Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формирование коммуникативных УУД средствами учебных предметов» | Хворова Валерия Анатольевна. Работа №240238

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хворова Валерия Анатольевна
В статье содержится описание личного опыта по формированию коммуникативных УУД у учащихся начальной школы .

Профилактика вредных привычек, к числу которых относятся употребление табака, алкоголя, использование психоактивных веществ, является одной из важных задач. Однако такая работа чаще всего ведется эпизодически, фрагментарно (в виде лекций, бесед), что не дает положительного эффекта, а порой и подогревает интерес детей к этим проблемам. В Институте возрастной физиологии РАО в 2002 году был разработан учебно-методический комплект Все цвета, кроме черного, который позволяет организовать системную, длительную и эффективную работу по профилактике вредных привычек.
Специальные исследования показывают, что причина приобщения к алкоголю, использования психоактивных веществ в большинстве случаев является следствием проблем социальной адаптации ребенка, неумением оценивать свое состояние, поведение, поступки; анализировать поступки и поведение других людей; отсутствие сформированной ценности здоровья и здорового образа жизни.
Поэтому важнейшая задача родителей и педагогов – обучить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.
Цель проекта- формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Работа УМК Все цвета, кроме черного ……….. необходимые знания и навыки, которые помогут предупредить формирование вредных привычек.
Взрослые могут считать, что их дети об алкоголе, никотине и тем более о наркотиках ничего не знают, но это не так. У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему ребенку ничего не грозит, - рассуждают порой папы и мамы. Нередко и педагоги благополучных школ убеждены, что их воспитанники ограждены от вредных влияний. Но так ли это на самом деле? Вряд ли можно защитить детей от подобного рода информации сегодня – они видят, как курят и выпивают взрослые на улице, наблюдают подобные сцены на экране телевизора, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родных. И далеко не всегда оценки и выводы, которые делают дети, можно считать негативными, имеющими антинаркогенный характер, зачастую бывает, что дети воспринимают это как норму поведения.
Профилактическая работа должна начинаться задолго до того, как возникнет реальная опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, чтобы сформировать у него устойчивое негативное восприятие самого факта употребления этих веществ. Но такая работа не может вестись в лоб. Именно поэтому при создании комплекта были разработаны принципы организации профилактической работы.
- Принцип возрастного соответствия означает, что используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
- Принцип опережающего воздействия – формирование устойчивости к негативному воздействию среды должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к одурманивающим веществам.
- Принцип информационной безопасности – детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни и который полностью исключает сведения, способные спровоцировать интерес детей к одурманивающим веществам.
- Принцип альтернативности означает, что основная задача ранней профилактики не столько предотвращение реальных проб одурманивающих веществ, сколько формирование у ребенка полезных навыков поведения и установок, обеспечивающих ему эффективную социальную адаптацию. Важно показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой без помощи каких-либо химических веществ.
- Принцип научной обоснованности – содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии и педагогики.
Как организовать профилактику вредных привычек
Профилактика вредных привычек для детей младшего школьного возраста – это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий курения, алкоголя и наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей культуры здоровья - понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не воспринимается ребенком 6 – 8 лет как актуальная, значимая. Поэтому опорной точкой в формировании культуры здоровья у детей младшего школьного возраста может быть только создание игровых ситуаций. В игре дети могут смоделировать различные ситуации, при этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра) но, когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно – он уже знает, как надо поступить.
Именно организация игр-тренингов (которые представлены в тетрадях во множестве вариантов) окажет целенаправленное воздействие на детей. Через игру у ребенка формируются важные установки, поэтому желательные для освоения поведенческие схемы, включенные в содержание игры, становятся ее правилами. Ребенок выполняет их не потому, что это нужно, полезно, а потому что это интересно. Так, в процессе игры дети постепенно освоят заложенные поведенческие схемы, которые затем превращаются в полезные навыки. Это определило содержание и структуру занятий и заданий в тетрадях, а также форму работы, которая предложена в учебно-методическом комплекте Все цвета, кроме черного.
Комплект состоит из методического пособия для учителя, брошюры для родителей и рабочих тетрадей для учащихся 2, 3 и 4 классов: Учусь понимать себя (2 класс), Учусь понимать других (3 класс), Учусь общаться (4 класс).
В рабочих тетрадях, кроме необходимых и доступных детям знаний, предлагаются разнообразные задания, выполнение которых позволит ребенку лучше усвоить материал каждой темы. Названия тетрадей отражают задачи, которые предстоит решить педагогам и детям на занятиях. Сами уроки представляют собой наблюдения, ведение дневника, а также ролевые игры.
