Формирование мотивации детей к танцевальным занятиям

Автор: Флегентова Светлана Владимировна

Флегентова Светлана Владимировна

Формирование мотивации детей к танцевальным занятиям

Каждый год мы открываем новые  звездочки в нашем лицее. Познакомившись с первоклассниками, по  крупицам  я  собираю самых способных и талантливых детей в хореографический ансамбль «Феникс». По разным причинам не все ребята могут заниматься  в танцевальном коллективе. А  каждый  хочет проявить себя в творчестве, реализоваться  в проектах, викторинах, концертах, конкурсах. У нас проводятся различные мероприятия  эстетической направленности. Есть прекрасные возможности показать себя, для этого важно стараться, заниматься. Только благодаря  желанию родителей и упорству учеников  мы все вместе можем добиться замечательных результатов.

Начиная с 1-ого класса,  я стараюсь на уроке  ритмики  выучить не только комплекс движений, но и увлечь ребят танцами. Мне кажется, что просто выполнять задания неинтересно. Поэтому  на  занятиях предмета «Волшебный мир танца»  я учу с детьми танцы. Мне хочется, чтобы они могли  красиво и музыкально танцевать, быть физически сильными и волевыми людьми. Выступая перед родителями, зрителями, ученики  становятся  более раскрепощенными, выразительными, эмоциональными. Какие же цели я преследую во время занятий обучения танцам?

Танец – это физическая активность, моя задача – сделать физическую нагрузку оптимальной. При  этом внимание должно быть сфокусировано на теле и развитии навыка выполнения хорошо контролируемых, многообразных, пластичных движений. Энергичные упражнения способствуют развитию силы и гибкости, обеспечивают нормальное развитие детского организма.

Танец – это творческий  процесс. Использование творческого воображения ребят и умения придумывать оригинальное, необычное позволяют превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда учителя, родители, ровесники оценивают успешное выступление, это приводит к росту уверенности в себе и повышению самооценки.

Танцу присуще  выразительность и информативность. Моя цель – давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений.

Танец – это искусство, развивающее артистические способности, поэтому необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей. Разнообразие и контраст, применяемые как выразительные  средства для передачи  формы, скорости, силы и направления  движений тела, являются главными элементами, обеспечивают  улучшение качества исполнения.

Танец – это средство для дружелюбного  общения и совместной деятельности. Моя цель - предоставить возможность работать  детям индивидуально, с партнером  и в группе,  исполняя разные роли.

Танец – это развлечение и получение удовольствия. Во время уроков ученик наслаждается успешным исполнением, у него  улучшается настроение, он участвует в согласованных действиях.  Все это оказывает огромное влияние на выбор детьми активного образа жизни.

Замечательно, что в 1-ых классах у нас уроки ритмики  2раза в неделю и 1 занятие  по курсу «Волшебный мир танца» по выбору. В этом году в 1 «А» и 1 «В» классах  мы выучили 3 танца. Пусть они очень простые по композиции, но они требуют огромного внимания и старания. Независимо   от вида  разучиваемого танца ученики развивают память, образное мышление, физическую выносливость. Изучая движения и комбинации на занятиях курса  «Волшебный  мир танца», мы постепенно готовимся к танцевальному номеру. Детям нравится учить упражнения, но они не любят отрабатывать их. Поэтому приходится  придумывать  новые  формы  обучения.  Выступления   перед  родителями  на праздниках  активизируют большинство учеников, они начинают больше стараться, выкладываться  изо всех  сил. Некоторые дети даже обижаются, что их не ставят в пары, другие не танцуют на классных праздниках, так как мало стараются, путают последовательность, поворачиваются  не в ту сторону. Часто поправляю, делаю замечания, но многие  ребята не добиваются успешного выступления, похвалы из-за своей невнимательности, неумения сконцентрироваться  в нужный момент. Поэтому  провожу  конкурсы, соревнования команд классов, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся отработкой композиций.

Полька «Приглашение»  -  это 1-ый  танец в парах, который мы выучили. Как  учитель хореографии я подбирала детей по росту, по характеру, по способностям, чтобы партнеры помогали друг другу. Этот танец учит не  только красивым движениям и четкому ритму, но и вежливому отношению мальчика к девочке. В наше современное время это очень важный аспект в жизни ребенка. Мальчики должны уметь правильно подать руки, крепко их держать, четко и музыкально хлопать. В танце девочки изящны, грациозны, кокетливы, легки, как бабочки.  По характеру полька быстрый и живой танец. Двигаясь по кругу, дети  учатся  держать интервалы, не обгоняя друг друга, не толкая во время подскоков и галопа. Казалось бы, ученики все занимались в детском саду, но навыков   выступления и  опыта  у них мало. Каждое занятие отрабатываются умения, но не все дети фокусируют замечания.

