Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Факторы, влияющие на успешность обучения в школе» | ГОШОВСКАЯ Н.Б.. Работа №333834

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Многие родители стремятся к тому, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, считал, писал, но забывают при этом о возрастных возможностях и здоровье ребенка. А слабое здоровье, несформированность психофизиологических функций, недостаточное моторное развитие могут стать причиной школьных трудностей в будущем и привести к потере ценностного отношения к учебной деятельности. Психолог В.С.Мухина говорила: «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей – дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»

Задача педагогов детского сада и родителей заключается в том, чтобы, подготавливая детей к школе, обеспечить их гармоничное развитие.

Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития – мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру, к себе, к окружающим. Исходя из этого, при воспитании дошкольников необходимо учитывать факторы, обеспечивающие успешность обучения в школе.

«Факторы, влияющие на успешность обучения в школе».

Многие родители стремятся к тому, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, считал, писал, но забывают при этом о возрастных возможностях и здоровье ребенка. А слабое здоровье, несформированность психофизиологических функций, недостаточное моторное развитие могут стать причиной школьных трудностей в будущем и привести к потере ценностного отношения к учебной деятельности. Психолог В.С.Мухина говорила: «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей – дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»

Задача педагогов детского сада и родителей заключается в том, чтобы, подготавливая детей к школе, обеспечить их гармоничное развитие.

Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития – мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру, к себе, к окружающим. Исходя из этого, при воспитании дошкольников необходимо учитывать факторы, обеспечивающие успешность обучения в школе.

Факторы успешной подготовки ребенка к школе.

физическое здоровье ребенка;

эмоциональное благополучие;

позитивная мотивация к учению;

сформированность

психических процессов;

речевое развитие;

произвольность поведения;

готовность руки к письму;

умение читать и считать;

развитый интеллект ребенка.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают)  и направляют активность человека.

Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний.

Можно выделить шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:

социальные

– основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника – «Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно»;

учебно-познавательные

– интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

оценочные

– стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение – «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»;

позиционные

– связаны с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника – «Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель»;

внешние

по отношению к школе и учению – «

Я пойду в школу, потому что мама так сказала»;

игровые

неадекватно перенесенные в учебную деятельность – «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

 

Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива и негативного отношения к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.

Задачи взрослых сейчас заключается в формировании у детей учебно-познавательного мотива.

Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности.

У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

Именно отсутствие мотивационной готовности влечёт за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребёнка в школе, поэтому особую роль в подготовке необходимо отводить, повышению интереса к учению.

 Вопрос родителям:  «Желание пойти в школу» и «Желание учиться» – это одно и то же или разные понятия?»

 Педагог-психолог предлагает разделиться на 2 подгруппы и поспорить, слушая размышления друг друга. Предлагает подгруппам подискутировать (бейджики на одежде помогут обратиться к нужному собеседнику).

«В ходе рассуждений педагог-психолог подводит к выводу, если ребенок говорит: «У меня будет новый ранец…», «В школе весело…», «В школе на переменах можно играть…», то его скорее привлекают лишь внешние аксессуары обучения. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано – желание учиться.. В ходе экспресс-диагностики определялась мотивация ребенка к обучению в школе. Предлагает родителям зачитать последовательно все высказывания и определить, какая мотивация преобладает у ребенка.

«Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Как же создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? Педагог-психолог предлагает родителям познакомиться с «Памятками для родителей будущего первоклассника», в них изложены всевозможные приемы создания положительной мотивации ребенка к обучению в школе. Ведь мотивация может меняться в зависимости от различных факторов.

Решающую роль в развитии мотивационной готовности детей к школе играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно, положительных результатов силам одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.

Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе необходимо учитывать следующие условия:

Необходимо п

оддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки.

Развива

т

ь

в ребенке навыки общения: научит

ь

ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.

Не доп

ускается

, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.

Недопустимо проявлять

излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.

Нельзя использовать

задания, превышающие интеллектуальные возможности

детей

.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Чаще

хвалит

ь

ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркива

ть

его слабости в сравнении с другими детьми.

Необходимо обговаривать

с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясн

ять

их необходимость и целесообразность.

В своей работе педагогам следует включать в целостный педагогический процесс не только разнообразные формы и методы работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней, но и создавать предметно – развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит.

Не допустимыми промахами со стороны взрослых является торможение познавательной мотивации у детей, которое заключается в игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового, перевод на школу формирование мотивации. Познавательная потребность заложена в ребенке самой природой, но ее можно развить или затормозить воспитанием. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной потребности, поэтому так важно в этот время активно поддерживать любые проявления естественного влечения детей к познанию.

Таким образом, мотивационная готовность детей к школе зависит от работы педагогического коллектива детского сада, отношения семьи к процессу воспитания ребенка, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×