Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы школы, класса. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Мялкина Елена Юльевна

Формирование  ключевых  компетенций

в системе воспитательной работы школы, класса.

 

Выступление на педагогическом совете заместителя директора по  

воспитательной работе МОУ Ишненской СОШ

 Мялкиной Елены Юльевны.

 

Вначале разберёмся с терминологией.

Мы часто употребляем выражение «компетентный человек». Какого же человека можно назвать компетентным?

   Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

   Компетентность -результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.   

   Латинское  competentia  в переводе означает «круг вопросов,

в которых человек хорошо осведомлен,

обладает знаниями и опытом».     

   Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов  и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в образовании была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Затем в  Концепции  модернизации Российского образования  на период до 2010  г.  Сегодня  эта идея нашла выражение в Государственном  образовательном  стандарте основного  общего  образования.

Целями  образования  в современной школе являются:

·         развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 

·         умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); 

·         готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; 

·         толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Т.е. ученик средней общеобразовательной школы должен овладеть целым рядом компетенций. 

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для наших школ, когда школьники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В то же время наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и, благодаря которым, они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.

При всем многообразии подходов к определению компетенции применительно к общеобразовательной школе наиболее приемлемым можно считать определение, данное Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, академиком Международной педагогической академии: «Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности».

Чем же компетенции отличаются от других результатов образования?

· Знание – информация, присвоенная человеком

· Умение -  подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки

· Навыки – действия, выполняемые автоматически

Элементы функциональной грамотности – присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным в конкретной  ситуации.

Компетенция

·                в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;

·                в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;

·                в отличие от навыка – осознана;

в отличие от элемента функциональной грамотности     позволяет решать целый класс задач.

Компетенции  классифицируют следующим образом:

·         Базовые компетенции;

·         Ключевые компетенции;

·         Предметные компетенции

Мы остановимся на ключевых компетенциях.

Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.

Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова

искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к общеобразовательной школе, то это будет выглядеть так:

искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию;

думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:

·         ценностно-смысловые компетенции;

·         учебно-познавательные,

·         информационные;

·         коммуникативные,

·         социально-трудовые;

·         общекультурные;

компетенции личностного самосовершенствования.

К  методам  активного обучения и воспитания, позволяющим развивать ключевые компетенции  относятся:

1. метод  сотрудничества

2. деловая игра

3. обучение через деятельность

4. метод проектов.

Выделяются  три общие организационные формы развития компетенций: общешкольная, индивидуальная работа  и сотрудничество в группе.

Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи».                                          (Кузнецова И.В.)

Формами  групповой воспитательной  деятельности,  развивающими компетенции, являются:

  • КТД – коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы;
  • внеклассные мероприятия;
  • кружковые занятия, работа  секций, студий;
  • тематические классные часы;

участие в творческих конкурсах.

Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника

будет востребован в первую очередь,

и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…

Система воспитательной деятельности нашей школы  - это сложная структура.

Воспитательная работа школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

     Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.

Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система.

Взаимоотношения, складывающиеся   в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.

Традиции учебной и профессиональной направленности:

·                                Праздники Первого и Последнего звонка 

·        Посвящение в ученики;

·        Посвящение в 5-классники;

·        Викторина «Самый умный»;

·        Олимпиады по предметам;

·        Фольклорный праздник «Масленица»;

·        Юбилей школы;

·        Вечер «Встреча школьных друзей»;

·        Праздник «Последний звонок»;

·        Праздник «Прощание с азбукой»;

·        Праздник «Прощай начальная школа»;

·        Праздник «Мы школьниками стали».    

 

Традиции  общественной деятельности:

·        Месячник «Осторожно, дети!»;

·        Акции «Поздравь ветерана», «Помощь ветерану»;

·        Встречи с ветеранами ВОВ;

·        Уроки мужества;

·        Митинги памяти;

·        Работа отряда «ЮИД»;

·        Работа отряда «Юные краеведы»

 

Традиции общественно- полезного труда:

·        Субботники по благоустройству школы;

·        Летняя трудовая практика;

·        Трудовые отряды

·        Дежурство по школе;

·        Организация дежурства  в классах;

·        Озеленение территории школы, классов и рекреаций.

 

Спортивно - оздоровительные  традиции:

- Соревнования:

·                  «Весёлые старты»

·                  «А ну-ка, парни!»

·                  «Перестрелки»

·                  «Пионербол»

·                             «Теннис»

·                  «Минифутбол»;

·                   «Волейбол»;

- День здоровья;

- Работа по профилактике вредных привычек;

 

Традиции работы  с  родителями:

·      Публичный отчёт директора;

·      Тематические родительские собрания общешкольные  и в классах;

·      Родительский всеобуч по ступеням;

·      Участие  родителей в работе  УСШ, родительский комитет школы;

·      Составление социального паспорта школы;

·      День открытых дверей.

 

Итак, вернёмся к основным  ключевым компетенциям.

Учебно-познавательная компетенция  это способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение приёмами действий в нестандартных  ситуациях.

Проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности.

Общекультурная компетенция  предполагает освоение основ отечественной  и мировой культуры.

Коммуникативная компетенция  предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Ценностно-смысловая компетенция  определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовностью, способностью жить по традиционным нравственным законам.

Социально-трудовая компетенция  это  присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей

Продуктивная компетенция  умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести за них ответственность

Компетенция личностного самосовершенствования  направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности

Информационная компетенция  включает 2 группы базовых компетенций:

1.  компетенции работы с информацией: осознание потребности  в  информации;  выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание  нового знания;

2.компетенции использования  информационных   технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники);  поиск информации  в  Интернете; сетевое взаимодействие.

Из всего сказанного можно выделить некоторые   проблемы:

·         Слабая организация  ученического самоуправления в классах.

·         Классные руководители не придают должного значения роли тематического  классного часа в формировании ключевых компетенций у учащихся. Необходимо разнообразить  формы его проведения, привлекать к подготовке классных часов работников  библиотеки, психолога, родителей, специалистов в разных  областях  знаний, представителей общественности

·         Недостаточная  информированность учащихся  об организации воспитательной деятельности.  Плохая организация работы штабов «Печать и  информация».

 

·         Недостаточный  уровень  и  качество дополнительного образования в школе.

Пожалуйста, подождите.
x
×