Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ | Ступак Наталья Алексеевна. Работа №334155

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современное социально-экономическое, научно-техническое и культурное развитие общества поставило перед профессиональным образованием задачу сформировать не только настоящего профессионала, обладающего глубокими профессиональными знаниями, но и высокодуховную личность.

Вопросы духовного развития личности сегодня чрезвычайно актуальны. Его значение всегда растет в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил.В статье рассмотрена совокупность организационно-педагогических условий для оптимальной реализации духовно-нравственных ценностей в образовательной практике.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Горелышева Н.А.
ОУ среднего профессионального образования Омская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации
Формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи – одна из наиболее актуальных проблем современного социума.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности [1].
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. На духовно-нравственное становление и развитие личности оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные, социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами), выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.
Решающую роль в духовно-нравственном воспитании личности играет педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо [2]. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира. Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:
морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;
эмоционально-нравственные качества: чуткость, отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, энергичность, приветливость, достоинство;
мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
Духовно-нравственное воспитание – очень важная, сложная и кропотливая работа, в которой должно быть заинтересованы учреждения профессионального образования.
Функционирующая в учреждениях профессионального образования система нравственного воспитания - это только одно, но не единственное звено более обширной системы факторов, влияющих на формирование нравственного облика будущего специалиста. В образовательные учреждения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущи им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, школьных, дошкольных и внешкольных учреждений. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства. Следовательно, образовательное учреждение не первым и не в одиночку воспитывает студента. Оно только подключается к нравственному формированию личности будущего специалиста.
В ОУ СПО Омская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание студентов на народных традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в колледже. Педагогический коллектив стремится к формированию у студентов следующих качеств:
нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
нравственного облика (милосердия, толерантности);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Преподаватели в тесном союзе с общественностью работают над приобщением студентов к православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества. Духовно-нравственное воспитание в колледже осуществляется через уроки литературы, истории, философии, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы, работу исторического музея колледжа.
Студенты принимают активное участие в конкурсах исследовательских работ, посвященных истории строительства и возрождения храмов в Омской области. Большой популярностью в колледже пользуются экскурсии по святым местам, благодаря которым студенты побывали в Ачаирском монастыре Омской области, Свято-Успенском кафедральном соборе.
Таким образом, колледж, выполняя задачи по духовно-нравственному воспитанию, готовит выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными ценностями.
Для оптимальной реализации духовно-нравственных ценностей в образовательной практике необходима совокупность организационно-педагогических условий:
Диалектическая взаимосвязь социальных и нравственных норм поведения с национальным и конфессиональным самосознанием студентов (Я – россиянин, Я живу в содружестве народов России). В образовательном процессе необходим диалог культур в нравственно-этическом аспекте. Он поможет, с одной стороны, выявить общечеловеческое содержание каждой национальной, конфессиональной культуры, с другой, – характерные для них картины мира и особенности мировоззрения и мировосприятия.
Формирование системы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, посредством диалектической включённости национальных и конфессиональных ценностей в систему российских и мировых ценностей. Каждая этническая и религиозная культура характеризуется универсальными поливариантными составляющими, связанными с одинаковыми для каждой монокультуры стадийными факторами развития.
Формирование целостного поликультурного мировоззрения у субъектов учебно-образовательного процесса, коммуникативных особенностей личности, включающих преодоление языковых, религиозных, расовых, национальных барьеров. Данное условие должно выступать доминирующим фактором в определении содержания образования, привлечении информационных, коммуникативных форм и методов организации образовательного процесса.
Включение студентов в социокультурное проектирование, в процессе которого у них формируется целостная гуманитарная картина мира, происходит становление гуманистического мировоззрения и гуманитарной грамотности, создаются условия для самопознания, саморазвития и самореализации в системе открытого диалога и цивилизованно-значимой деятельности.
Формирование у студенческой молодёжи духовно-нравственной культуры содействует развитию ответственности, гражданственности, патриотизма, милосердия, способности к различию добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний и служения людям и Отечеству, проявления доброй воли.
Литература
Галицкая, И.А. Понятие духовно-нравственное воспитание в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая, И.В.Метлик // Педагогика.- 2009.- № 10.
Каршинова, Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Каршинова Л.В. //Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 6.
Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов-на Дону, 2001.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×