Композиция «Кузнечик» выполняется по линиям. Она вырабатывает координацию, музыкальность, ритмичность, взаимодействие в парах. Выступая друг  перед другом во время уроков, ученики уже готовятся к концертам, корректируют свои и чужие ошибки, учатся отличать хорошую манеру исполнения от посредственной. Интересен тот факт, что часто ребята сами замечают тончайшие нюансы, детали  ошибок, которые я сама не увидела. Они лучше прислушиваются к своим одноклассникам, исправляются, прикладывают максимум усилий  для успешного выполнения заданий. Такая форма обучения способствует  формированию интереса к танцам.

В этом году я решила провести  конкурс детских бальных в 1 «А» и  1 «В» классах по 2 композициям полька «Приглашение»  и «Кузнечик».  В нем приняли участие 16 лучших учеников, из которых была  создана команда.  Слабые дети стремились попасть на конкурс, обижались, если их не приглашали на выступления. Это было хорошим стимулом  для  дальнейших занятий. Остро   стоит  проблема  выступлений с мальчиками. Они часто считают, что танцы им не пригодятся в жизни, что это баловство, относятся  несерьезно. Но повторяя польку 2-3 раза, быстро задыхаются, неточно выполняют движения, путают композицию, понимают, что танцы -  это  большая физическая    нагрузка. Здесь требуется сила, выносливость, ловкость, координация, что эти  качества  необходимы для повседневной жизни.  В этом процессе  очень важна  поддержка родителей. Если  ребенок жалуется на трудности, не идти у него на поводу, а объяснить, чтобы быть здоровым,  надо много тренироваться, закаляться, стараться. Ведь  здоровье не купишь ни за какие   деньги.  Конкурсную  программу оценивали взрослое и детское  жюри по критериям: внешний вид, музыкальность, выразительность, взаимодействие в паре, техника исполнения. Взрослое жюри  состояло   из учителей Богомоловой О.Н., Сидоровой Ж.Б., Пономаревой М.М. Детское   жюри  представляли  участники хореографического  ансамбля «Феникс»  Карманова С.,  Щучкина А., Бондаренко В., Максимова А. Каждая команда  показала  танцевальные композиции. Строгое жюри оценило по баллам и подвело итоги  конкурса. В конкурсе детских бальных танцев  победил 1 «А» класс.

Последняя  танцевальная  композиция  была задумана в год обезьяны. Большую часть движений я сочинила и  выучила  с учениками сама. Я предложила  детям самим придумать  новые  движения и комбинации. Сначала     это было домашнее задание, на уроке они  репетировали  под музыку.  Каждый ученик  показывал свои  сочиненные  движения, мы просматривали их  и выбрали лучшие. Я  тщательно отредактировала комбинации  и включила их в танец «Манки- обезьянки».  Так совместными усилиями   мы подготовили  композицию к празднику «Здравствуй, 2-ой класс!». В  отчетном концерте  родители увидели польку «Приглашение». Ребята станцевали более уверенно, слаженно, весело, чем в 1 раз. Это доказывает, что любой опыт выступления стимулирует их на успех, на похвалу родителей и учителей. Танец «Манки- обезьянки»  дети исполняли впервые, поэтому  совершили много ошибок, неточностей. Некоторые ученики на занятиях показывают себя лучше, чем на концертах из-за своего волнения и возбуждения. Другие  великолепно выступают перед родителями. После праздников я всегда спрашиваю детей, что сказали родители, как оценили выступление. Очень приятно, что   родители  высказывают свое мнение, подсказывают детям, что надо больше стараться, тонко подмечают   недостатки своих детей, доводят  до их сведения. Мне нравится, что большинство родителей видят не только успехи, но и ошибки своих  ребят. Это значит, что они небезразличны  к развитию  способностей  наших учеников. А это очень важно в воспитательном творческом  процессе.

В 1 классе проведена большая плодотворная работа. Очень жаль, что во 2 классе на следующий год будет 1 урок ритмики в неделю и 1 занятие по выбору по курсу «Волшебный мир танца».  По опыту прошлого года, можно отметить, что  ребята потеряли  многие  танцевальные  навыки, умения. Детям очень трудно координировать движения, чувствовать пространство, развивать свои творческие задатки. Мы на уроках ритмики пытаемся ориентировать всех учеников на здоровый образ жизни. Если  родители  понимают наши пожелания, они помогают своим детям достичь   лучших результатов. В наш стремительный век  очень важна активная жизненная позиция. Ребенок должен пробовать все сферы  творческой деятельности и развивать свои способности. Поэтому я предлагаю на следующий год всем своим ученикам продолжать заниматься на курсе «Волшебный мир танца».

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x