире поиска).
Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2006г.
Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
www.doshvozrast.ru
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x