Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы школы, класса. ☼
Автор: Мялкина Елена Юльевна
Формирование ключевых компетенций
в системе воспитательной работы школы, класса.
Выступление на педагогическом совете заместителя директора по
воспитательной работе МОУ Ишненской СОШ
Мялкиной Елены Юльевны.
Вначале разберёмся с терминологией.
Мы часто употребляем выражение «компетентный человек». Какого же человека можно назвать компетентным?
Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Компетентность -результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Латинское competentia в переводе означает «круг вопросов,
в которых человек хорошо осведомлен,
обладает знаниями и опытом».
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в образовании была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Затем в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. Сегодня эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Целями образования в современной школе являются:
· развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
· умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
· готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
· толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Т.е. ученик средней общеобразовательной школы должен овладеть целым рядом компетенций.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для наших школ, когда школьники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В то же время наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и, благодаря которым, они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.
При всем многообразии подходов к определению компетенции применительно к общеобразовательной школе наиболее приемлемым можно считать определение, данное Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, академиком Международной педагогической академии: «Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности».
Чем же компетенции отличаются от других результатов образования?
· Знание – информация, присвоенная человеком
· Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки
· Навыки – действия, выполняемые автоматически
Элементы функциональной грамотности – присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным в конкретной ситуации.
Компетенция
· в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;
· в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;
· в отличие от навыка – осознана;
в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач.
Компетенции классифицируют следующим образом:
· Базовые компетенции;
· Ключевые компетенции;
· Предметные компетенции
Мы остановимся на ключевых компетенциях.
Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова
искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к общеобразовательной школе, то это будет выглядеть так:
искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию;
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:
· ценностно-смысловые компетенции;
· учебно-познавательные,
· информационные;
· коммуникативные,
· социально-трудовые;
· общекультурные;
компетенции личностного самосовершенствования.
К методам активного обучения и воспитания, позволяющим развивать ключевые компетенции относятся:
1. метод сотрудничества
2. деловая игра
3. обучение через деятельность
4. метод проектов.
Выделяются три общие организационные формы развития компетенций: общешкольная, индивидуальная работа и сотрудничество в группе.
Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи». (Кузнецова И.В.)
Формами групповой воспитательной деятельности, развивающими компетенции, являются:
- КТД – коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы;
- внеклассные мероприятия;
- кружковые занятия, работа секций, студий;
- тематические классные часы;
участие в творческих конкурсах.
Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника
будет востребован в первую очередь,
и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…
Система воспитательной деятельности нашей школы - это сложная структура.
Воспитательная работа школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.
Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.
Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система.
Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.
Традиции учебной и профессиональной направленности:
· Праздники Первого и Последнего звонка
· Посвящение в ученики;
· Посвящение в 5-классники;
· Викторина «Самый умный»;
· Олимпиады по предметам;
· Фольклорный праздник «Масленица»;
· Юбилей школы;
· Вечер «Встреча школьных друзей»;
· Праздник «Последний звонок»;
· Праздник «Прощание с азбукой»;
· Праздник «Прощай начальная школа»;
· Праздник «Мы школьниками стали».
Традиции общественной деятельности:
· Месячник «Осторожно, дети!»;
· Акции «Поздравь ветерана», «Помощь ветерану»;
· Встречи с ветеранами ВОВ;
· Уроки мужества;
· Митинги памяти;
· Работа отряда «ЮИД»;
· Работа отряда «Юные краеведы»
Традиции общественно- полезного труда:
· Субботники по благоустройству школы;
· Летняя трудовая практика;
· Трудовые отряды
· Дежурство по школе;
· Организация дежурства в классах;
· Озеленение территории школы, классов и рекреаций.
Спортивно - оздоровительные традиции:
- Соревнования:
· «Весёлые старты»
· «А ну-ка, парни!»
· «Перестрелки»
· «Пионербол»
· «Теннис»
· «Минифутбол»;
· «Волейбол»;
- День здоровья;
- Работа по профилактике вредных привычек;
Традиции работы с родителями:
· Публичный отчёт директора;
· Тематические родительские собрания общешкольные и в классах;
· Родительский всеобуч по ступеням;
· Участие родителей в работе УСШ, родительский комитет школы;
· Составление социального паспорта школы;
· День открытых дверей.
Итак, вернёмся к основным ключевым компетенциям.
Учебно-познавательная компетенция это способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях.
Проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности.
Общекультурная компетенция предполагает освоение основ отечественной и мировой культуры.
Коммуникативная компетенция предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Ценностно-смысловая компетенция определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовностью, способностью жить по традиционным нравственным законам.
Социально-трудовая компетенция это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей
Продуктивная компетенция умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести за них ответственность
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности
Информационная компетенция включает 2 группы базовых компетенций:
1. компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2.компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Из всего сказанного можно выделить некоторые проблемы:
· Слабая организация ученического самоуправления в классах.
· Классные руководители не придают должного значения роли тематического классного часа в формировании ключевых компетенций у учащихся. Необходимо разнообразить формы его проведения, привлекать к подготовке классных часов работников библиотеки, психолога, родителей, специалистов в разных областях знаний, представителей общественности
· Недостаточная информированность учащихся об организации воспитательной деятельности. Плохая организация работы штабов «Печать и информация».
· Недостаточный уровень и качество дополнительного образования в школе.