Все задания в рабочих тетрадях выстроены так, чтобы дать возможность ребенку увидеть и понять мир других людей, непохожий наего собственный. В конце каждого занятия необходимо подвести итоги, сделать выводы, попросить ребенка высказать свои впечатления. Это способствует закреплению полученных знаний и навыков и более осознанному их применению в жизни.
Комплект состоит из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2-5 классов.
Учебно-методический комплектВсе цвета, кроме черногонаправлен на реализациюследующих задач:• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;• расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;• формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления свои поведением, эмоциональным состоянием.• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Содержание учебно-методического комплекта Все цвета, кроме черного отвечаетследующим принципам:• возрастной адекватности - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;• научной обоснованности - содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;• практической целесообразности - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждение раннего приобщения к одурманивающим веществам;• динамическому развитию и системности - содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;• модульность структуры - учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;• вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.
Использование комплектаВсе цвета, кроме черногоопределяется его модульным характером, что предполагает:• Вариативность при выборе площадок для реализации (комплект может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования);• Вариативность способов реализации (в рамках учебных курсов Окружающий мир, ОБЖ, а также на факультативных занятиях).
Комплект может использоваться как дополнительный материал на уроках по предметам Базового учебного плана, а также в рамках внеклассной работы в различных учреждениях образования.
Возможное комбинированное использование - одна часть включается во внеклассную работу, другая рассматриваться в ходе уроков.
В тетрадь включены развивающие задания и игры, расширяющие представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.
Задания представленные в данной тетради, помогут детямне только приобщиться к здоровому образу жизни, но и приобрести опыт поведения в окружающем мире, общения с другими людьми - сверстниками и взрослыми.
Предлагаемые игровые ситуации пробуждают ребенка делать выбор между "плохим" и "хорошим", проявлять сильные стороны характера, а также понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать, исподволь формируя ценностные ориентации и, главное, умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимости говорить "нет".
В тетради предлагаются проблемные задания и игры, обучающие детей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные.
Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в сложной ситуации, дети учатся не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер.
Задания тетради направлены на развитие у пятиклассников интереса к познанию своих возможностей, своего характера, его сильных и слабых сторон. Школьники научатся анализировать причины возникающих конфликтов и находить способы их решения. Система знаний поможет каждому ребенку выстроить программу своего самосовершенствования и приобрести опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Задания в тетради направлены на обогащение и расширение ранее полученного опыта формирования своей личности и закрепление умений плодотворно решать возникающие жизненные проблемы и конфликты, не теряя "своего лица".
В тетрадях для учащихся 5 и 6 классов даны коммуникативные игры и аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Программа реализуется в рамках социально-педагогического направления внеурочной деятельности и организации педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников.
Актуальность программы определяется необходимостью осуществления ранней профилактики отклоняющегося поведения и формирования у учащихся начальных классов полезных поведенческих навыков и установок. Содержание учебно-методического комплекта Все цвета, кроме черного отвечаетследующим принципам:
• возрастной адекватности - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;• научной обоснованности - содержание УМК базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности - содержание УМК отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации;
• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость
Программа направлена на формирование у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, дает возможность ребенку овладеть основами эффективной социальной адаптации, то есть гармоничного существования в обществе, и в то же время учит его сопротивляться вредным влияниям окружающей среды. В результате освоения программы у школьников формируется умение оценивать своё эмоциональное состояние, поступки, поведение, умение анализировать поступки и поведение других людей. Все эти свойства и качества обеспечивают ребенку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям.
Целью реализации программы Все цвета, кроме чёрного является профилактика вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью. Современные дети ежедневно сталкиваются с различного рода информацией, направленной на формирование вредных привычек – агрессивная реклама табачной и алкогольной продукции, разговоры и поведение взрослых (в том числе и родителей). Учащиеся младшего школьного возраста не всегда способны адекватно оценить такие поступки и такого рода информацию. Поэтому очень важно сформировать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, об опасности вредных привычек. Программа направлена на разрешение противоречия между необходимостью формирования культуры здорового образа жизни и тем обстоятельством, что деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений в младшем школьном возрасте не воспринимается ребенком как актуальная и значимая.
формы и методы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Через игру у ребенка формируется навыки здоровьесберегающего поведения. Для этого желательные для освоения детьми поведенческие схемы включаются в содержание игры и становятся её правилами. Ребенок осваивает и выполняет их не потому, что это нужно и полезно, а потому, что интересно. В рамках реализации программы используется интегрирование игры в различные виды детского творчества, а также сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, образно-ролевые игры, инсценировки.
Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребенка — самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации. Выполнение заданий в рабочих тетрадей предполагает активное включение ребенка в организацию работы: самостоятельный анализ и оценка ситуаций поддерживают активное внимание ребенка в процессе занятий. Развивающие задания и игры, расширяют представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×