Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование функциональной грамотности через патриотическое воспитание | Василий Дмитриевич Антокин. Работа №332606

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Свой мастер – класс начну с притчи.

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

 

-Как вы думаете, в чем урок притчи?

- На мой взгляд, он заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность применять эти добытые знания и умения  в жизненной ситуации.  Это то, чему мы должны сегодня учить детей. Говоря современными терминами -  это умение называется функциональной грамотностью. Слова Яна Аммоса Каменского как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся». Да, мы должны готовить детей к жизни. К жизни в нашей стране, в России, с ее историей, традициями, героями, идеалами. Должны растить патриота, потому что патриотизм не передается с молоком матери, к сожалению. Патриотизм прививается, воспитывается, а тема Великой Отечественной войны как нельзя лучше всего подходит для этого. Конечно есть и другие, но эта, по моему мнению, одна из важных. И сегодня я приведу некоторые примеры, которые возможно помогут Вам при проведении мероприятий патриотической направленности, при этом направленные на формирование функциональной грамотности

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свой мастер – класс начну с притчи.

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

 

-Как вы думаете, в чем урок притчи?

- На мой взгляд, он заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность применять эти добытые знания и умения в жизненной ситуации. Это то, чему мы должны сегодня учить детей. Говоря современными терминами - это умение называется функциональной грамотностью. Слова Яна Аммоса Каменского как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся». Да, мы должны готовить детей к жизни. К жизни в нашей стране, в России, с ее историей, традициями, героями, идеалами. Должны растить патриота, потому что патриотизм не передается с молоком матери, к сожалению. Патриотизм прививается, воспитывается, а тема Великой Отечественной войны как нельзя лучше всего подходит для этого. Конечно есть и другие, но эта, по моему мнению, одна из важных. И сегодня я приведу некоторые примеры, которые возможно помогут Вам при проведении мероприятий патриотической направленности, при этом направленные на формирование функциональной грамотности.

Слайд 1

"Никто не забыт и ничто не забыто!" — эти легендарные строки Ольги Берггольц высечены на мемориальной стене Пискаревского кладбища, где похоронено полмиллиона жертв Ленинградской блокады. Эти же слова мы видим на мемориале погибших воинов-земляков у нас в поселке. Есть и другие надписи на памятниках воинам – интернационалистам погибших в Афганистане, Сирии и других горячих точка, и на свежих могилах погибших воинов-участников СВО. Мы помним и чтим их имена. Символично что мы говорим о патриотизме сегодня в день памяти о россиянах, исполнявших свой долг за пределами Российской Федерации приуроченный к дате вывода советских войск из Афганистана.

Первый компонент - математическая грамотность т.е. способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Его, мы учителя истории начинаем развивать в самом начале в 5 классе на теме «Счет лет в истории» и на протяжении всего курса «История» формируется математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Перейдем к практической работе.

Слайд 2

Целых четыре года шла эта страшная война, но у неё есть и другие цифры, назовите их. (1418 дней и ночей, 27000000 погибших и т.д.) но мы иногда в истории оглядываемся назад и спрашиваем: «СКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ЭТО БЫЛО?»

Давайте подсчитаем:

сколько лет назад началась эта война (83 года)

подсчитайте в каком году мы будем отмечать очередной юбилей великой победы (2025 год).

Всё правильно вы молодцы. Конечно это очень простые задачи, на уроках истории решаются более сложные задания, но и такие могут быть использованы, например, при составлении «Контекстных задач –  задач мотивационного характера, в условии которых описана конкретная жизненная ситуация, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Следующий компонент «Читательская грамотность» в котором развивается способность школьника понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Социализация не менее важный момент в развитие школьника.

Обращаю ваше внимание на то что данный пример поможет не только совершенствованию функциональной грамотности, но и то что он актуален при подготовке к ВПР по истории. Где встречаются вопросы по Великой Отечественной войне, в котором ученики должны рассказать событиях и героях этого периода истории нашей страны. Ну а не историкам на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию.

Великая Отечественная война легендарная страница истории нашей страны, где главный участник, победитель СОВЕТСКИЙ НАРОД который воспитал сотни, тысячи героев, многие нам не известны, подвиги их бессмертны. Об одном герое я бы хотел, чтобы мы сегодня вспомнили.

