«Формирование и совершенствование исполнительских навыков игры на скрипке» | Петрунина Алёна Вячеславовна. Работа №304821
Сложная природа процесса формирования скрипача предполагает комплексный подход к тем трудностям, которые возникают на разных этапах развития учащегося.
Действительно, педагогу постоянно приходиться следить за тем, чтобы ученик освоил наиболее рациональную с точки зрения его индивидуальных способностей постановку левой и правой руки, чтобы у него вырабатывались интонация и ритм, а также овладел основами звукоизвлечения, строением музыкальной фразы. Одновременно педагог должен стремиться к развитию музыкальности своих учеников как к залогу успешности протекания учебного процесса. Уделяя внимание каждому из перечисленных фактов, надо помнить, что лишь в своей совокупности, они смогут обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования музыканта-исполнителя.
Методическая разработка открытого занятия
на тему «Формирование и совершенствование исполнительских навыков игры на скрипке»
преподаватель
по классу скрипки
Петрунина Алёна Вячеславовна
Открытый урок посвящен работе над технически сложными местами в изучаемых произведениях. Задача педагога – показать ученику методы работы над преодолением технических трудностей. В процессе урока прорабатываются все приемы вместе с учеником, для того, чтобы дома он смог самостоятельно отрабатывать технически сложные места.
Если учащийся не в состоянии сам найти причину своих затруднений, ему должен помочь педагог. Именно здесь и проявляется мера и степень его профессиональной квалификации. Причем надо не только объяснить, в чем дело, но и по возможности подсказать ученику выход из затруднительного положения.
Зачастую приходится придумывать специальные упражнения для преодоления тех или иных технических трудностей. Важно отдавать себе отчет, приносит ли упражнение реальную пользу. Постоянно присматриваться, прислушиваться к внутренним ощущениям — легче ли становится играть? Если упражнение не дает ощутимых результатов в ближайшие дни и даже часы, то лучше его оставить и начать поиски других путей к совершенствованию. Важно отметить, что подобрать, изобрести подходящее упражнение — дело творческое, как и все, что связано с музыкальным исполнительством.
Рекомендуемый план урока:
Тема: Формирование и совершенствование исполнительских навыков игры на скрипке.
Предмет: Специальный инструмент.
Цель урока: Работа над преодолением технических трудностей в процессе разучивания музыкальных произведений, развитие творческого подхода ученика в работе над освоением технических навыков.
Задачи урока: Показать приемы работы над преодолением технических трудностей в музыкальных произведениях. Научить ученика самостоятельно видеть технические трудности, уметь работать над их преодолением в изучаемом произведении. Накопление игровых навыков на уроке и в самостоятельной работе. Развитие технических способностей, мышления, слухового восприятия музыки.
Методы обучения: практический - игра на инструменте, словесный - постоянное общение в ходе работы на уроке, сравнение - активный слуховой контроль в процессе исполнения.
План урока:
Организационный момент – тема урока, постановка учебной задачи.
Подготовка игрового аппарата.
Основная часть урока. Работа над музыкальными произведениями.
Заключение.
Д
омашнее задание
.
И
тог урока, выводы.
Для формирования высококвалифицированного исполнителя необходимо обеспечить все условия развития игрового аппарата скрипача. И здесь перед нами явление комплексного порядка, насколько его качества в целом будут зависеть от совершенства тех или других технических навыков. Чем больше технического совершенствования, тем менее зримой будет техника. Нужно не играть трудности, а играть трудностями, т.е. владеть инструментом так, чтобы казалось, что всё делается само собой. Разумеется, что такое ощущение может возникнуть только при условии большого напряжённого труда, без которого ни какой талант не может в полной мере раскрыться.
Формирование игрового аппарата скрипача.
Прежде всего, нужно обратить внимание на мышечную свободу при игре на скрипке. Только свободный аппарат позволяет управлять игровым процессом, затрачивая минимум сил и времени для достижения технических целей. Нетрудные упражнения помогут научиться расслаблять мышцы. Одним из базовых условий свободной, не зажатой игры является свободный шейно-плечевой комплекс. Необходимо встать прямо: плечи вперёд - вверх – назад и – распустить, расслабить. Скрипка кладётся на ключицу, голова слегка поворачивается влево и скула накрывает подбородник. Минимум давления веса головы достаточно для удержания инструмента. Правильно подобранный и отрегулированный мостик поддерживает скрипку снизу, но не является основным фиксирующим фактором. Необходимо избегать поднятия плеча. Свободный, но уверенный захват скрипки позволяет раскрепостить левую руку, что особенно важно при переходах и при игре в высоких позициях.
Постановка рук.
