"Физическое воспитание детей с нарушениями слуха в школе-интернате" | Кириленко Жанна Федоровна. Работа №267191
Автор: Кириленко Жанна Федоровна
В статье указывается значение занятий физической культурой , для обучающихся с нарушениями слуха, оргзанизация, методы, приемы, способы проведения уроков физической культуры в школе-интернате
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха в школе-интернате.
Составитель: учитель физической культуры Кириленко Жанна Федоровна, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат №36 города Ставрополя»
В настоящее время в России растёт численность инвалидов, их доля составляет 10% от общего числа населения страны. По данным Минздрава РФ в стране более 1 млн.200 тысяч детей - инвалидов в возрасте до 18 лет. Это дети с нарушениями интеллекта, опорно - двигательной системы, слепые и слабовидящие, дети с патологией речи. У детей-инвалидов проявляются комплексы, порожденные заболеванием, а это снижает их двигательную активность. Ликвидировать такую боязнь можно лишь с помощью занятий физическими упражнениями.
Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания не только здорового человека, но и человека с нарушениями слуха. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития глухого ребёнка, оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы; воспитывать качества успешного человека, умение преодолевать себя, играть по правилам, взаимодействовать с коллективом, ставить задачу и выполнять её. Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребёнка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, культура жеста.
Физическая культура приводит организм к телесной гармонии, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, содействует развитию мышления, воображения, речи, закрепляет потребность детей регулярными занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта, формирует у них адекватную самооценку, стимулирует их к индивидуальному самосовершенствованию.
Результатом занятий физической культурой и спортом является то, что глухие школьники не чувствуют себя ущербными, как и здоровые дети принимают участие в различных спортивно-массовых мероприятиях, соревнованиях, часто не уступая слышащим сверстникам, а оканчивая школу, становятся социально-адаптированными в обществе. Поэтому, главной задачей физического воспитания неслышащих школьников является развитие двигательной активности средствами физической культуры и спорта в целях улучшения структурно-функциональной организации различных систем организма.
Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих дошкольников: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений.
Многим детям присущи нарушения мелкой моторики (движений пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается на формировании различных видов детской деятельности. Так как у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора, то при выполнении многих движений дети производят излишний шум, шаркание ногами, движения некоординированные и неловкие. Наблюдается ассиметрия шагов, пошатывание корпуса, повышенная резкость движений. Отсутствие словесного общения в процессе формирования движений является одной из причин, снижающих качество движений. Процесс обучения детей с нарушениями слуха двигательным действиям очень труден, требует колоссального терпения от педагогов, огромного труда .
Для глухих обучающихся характерны следующие нарушения в двигательной сфере:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движении; - относительная замедленность овладения двигательными навыками; - трудность сохранения статического и динамического равновесия; - низкий уровень развития ориентировки в пространстве; - низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп сгибателей и разгибателей); - замедленная скорость обратной реакции; - невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.
Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60% до 86%) глухих детей имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирение, плоскостопие 1 и 2 степени). Часто наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы, проявляющаяся в их поведении (повышенная возбудимость, импульсивность, утомляемость, неустойчивая эмоциональная сфера). Индивидуальные психофизические особенности глухого ребенка, как правило, проявляются в младшем школьном возрасте через характерную для глухих детей «шаркающую» походку, неуклюжесть, некоторую сутоловатость и нескоординированность макромоторики. Эти особенности проявляются как отчасти следствие регуляторной несформированности, так и поведенческих особенностей детей с нарушениями слуха. Регуляция собственных движений неслышащего школьника включает в себя вместе с собственно моторной ловкостью регуляцию силы и качества каждого отдельного движения, и скоординированность всей макромоторики в целом. Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития неслышащего ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, культура жеста.
Физическая культура приводит его к телесной гармонии, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма. Физическая культура как творческая деятельность, не ограничиваясь самовыражением в сфере активной двигательной деятельности, в конечном счете содействует развитию мышления, воображения, желания придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел.
Забота о физической культуре ребенка должна быть направлена на полное раскрытие индивидуальных физических и духовных сил, гармоничного развития и познания радости творчества. Целью физического воспитания детей с ОВЗ является воспитание физически совершенных людей, подготовленных к творческому труду и жизни в социуме.
Доминирующей мотивацией современного воспитания детей с ограниченными возможностями должно быть формирование потребности в самосовершенствовании, в укреплении здоровья физическими упражнениями.
