Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование кантиленного пения у младших школьников | Джурмий Элмира Исаевна. Работа №362847

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная работа поможет педагогам детских садов, общеобразовательных школ, школ искусств, работающим с хором, сформировать навыки пения кантилена. Она будет полезна как начинающим так и опытным хоровикам.

Описывает основные этапы и формы работы. Основным принципом является постепенное расширение диапазона, движение от простого к сложному, базируется на эмоциональной природе ребенка.

Содержит рекомендации для младших школьников и музыкальные примеры из опыта работы.

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города нижневартовска

детская школа искусств № 2

методические рекомендации

Формирование кантиленного пения у младших школьников.

Выполнила:

преподаватель хоровых дисциплин

Джурмий Элмира Исаевна

2025 год

Введение

Хоровое пение является наиболее доступной исполнительской деятельностью. Певческий голос – уникальный природный музыкальный инструмент, который может быть воспитан практически у всех. Однако, несмотря на доступность данного вида музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует систематического подхода.

Важную роль в хоровом пении играет формирование и совершенствование умения напевно и мелодично исполнять музыкальные произведения кантиленного характера. Именно это является одним из основополагающих приемов воспитания музыкальной культуры обучающихся в хоровом коллективе.

Приобщаясь к искусству исполнение кантилены, поющий учится внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл, постигать основу строения музыкального языка. Этот процесс безусловно развивает творческие музыкальные способности, исполнительскую инициативу ребенка.

Слово «кантилена»в переводе с итальянского означает «песня», от латинского глагола «cantare» означает «петь». Таким образом для многих европейских языков старое латинское слово имеет ряд вариантных значений, неизменно связанных с пением. В средневековье его использовали для обозначения напевных частей католических песнопений. Позже, в XIII-XV веках так стали называть песни и другие вокальные произведения. Ближе к XIX веку слово «кантилена» стало обозначать плавный, певучий, напевный характер мелодии.

Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки в любой национальной композиторской школе. Уникальные по красоте кантиленные мелодии мы находим у русских композиторов: у Глинки и Даргомыжского, у Римского-Корсакова и Чайковского, у Бородина и Мусоргского, у Рахманинова и Аренского. Мелодии русских композиторов пронизаны напевностью, протяжностью русских народных песен. Кантиленные мелодии в каждой национальной школе имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения в принципе едина для всех вокальных школ.
Воспроизведение мелодии через голос активно задействуют и слуховую и эмоциональную стороны мелодического слуха. Это качество делает его специфически музыкальным.

В связи с этим, главной задачей при обучении пению является работа над кантиленой, она должна занимать центральное место в становлении юного певца - музыканта.

Именно этой теме посвящена данная работа.

Особенности работы над кантиленой

Кантилена – это свободно льющийся, напевный звук.

Певучесть, кантиленность вокального исполнения — это совокупность правильной техники голосообразования и звуковедения. Развивая данные навыки, хормейстер решает сразу несколько задач, главной из них будет передача художественного замысла композитора через голос, а это уже и пение стаккато, и маркато, и нон-легато.

В первую очередь это правильно организованное певческое дыхание.

Дыхание в пении — это источник энергии для возникновения звука. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.  

Певческое дыхание состоит из нескольких этапов, которые необходимо учитывать;

певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы всех дыхательных органов;

глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи нижних ребер;

момент задержки дыхания, когда происходит представление первого звука и последующего звучания;

фонационный выдох постепенный, экономный, с сохранением вдыхательной установки;

умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу.

Вышеперечисленные навыки формируются постепенно, и здесь необходимо сочетать технические упражнения и непосредственно музыкальный материал. К техническим упражнениям мы относим игровые приемы, базирующиеся на детском образном восприятии; это и задувание свечей на торте, и прогревание рук на долгом активном выдохе, и надувание шариков, и долгая езда на машине. Эти навыки закрепляем на музыкальных произведениях, среди которых обязательно будут русские попевки, песенки.

*Например русская народная песня «Скок, поскок» хороший вариант для пения с элементами инсценировки, пения с движениями. В этом произведении удачно сочетается пение нон легато и небольшие фразы на легато.

*Забавки современного композитора Е. Веврика станут хорошим музыкальным материалом для обучения пению с элементами кантилены и развития детского восприятия музыкальной фразы и формы.