«Нет абсолютных критериев постановки» – говорил Янкелевич Юрий Исаевич. Прежде всего, педагог должен определить насколько данная постановка может обеспечить весь комплекс движений, которые будут нужны студенту в дальнейшем освоении инструмента. Свободное движение рождает свободное звучание, зажатое движение делает серьёзные преграды в развитии техники. Очень важным элементом является высота держания скрипки, которая определяет взаимосвязь положения правой и левой руки. Если скрипка опускается, то смычок скатывается на гриф, положение скрипки зависит по отношению к корпусу от длины правой руки. При слишком длинных руках, надо их развести, при коротких - сблизить, обеспечив правильное ведение смычка перпендикулярно струне. Очень важно выработать ощущение повисшего, свободного плеча, ощущение повисшей руки, которая теряется из-за чрезмерного нажатия на трость пальцами.
Основы звукоизвлечения.
Одной из самых привлекательных сторон скрипки, сделавших её “царицей инструментов” является её способность соперничать с человеческим голосом в красоте, певучести и выразительности звучания. Именно к формированию данных звуковых качеств, и их усилению стремились выдающиеся скрипачи – Амати, Гварнери, Страдивари. Спектр лучших качеств скрипки включает в себя следующие характеристики: ровность течения, плавность, певучесть, богатство тембровой палитры, большой динамический диапазон, отсутствие излишних призвуков (форсирование звуков скрипа).
Необходимо отметить основные факторы звукоизвлечения:
– давление смычка на струны желательно осуществлять, сочетая “вес” руки и смычка к струне указательным пальцем, что наиболее плодотворно, когда “предплечье” немного подвешено на плече, а “вес” руки регулируется ощущениями от отдачи струны, её упругого момента.
– чем сильнее смычок прижимается к струне, чем сильнее давление, тем быстрее приходится его вести иначе появится “скрип” зажатый и звук как следствие нарушения баланса давления и скорости, которые находятся в прямой зависимости друг от друга.
– необходимо помнить, что степень нажима смычка пальцами во время звукоизвлечения – неодинакова. У колодки нажим должен быть несколько меньше (в силу большего веса смычка) к концу смычка его естественное давление убывает и тут необходима коррекция.
Скрипач, будь то ученик, студент, концертный исполнитель обязан непрерывно держать в поле своего зрения качество звукоизвлечения. Без владения основными навыками звукоизвлечения невозможно выстроить работу по формированию художественного, эмоционального, окрашенного звучания.
Интонация
Что такое чистая интонация? Это наше восприятие слухом той или иной последовательности звуков. Очень важно развивать активность слуха, умение вслушиваться и контролировать себя. Исполнитель должен предчувствовать высоту звука. К. Флеш указывал путь, следуя которому можно прийти к чистой игре. Он пишет: «Так называемая чистая игра есть не что иное, как очень быстрое и искусное исправление неточного взятого звука». В начальной стадии без гамм не обойтись, но следует помнить, что лёгкость интонирования в гаммах не связана с автоматизмом без применения сознания. Игровые движения – последующий слуховой контроль-исправление недостатков - такой путь к профессиональной работе. Основные принципы успеха над интонацией - музыкальное мышление, предслышание и предощущение движений.
Штриховая техника
Штрих (применяемый при игре на скрипке и других смычковых инструментах) можно определить как конкретную форму движения смычка, дающую нужный звуковой результат для воплощения данного художественного намерения. Существуют четыре группы штрихов: протяжные, маркированные, прыгающие и смешанные. К протяжным штрихам относятся detache, legato, portato, bariolage; к маркированным — martele, «твердое» staccato, штрих Виотти, пунктирные штрихи; к прыгающим — spiccato, sautille, ricochet (saltato), tremolo; смешанные штрихи могут соединять приемы как одной, так и различных групп.
Legato один из самых широко распространенных приемов игры. При исполнении легато необходимо помнить об атаке – начала звука. Для этого нужно проделать, следующее упражнение: на каждой струне, не касаясь ее, провести смычек вверх и вниз. Затем, положив смычек на струну у колодки, научиться делать рывок вниз движениями кисти и пальцев. Тоже проделать кончиком смычка при движении вверх. После этого добавить движение смычка при минимальном нажиме на струну. Еще одно упражнение - смычок проводится попеременно по двум соседним открытым струнам. Нужно, как можно быстрее менять струны, проводя смычком вверх и вниз, начиная от середины расстояния между грифом и подставкой, приближаясь к подставке. Detache. Этот штрих подразумевает исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх. Это один из наиболее часто применяющихся штрихов. Изучать detache сначала нужно большими участками смычка, сначала верхними, потом нижними, лишь после этого можно переходить к игре всем смычком и комбинированным штрихам. Всё время играть в разных частях смычка таким образом, чтобы не было изменения звучания. Именно это даёт свободу игры, качественность и звучность штриха. Главное в этом штрихе – атака звука, как вверх, так и вниз.
Martele. Штрих martele (буквально — «отбивая») — резкий, отрывистый — представляет собой острый звук с паузой, равной ему по длительности.
Staccato. По характеру он родствен последовательности штрихов martele, исполняемых в одну сторону движения смычка (вверх или вниз).