В нашей школе разработана методика работы по физическому воспитанию с неслышащими детьми. Знания этиологии глухоты помогают педагогам овладеть навыками построения и проведения занятий и уроков с детьми разных возрастных групп с нарушениями слуха. На своих занятиях педагоги физической культуры развивают у детей психофизические качества (ловкость, силу, быстроту, гибкость, выносливость), формируют и развивают физическую культуру личности, укрепляют и сохраняют здоровье детей, повышают двигательную активность обучающихся, содействуют формированию разносторонне развитой личности. В занятия вносятся элементы новизны, все физические упражнения физиологически обоснованы, доступны, интересны детям и направлены на развитие физических качеств, координации движений, мелкой моторики и локомоций, мышечной силы, ориентировке в пространстве, речи, креативности мышления; способствую воспитанию коллективных действий и нормализации двигательной активности детей. Цель работы - оптимизация физического развития детей с нарушениями слуха, всестороннего совершенствования физических качеств, воспитание духовных и нравственных качеств, подготовленность каждого ребенка к плодотворной жизни и деятельности.
Для решения поставленной цели учителя применяют: дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовленности детей и по медицинским показателям); вовлекают школьников в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при подготовки обучающихся); развивают самостоятельность (через привлечение детей к подбору упражнений и проведению уроков); проводят нестандартные уроки и занятия ( урок - соревнование, урок-турнир). Мы-педагоги физической культуры школы-интерната работаем над тем, чтобы дети с нарушениями слуха не чувствовали себя ущербными, чтобы они могли, как и здоровые дети, радоваться жизни, чтобы они могли общаться между собой и со слышащих. Свою педагогическую деятельность разделяем на: учебную, внеурочную , мониторинговую и методическую.
По особенностям организации обучающихся с ОВЗ и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на 2 группы-урочные и неурочные. Для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, т.е. деление урока на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. Подготовительная часть необходима для начальной организации детей, психической и функциональной подготовки организма. Основная часть обеспечивает решение задач обучение технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств. Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятий.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков: уроки освоения нового материала ,уроки закрепления и совершенствование учебного материала ,контрольные уроки , смешанные (комплексные) уроки .
Для решения образовательных, оздоровительных, воспитательных, коррекционных задач урока: развиваем и совершенствуем у детей жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, лазаниях и перелезаниях; обучаем подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта; развиваем психофизические качества; обучаем способам контроля за состоянием собственного здоровья; используем оптимальную нагрузку; осуществляем контроль за физическим состоянием обучающихся; следим за моторной плотностью урока. Для реализации учебной программы используем способы организации учебной деятельности: фронтальный (физические упражнения выполняются всеми одновременно), групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами), индивидуальный (отдельные обучающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их), поточный (выполняют упражнения друг за другом).
Учитывая психофизиологические особенности глухих и слабослышащих обучающихся нашей школы, своеобразие развития их двигательной сферы, нами организована система обучения физическим упражнениям, которая позволяет оказывать комплексное воздействие на развитие индивида. В связи с этим курс обучения физическим упражнениям делится на 3 этапа.
Первый этап обучения—создание у детей общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры. Второй этап педагогического воздействия - осуществление комплексного применения их в различных упражнениях. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.
В процессе обучения обучающихся с нарушениями слуха физическим упражнениям применяем методы физического воспитания: специфические и общепедагогические. К специфическим методам относятся: методы строго регламентированного упражнения , игровой метод , соревновательный метод
Общепедагогические методы включают в себя: словесные методы , методы наглядного действия . Для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения используем: его показ, объяснение (в данном случае все виды речи: жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.
По признаку вида спорта различаем следующие типы уроков: уроки гимнастики, легкой атлетики, подвижные и спортивные игры.
Они имеют свое специфическое содержание и структурное построение.
Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в нашей школе-интернате – это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся c ОВЗ, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на детей, – путь к реализации ФГОС в школе. Создание на уроках и внеурочное время атмосферы эмоционально – положительного настроя дает возможность обеспечивать успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость неслышащих детей. Использование здоровьесберегающих технологий, совершенствование физического состояния обучащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогают детям стать добрее, сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие и физические способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей обучающихся к работе по укреплению и сохранению здоровья детей.
Список использованной литературы: 1.Антонюк С.Д., Хватова М.В., Сычев А.В., «Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья» //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка-М, 2001, №4.-с. 50-51.
2.Аухадеев Э.И., Галлеев С.С, Сафин М.П.. «Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах» : Методическое пособие. -М. :Высшая школа, 1986.-72с.
3.Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К. «Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников» //Физк.в школе,№10,1980.
4.Байкина Н.Г. Сермеев Б.В. «Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих» -М.:Сов.спорт,1991.