Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Волонтерство, как форма социальной работы в СРЦН" | Борщ Наталья Владимировна. Работа №332605

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Волонтерство – одно из целесообразных средств формирования у подростков социального опыта, морально-нравственных ценностей и воспитания гуманности. В этой связи, развитие волонтерской деятельности в учреждениях социального обслуживания представляется одним из наиболее эффективных форм работы.

Помогая другим, дети обретают чувство социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи, формируют свою гражданскую позицию и стремятся к сохранению культурного наследия. Стоит отметить, что атмосфера нашего отряда особенная. Любое дело, которое человек делает от души, меняет его. Ребята на глазах становятся взрослее, добрее, отзывчивее. Они легко принимают в свой коллектив новых воспитанников и начинают их опекать. Можно с уверенностью сказать, что наши ребятаволонтёры обладают активной жизненной позицией, они целеустремленные, бескорыстные и упорно желают сделать мир лучше. Таким образом, каждый воспитанник с учетом своих способностей и возможностей обязательно проявляет себя в нашем учреждении и чувствует себя нужным, важным, приобретая уверенность в своих силах. Результат проделанной работы в рамках проекта был освящен на сайте

Волонтерство, как форма социальной работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Аннотация
Волонтерство – одно из целесообразных средств формирования у подростков социального опыта, морально-нравственных ценностей и воспитания гуманности. В этой связи, развитие волонтерской деятельности в учреждениях социального обслуживания представляется одним из наиболее эффективных форм работы.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтеры, социальная адаптация, несовершеннолетние.

 

Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у подростков социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является волонтерство как инновационный воспитательный подход в воспитании несовершеннолетних [1, с. 3]
В отделении социальной реабилитации обслуживаются несовершеннолетние из семей: неблагополучных, находящихся в социально опасном положении, а также из семей многодетных, малообеспеченных, группы «риска», неполных. Отсутствие достаточно благоприятных условий для социализации детей и подростков создает высокую степень риска приобщения их к криминогенной среде, употреблению алкоголя, ведет к асоциальному поведению.

Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.

В этой связи развитие волонтерской деятельности в учреждениях, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей.

Главной целью волонтерской работы является приобщение к общечеловеческим ценностям, духовное самосовершенствование и самореализация личности, позволяющее раскрыть лучшие человеческие качества.
Подростковый возраст – наиболее плодотворный период для становления гуманистического мировоззрения. Для перевода знаний о гуманистических нормах морали в убеждения необходимо, чтобы они приобрели жизненную актуальность и личностный смысл. Обрести его можно в процессе практической волонтерской деятельности и межличностных отношений, которые формируются в ней [1, с.31].

В рамках экспериментальной деятельности педагогическим коллективом был разработан и внедрен в практику проект «Мы вместе», цель которого — организовать волонтерское движение среди детей и подростков, находящихся в центре. В рамках реализации данного проекта создан волонтерский отряд, получивший свою эмблему, форму и устав, определяющий цель, задачи, основные направления деятельности, права и обязанности волонтеров.

Основными ожидаемыми результатами проекта являются: положительная динамика социальной адаптации, повышение социальной активности несовершеннолетних, развитие нравственной и гражданской ответственности у подростков; рост уровня самостоятельности, формирование знаний и умений конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие творческих возможностей.

Свою работу волонтерский отряд строит по следующим направлениям:
1. Просветительское, задачей которого является создание социальной рекламы, плакатов.
2. Благотворительное, задачей которого является посещение граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому, поздравление ветеранов ВОВ, трудового тыла с праздниками. Также волонтеры регулярно проводят ряд мероприятия со служащими в зоне СВО.

Важным этапом при организации работы волонтеров является процесс инструктирования по организации деятельности. 

В процессе инструктажей подростки получают информацию о принципах и целях волонтерской деятельности, основы знаний общения людьми пожилого возраста.

Руководители проекта создают условия для раскрытия личностного потенциала волонтеров. Ребята уже имеют свои личные увлечения, любимые занятия, какие-то определенные навыки в вязании или шитье, и с удовольствием применяют их, самостоятельно готовят подарки для своих подопечных. А сам процесс в целом обеспечивает развития коммуникативных умений и навыков.

Отметим, что деятельность волонтера будет эффективна в том случае, если подростки будут готовы к этой деятельности. А это возможно лишь при правильной и грамотной организации деятельности волонтеров, умении заинтересовать и поддерживать интерес волонтерской работы.

Значимым мотивом, побуждающим к волонтерской деятельности, является желание быть социально-полезными, найти единомышленников и самому интересно провести досуг. Подросток не только обучается соответствующим навыкам поведения, но и у него формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать свои знания и навыки в среде сверстников.

Руководители волонтерского отряда поддерживают добровольцев, способствуют формированию положительного имиджа: на сайте учреждения и в местных СМИ размещаются заметки о проведенных мероприятиях, акциях. Регулярно организуется награждение и поощрение волонтеров за активное участие в мероприятиях отряда.

Рассмотренные направления работы с волонтерами являются фундаментом для того, чтобы выполнить главную задачу – социализировать несовершеннолетних. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений подросток постепенно усваивает те социальные роли, которые ему предстоит исполнять в жизни, у него вырабатывается отношение к этим ролям – таким образом формируется человеческая личность.

На наш взгляд, волонтёрская работа может быть действительно плодотворна, только тогда, когда сам волонтёр получает от нее заряд положительной энергии и внутреннее удовлетворение.
Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию взаимного уважения между представителями разных поколений, а так же ведет к пониманию важности и значимости волонтерства, как движущей силы, способной сегодня противостоять таким асоциальным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, сквернословие, подростковая преступность и многое другое.

Мероприятия, проводимые волонтерами, показали, что ребята неравнодушны к проблемам пожилых людей. Деятельность, основанная на добровольческих идеалах, способна внести существенный вклад в процесс воспитания детей и молодежи, снижать барьеры разобщенности между поколениями. Волонтерская деятельность носит творческий и активный характер, что дает возможность подростку разносторонне проявить себя.

В процессе совместной деятельности у ребят формируются художественные способности, усидчивость, сосредоточенность, умение использовать свой прошлый опыт и опыт других людей, коммуникабельность, умение входить в контакт с незнакомыми людьми, тактичность и доброжелательность, способность к эмпатии, умение слушать. Во время театрализованных представлений вырабатывается артистичность и непосредственность. Для каждого вида работы ребята проходят тщательную подготовку, с выработкой и закреплением необходимых навыков. Включаясь в волонтерскую деятельность, дети чувствуют себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в улучшении социальной жизни. И это толкает их к более активной работе над собой, активности во всех сферах жизнедеятельности, становится источником саморазвития. Ведь одним из смыслов волонтерской деятельности является развитие личности самого волонтера [2].
Как результат проделанной собственными руками работы — благодарность в их адрес, которая укрепляет в наших добровольцах доброе человеческое начало, делая их поистине достойными людьми.
Волонтерская деятельность способствует приобщению подростков к общечеловеческим ценностям, становлению и реализации их личности и помогает понять, что человек – главная ценность.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×