Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Методы коррекции дисграфии у детей в процессе обучения" | Литовка Елена Петровна. Работа №333835

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье раскрываются причины возникновения и проявления расстройств письма при дисграфии; рассматриваются виды дисграфии, а также основные методы её профилактики и коррекции в процессе обучения в общеобразовательном учреждении; акцентируется внимание на важности своевременной профилактики расстройств письма у детей.

 

Ключевые слова. Дисграфия, акустическая дисграфия, оптическая дисграфия, дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, артикуляционно-акустическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.

 

УДК 616.89-008.435.3

 

Е. П. Литовка,

к.п.н., учитель высшей категории

Государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Луганской Народной Республики

«Верхнепокровская основная школа»

(с. Верхняя Покровка)

e-dubovaya1986@mail.ru

 

 

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация. В статье раскрываются причины возникновения и проявления расстройств письма при дисграфии; рассматриваются виды дисграфии, а также основные методы её профилактики и коррекции.

Ключевые слова. Дисграфия, акустическая дисграфия, оптическая дисграфия, дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, артикуляционно-акустическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.

 

В современном образовательном пространстве одним из важнейших направлений является обучение, воспитание, развитие и интеграция в полноценную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно с этой целью в Российской Федерации уделяется огромное внимание инклюзивному образованию. Сегодня оно содержит в своей основе идеологию, в соответствии с которой должны создаваться все необходимые условия для инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать свою востребованность и возможность реализовать себя в социуме [2].

Говоря об особенностях инклюзивного образования, следует отметить, что на сегодняшний день классификация нозологий очень многоаспектна. В современных школах, как в индивидуальной форме, так по общим стандартам обучаются дети с различными проявлениями задержки психического развития, болезней опорно-двигательного аппарата, сердечной недостаточности и т.д. Соответственно этому и формируется содержание образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В своём исследовании мы хотели обратить особое внимание научного и педагогического сообщества на такую проблему, как дисграфия у детей, поскольку сегодня нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках и обусловленных несформированностью высших психических функций, встречаются очень часто.

Дисграфия – это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы. По статистическим данным современных научных исследований – это более 37% младших школьников [1; 3].

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. В частности, выделяются три блока причин возникновения дисграфии у детей. Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему. Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях. Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Акустическая дисграфия  характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков. Симптомы: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам; в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

Оптическая дисграфия характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием. Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме (в-д, т-ш), зеркальном написании букв; отрыве элементов букв; в написании лишних элементов (шишки – шишшики).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – это дисграфия, в основе которой лежит нарушение деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Симптомы: на письме проявляется в пропуске согласных при стечении (диктант – дитант); пропуске гласных (собака – сбака); перестановке букв (тропа – ртопа); добавлении букв (таскали – тасакали) и т. д.

Артикуляционно-акустическая дисграфия  характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении. Симптомы: замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш) и т. д.

Аграмматическая дисграфия характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи. Симптомы: неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; и т. д.

Проблема профилактики и коррекции нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы в настоящее время требует особого внимания, поскольку нарушения письма серьезно препятствуют освоению образовательной программы [4].

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того, как ребенок будет обучаться письму. Она включает в себя упражнения на развитие: внимательности и памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации, других процессов, отвечающих за овладение навыком письма. В остальных случаях помочь могут только правильно подобранные методы коррекции, содержащие разные задачи в своей основе. К примеру, основные задачи коррекционного обучения акустической дисграфии включают: развитие фонематического восприятия, обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов, уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, и т. д. В то же время задачами коррекционного обучения при оптической дисграфии является развитие: пространственных и временных представлений, конструктивного праксиса, мнестических представлений, графомоторных навыков и умений, навыка звукобуквенного анализа и синтеза, дифференциация смешиваемых букв.

Задачи коррекционного обучения при дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза – это развитие: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, навыков слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза, самоконтроля за собственной письменной продукцией

Вместе с тем основы коррекции аграмматической дисграфии предполагают необходимость работы над: словоизменением, предлогами, словообразованием; обогащение словарного запаса.

Подводя итоги выше сказанному, следует отметить, что в процессе профилактики и коррекции дисграфии должен учитываться имеющийся у учащихся уровень готовности к овладению письмом, необходимо использовать различные средства и методы, направленные на формирование необходимых младшим школьникам компонентов готовности к овладению письмом.

 

Список литературы

Дисграфия

: виды, причины, профилактика и лечение [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://logopedprofiportal.ru/blog/723072#2

Загл

. с

экрана

. – Дата

обращения

: 11.02.2024

.

Права

человека и модер

низация российского образования

[Электро

нный ресурс]. – Режим доступа:

http://lawru.info/dok/2006/04/17/n313126.html

 

Загл

. с

экрана

. – Дата

обращения

: 15.02.2024

.

Статистика

речевых нарушений [

Электронный

ресурс

]

. – Режим

доступа

:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/01/24/statya-na-temu-statistika-rechevyh-narusheniy

Загл

. с

экрана

. – Дата

обращения

: 03.03.2024.

Храмова

Е. С.

Выявление у детей младшего школьного возраста уровня готовности к овладению пис

ьмом и предпосылок дисграфии. – Тольятти

:

НаукаПолис

, 2022. С. 253-258

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×