Формирование коммуникативных навыков в коллективной деятельности обучающихся в среднем звене коррекционной школы

. Автор Самойлова Елена Викторовна

Формирование коммуникативных навыков в коллективной деятельности обучающихся в среднем звене коррекционной школы VIII вида.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.

В силу возрастных особенностей обучающиеся среднего звена коррекционной школы ещё не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями, и при этом характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. Обучающиеся не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим детям в игре, решать возникшие конфликты неагрессивным способом. Дети, в основном, общаются посредством грубых слов, выражений, кличек, не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова ,часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть ударить и т.д.

Поэтому моя работа по теме самообразования, прежде всего, была направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению других.

Отношения со сверстниками существенно влияют на развитие ребёнка: от их благополучия зависит многое в психическом здоровье обучающегося, в развитии творческого потенциала личности. Поэтому я считаю, чтобы грамотно построить свою работу с детьми, надо, прежде всего, хорошо их знать. Изучила психологические особенности обучающихся с ОВЗ. Психологом школы была проведена диагностика «Развитие эмоцианально-волевой сферы». Изучая результаты диагностики, были выявлены недостатки обучающихся среднего звена:

неспособность детей организовать общение;

нежелание вступать в контакт;

неспособность детей к раскрепощению;

недостаточность общей культуры поведения.

От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависит и положение ребёнка в детском коллективе, и успешность или его социализации. И одним из факторов разрешения этих проблем, использование в своей работе метода рассказа. Ненавязчиво после праздников, выходных, каникул просила рассказать – кто чем занимался, куда ездил, что видел. Составляли рассказы по картине, на прогулке – о погоде, на экскурсии – о цветах, деревьях и т.д.

На занятиях кружка устного народного творчества «На завалинке» с детьми всегда работали коллективно. Учили скороговорки, считалки, поговорки, пословицы, играли в игры. В своей речи я старалась так же их использовать и заметила, что дети в той или иной ситуации начали употреблять в своей речи пословицы и поговорки («Семеро одного не ждут», «Кто не работает, тот не ест»). Использование их, не только служит развитию речи, общению, но и имеет огромное восптиательное значение. Занятие «Загадай загадку – получи ответ» вызвало активность группы. Считалки помогают определить водящего в играх. Физкультминутки во время самоподготовки проводят сами дети, тренируя тем самым память, развивают речь, учатся выступать перед аудиторией.

В своей работе использовала ролевые игры, проигрывание, инсценировки, рисование. Используя игры, в которых основу взаимодействия составляет общение: сюжетно – ролевые, игры в слова, обеспечивают ребёнку позицию творца, субъекта деятельности и общения. Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека» (имеются в группе) помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой, обращают внимание детей друг другу, ставят их в зависимость друг от друга.

Обучающиеся нашей семьи любят обсуждать различные темы. Общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учились слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры – это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы (Например: «Я и мои друзья»).

Практически все дети, в том числе и слабые, в силу своей ещё детской непосредственности и привычных форм общения легко включаются в совместные виды выполнения заданий, обсуждению вопросов, не боятся ошибиться, спрашивают, если им что-то не ясно. Участвуя в различных внеклассных мероприятиях: конкурсах, состязаниях, семейных гостиных, КВНах старалась, чтоб каждый учащийся проявил себя.

Так же со своими детьми участвуем в различных конкурсах: «Конкурс чтецов», «Конкурс рисунков» на различные темы, «Конкурс поделок», «Конкурс новогодних открыток и поделок», конкурс «Пасхальная радость». На занятиях объединяла детей в пары или минигруппы, для обсуждения, возникновения общения. После проведения конкурсов обсуждали работы, анализировали: что удалось, а что нет. При таком подходе формируется оценка на «себя». Обучающийся учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять своё мнение с мнениями других.

Большую роль для развития ребёнка и для развития коммуникативных навыков в группе имеют занятия в различных кружках и секциях, как в группе, в школе, так и вне её. Занятия в кружках, достижение определённых результатов вселяет в ребёнка уверенность в своих силах, поднимает его в глазах сверстников. Обучающиеся нашей группы посещают кружки в школе и в социуме (ДЮЦ «Радуга»). Дети объединяются по интересам – возникает общая тема для обсуждения, которая позволяет перейти к сотрудничеству. Дети приносят грамоты, медали в группу, разговариваем о достижениях. Те дети, которые не получили грамот – стараются их получить.

На протяжении двух лет в своей работе использовала методику Щурковой Н.Е. «Театр-экспромт», «Волшебный стул».

Где дети учились быть более эмоциональными, а это в свою очередь развивает коммуникативные навыки. Такие занятия служат средством психокоррекции обучающихся (помогают раскрепостить и «зажатого» ребёнка, и учит выдержке непоседу).

Таким образом, работа по данной теме и использование различных форм позволяет совершенствовать коммуникативные навыки детей, корректировать недостатки их речевого развития, способствует формированию правильности речи, что имеет решающее значение для процесса социализации детей в современном обществе.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x