У вас на партах лежат материалы. Предлагаю поработать с материалом № 1 он условно разделен на две части. Прочтите его и выполните следующие задания: 1. Озаглавьте каждую часть 2 Определите о ком идет речь

Она родилась 13 сентября (по другим данным — 8 сентября) 1923 года в селе Осино-Гай (что означает «осиновая роща») в семье учителей Анатолия Петровича и Любови Тимофеевны. Её отец был выходцем из духовного сословия и его фамилия происходит, как большинство священнических фамилий, от названия церкви (святых Космы и Дамиана), где служил их предок.

31 октября 1941 года  в числе 2000 комсомольцев-добровольцев явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». В ноябре 1941 году заброшенная в немецкий тыл. Но при выполнении задания была схвачена и казнена. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (1942 год, посмертно) во время Великой Отечественной войны. Кавалер ордена Ленина (посмертно).

Итак, 1 как вы озаглавили части текста?

2. О ком как вы думаете идет речь?

Слайд 3 Зоя Космодемьянская

 

 

 

Сегодня умение читать и понимать разнообразные тексты становится все более важным. Однако, функциональная грамотность, которая позволяет человеку эффективно ориентироваться в информационном пространстве и использовать ее в своих целях, не всегда достигается только чтением текстов.

Формированию функциональной грамотности помогает работа с историческими картами являющиеся информационным, вспомогательным материалом для анализа и понимания исторического события, периода. Они (карты) помогают ученикам лучше понять и запомнить информацию. Кроме этого карта представляет собой особый вид текста, который требует специфических навыков чтения и анализа. Работа с данным источником способствует формированию у учащихся критического мышления и способности к самостоятельной работе. Они учатся выбирать необходимую информацию из большого объема данных. Что часто проверяются на олимпиадах и экзаменах

Предлагаю поработать с материалом № 2 Карта. Выполняем следующие задания:

О каком

этапе Великой Отечественной войны

рассказывает карта

?

2. Когда оно произошло, назовите даты.

3. Каков итог этого сражения?

Молодцы, а теперь проверим ваши ответы.

Слайд 4 Контрнаступление советских войск под Москвой.

 

 

 

 

Следующий этап нашей свами работы — это опять работа с текстом. Читая ваши мысли ууу скукота, но текст тексту рознь.

Например, работа с текстом где допущены ошибки или пропущены слова. Многие коллеги используют данную форму в качестве материала для повторения пройденного, при подготовке к различным конкурсам и олимпиадам, к итоговой аттестации. Хороший результат дает работа для составление таких текстов самими учениками, что также способствует формированию читательской грамотности.

Прежде чем мы приступим к работе с текстом небольшое предисловие.

27 июня 1941 года ЦК ВКП (б) и Советское правительство приняли постановление об эвакуации предприятий и материальных ценностей из прифронтовой полосы в восточные районы страны и создали специальный Совет по эвакуации промышленности.

Материалом № 3. В текст необходимо вставить пропущенные слова, но варианты слов потеряны. Так что пригодится ваша читательская грамотность и ваша эрудиция.

Из _________________ в Кузбасс и другие восточные районы было отправлено 17 600 вагонов оборудования. К концу 1941 года в сибирский регион прибыли рабочие и инженерно-технические работники ряда угольных трестов ___________________. Горняки мобилизовали все силы, чтобы поправить положение дел. Когда летом и осенью 1942 года врагу удалось захватить __________________, на трудовые плечи Кузбасса легла вся тяжесть бесперебойного обеспечения углём металлургии Урала, предприятий оборонной промышленности, энергетики и транспорта Сибири.

Слайд 5 исправленный текст.

Сегодня мы с Вами поговорили лишь о некоторых компонентах функциональной грамотности. Можете назвать их. (читательская грамотность, математическая грамотность). А что на Ваш взгляд является главным в процессе формировании функциональной грамотности?

Да согласен с Вами этот процесс должен быть непрерывным, с опорой на полученные результаты и их дальнейшее совершенствование.

Слайд 6 Спасибо за внимание

 

 



 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×