Постепенно с формированием певческого дыхания вырабатываем навык цепного дыхания, который является необходимым условием хорового пения. Очень ценными являются рекомендации А.А. Архангельского: «Самое главное, чтобы пение было тягучим: плавным, слитным, связным. Для этого надо особенно связывать такты: между последней нотой предыдущего и первой последующего не передыхать. Дышать можно когда и где угодно, только не между тактами, если, конечно, в этом нет обязательной смысловой или музыкальной необходимости».

Подбирая материал для распевок и вокально-хоровой репертуар мы основываемся на принципе постепенного расширения диапазона, используя на начальном этапе так называемую примарную зону. Основоположник русской вокальной школы М. Глинка так описывал свой метод: «По моей методе надобно сперва усовершенствовать натуральные тоны, без всякого усилия берущиеся, ибо, усовершенствовав их, мало-помалу, потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки».

Работая над дыханием, мы развиваем навык звукообразования, формируя певческую дикцию и артикуляцию. Работа эта очень кропотливая и ведется на протяжении всего периода обучения. Важно научить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции. Хормейстер использует артикуляционную гимнастику, распевание на гласные, на слоги, короткие попевки, и конечно, яркий эмоционально-образный музыкальный материал.

Для распевок на начальном этапе целесообразно использовать гласные, добиваясь ровного по тембру и силе звука, постепенно расширяя диапазон и подключая согласные звуки.

Постепенно переносим навык вокализации на слоги на музыкально-художественные произведения. Здесь существует главное правило орфоэпии: если слог заканчивается на согласную, то надо эту согласную перенести на следующий слог.

*Например, в произведении Виктора Калинникова «Киска» это будет выглядеть таким образом: «И-де-тки-сынь-ка и-зку-хни, у -нейглазо-ньки о-пу-хли». Соблюдение данного правила способствует развитию плавного, текучего, кантиленного пения.

С первых занятий с детьми мы будем говорить о пении legato, как необходимом условии выработки кантиленного пения. Благодаря детскому воображению и двигательной активности, использовать метод пластического интонирования; например с помощью движений рук или наклонов исполнить короткую фразу и «подарить» ее другому. В игре «Эхо» повторить фразу и движения за педагогом.

*Музыка Е. Поплянова, стихи И. Пикулева «Эхо» и многие другие произведения этого композитора.

*Музыка М.Парцхаладзе, слова М. Садовского «Закатилось солнышко»

Далее будет уместным говорить о развитии интонационной и эмоциональной чувствительности, как важном составляющем в развитии кантиленного пения. Интонационный слух это способность выделять интонацию как музыкально-смысловую единицу, определять ее значение, учитывая весь комплекс выразительных средств; это восприимчивость к интонационным процессам, развертывающимся в произведении. Б.Асафьев начинает свою книгу «Музыкальная форма как процесс» с размышления именно о пении, определяя зависимость интонационного слуха от вокальных ощущений человека. Как в музыке, так и в речи интонация – это результат деятельности голосового аппарата.

Г. Нейгауз говорит о работе над звуком, как о самой трудной работе, так как она тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика. И чем грубее слух, тем хуже звук. Развивая слух, мы непосредственно действуем на звук; работая над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его.

И здесь мы вновь говорим о музыкально-художественных произведениях: как об их исполнении, так и прослушивании, иными словами о накоплении слухового опыта. Речь может идти о прослушивании достойных сольных и хоровых выступлений, посещении концертов, показе голосом самого педагога-хормейстера, который непосредственно на занятии может показать удачный и неудачный вариант пения, используя метод сравнения и анализа, побуждая слух ребенка активно работать. Здесь следует сказать, что репертуар должен быть доступен как в смысловом так и в техническом плане. Чем больше будет заинтересован ребенок, включен в создание художественного произведения, тем легче и быстрее будут формироваться вокально-технические навыки.

Вывод.

Таким образом навык кантиленного пения формируется постепенно с помощью вокально-технических упражнений, развивающих дыхание, артикуляцию, единую манеру звукообразования, и закрепляется на музыкальном материале. Задача педагога хормейстера направить этот процесс на достижение художественного замысла, подчинить технические задачи созданию музыкально-поэтического облика сочинения. Реализуя эти задачи, педагог формирует музыкально-эстетический вкус юного музыканта, влияя на общее развитие и формируя всесторонне развитую личность.

Список используемой литературы.

1. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.

3. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.

4. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества в СССР. М.: Педагогика, 1975.

5. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. Сред. муз-пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 1998.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.

8. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983.

9. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×