Фактически этот штрих получается при сложении двух движений. Одно движение мелкое дрожание кисти. Чем чаще дрожание, тем быстрее штрих.
(Упражнение - положить смычек на струну и потрясти кистью, двигая его на месте, затем выполнить дрожание поочередно на двух струнах). Второе движение - это обычное легато. Чтобы такое staccato получилось, необходимо выполнить два условия: сильнее прижимать смычок к струне и скорость кисти в ее дрожании и ведение смычка должны быть одинаковы, при этом необходимо найти нужную скорость легато. Движение дрожания можно выполнить в состоянии положении кисти у конца смычка.
Spiccato. Правильный прием исполнения как мягкого, так и острого spiccato состоит в том, что падение и подъем трости производится с помощью смычкового рычага, управляемого механизмом «указательный палец – большой палец – мизинец». При подъеме смычка отскок от струны происходит благодаря пружинящим свойствам трости и натянутого волоса, на которые воздействует указательный рычаговый механизм. В этот момент опорой трости является большой палец, а мизинец вслед за отскоком смычка удерживает его на весу, то есть в воздухе над струной. Важно следить, чтобы смычок не слишком отдалялся от струны, а находился на таком расстоянии от нее, при котором обеспечивается хорошее звучание и необходимая пружинистость трости.
Вибрация
В психологическом отношении вибрато - одна из самых сложных, самых трудных проблем скрипача. Педагог должен видеть сложности, которые будут стоять перед левой рукой, состояние руки, постановку пальцев. В технологическом отношении основа не движение, а первоначальный импульс. Он может быть кистевым, локтевым, смешанным, но передатчиком импульса всегда является палец. Очень важно иметь свободу в фаланге, палец нельзя сильно прижимать к струне, ощущение мягкости и эластичности должно быть также и во всех остальных частях руки. Дефекты в вибрато связаны, прежде всего, с не устранённой зажатостью руки. Исправить этот дефект можно, если освободить захват шейки левой рукой. Помогут также и упражнения для освобождения большого пальца - передвижением его вдоль грифа и смены. Высовывать большой палец над грифом и убирать его вниз. Для освобождения фаланги - играть хроматические гаммы.
Как учить.
Как учить и как заниматься самостоятельно? Этот вопрос очень важен, ученики часто берут инструмент и без контроля над вниманием начинают играть все подряд, не замечая ни своих ошибок, ни замечаний педагога. Большое значение в домашних условиях имеет момент осознанности над своей работай. Тем самым начинает развиваться самостоятельное мышление, вследствие которого, приходит результат его домашней работы. В процессе работы должна уставать голова, а не руки. Это спасёт их от переигрывания и сэкономит время. Но само это умение не придет без помощи педагога, кропотливо и настойчиво заставляющего усваивать эти элементы на уроках специального инструмента. Важно соблюсти два момента - предслышание того, что собираешься сыграть и контроль над сыгранным. Чем точнее наше внутреннее представление, тем больше мы имеем шансов добиться цели, если она присутствует во время самостоятельной работы.
Умение заниматься – это умение ставить перед собой точную цель и вырабатывать способы её достижения. Любое повторение должно быть осмысленным и необходимым. Если внимание угасает - следует отставить занятия и переключиться на что-то иное. Научиться слушать себя, слышать и контролировать, а не повторять ошибки.
Настоящая работа не претендует на исчерпывающее изложение методики обучения, также, не раскрываются глубоко те, или иные принципы обучения. Учебный процесс должен быть кратким, приятным и основательным. Краткость заключается в поиске наиболее верного пути становления профессионального музыканта. Перспектива постановки педагогической задачи заключается не только в намётке плана для конкретного ученика, но и в необходимости видеть далеко вперёд весь процесс его развития. Очень важно учитывать психологические моменты в непосредственном общении с учеником на уроке. Среди психологических качеств, на которые следует обратить большое внимание, в первую очередь являются эмоциональность, сосредоточенность, утомляемость, выносливость, работоспособность, целеустремленность. В зависимости от их сочетания и надо планировать первые занятия, подбирать репертуар. Надо добиваться, чтобы ученик принимал указания педагога не через силу, не против желания, а искренне, увлекаясь.
Список используемых источников
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке
:
интерпретация произведений скрипичной классики. – М.
:
Музыка, 1965. – 271 с.
Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке / В. Григорьев. – М.
:
Классика-XXI, 2006. – 255 с.
Менухин И. Скрипка. Шесть уроков с
Иегуди
Менухиным. – М.
:
Московская консерватория, 2009. – 164 с.
Мострас
К. Г. Система домашних занятий скрипача / К.
Мострас
. – М.
:
Музгиз
, 1956. – 56 с.
Флеш
К. Искусство скрипичной игры. Художественное исполнение и педагогика / К.
Флеш
;
пер. с нем. В.
Рабея
. - Изд. 2-е,
испр
. и доп. – М.
:
Классика-XXI, 2007. – 304 с.