Патриархальные традиции в русской семье 16 века. «Домострой».

Автор: Золотарёва Элеонора Александровна

По предположениям филологов среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода одно время бытовал сборник советов и наставлений по вопросам строительства семьи и ведения хозяйства. Он обрастал постепенно новыми назиданиями и советами. В том окончательном виде, как мы его знаем и предлагаем сегодня вашему вниманию под названием "Домострой", он сложился в эпоху  Иоанна Грозного, в середине XVI века.

У «Домостроя» памятника патриархальной культуры 16 века сложная судьба. Больше четырёхсот лет назад его читали, шевеля губами, знатные боярыни и купцы, священники и грамотные ремесленники, жила она в устных пересказах. По "Домострою", как и положено по писаному закону, отлаживали свою жизнь. Потом эта книга стала потихоньку забываться, потому что времена менялись, как и люди.

Актуальность изучения Домостроя заключается в том, что знакомство с данным источником позволяет ознакомиться с бытом и нравственными основами и представлениями средневековья, позволяет обратиться к нему, как к своеобразной энциклопедии русского патриархального домашнего быта.

Домострой отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в законченность современной пословицы.

Перед нами не просто «экономия» (таково точное значение кальки – слова «домострой»), она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которое составляет население Дома.

Традиционные представления о Домострое у современного человека примерно таковы. Это исторический документ, закрепляющий женское бесправие и поощряющий телесные наказания. Но известно, что крепких семей во времена Домостроя было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плёточный "беспредел". Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд?

   Каковы же особенности мышления людей в России XVI века? Одна из них – косность, то есть постоянство во взглядах и вкусах, традиционность. Что, кстати, совсем не имело дурного смысла. Это для нового времени важны прогресс и всяческие перемены. Для людей XVI столетия каждый новый год похож на предыдущий. Ведь календарные дни завязаны на земледельческом цикле посева, выращивания, сбора  урожая. Это важнейшая сторона жизни, которая определяет всё остальное: от урожая зависит, выживет ли семья. Поэтому, если сегодня хорошим показателем в развитии общества считается динамика, то в средние века консервативность оценивалась безусловно положительно.

    Ещё надо понимать, что в то время восприятие отношений в государстве и в семье практически одинаково. В тексте Домостроя из-за этого даже возникает двусмыслица: государем названы и царь-батюшка, и хозяин дома. Выходит, не случайно в лидере государства мы привыкли видеть отца-кормильца, защитника.

Для своего времени этот сборник был очень гуманным произведением, очень толково написанным, и что важно – очень рациональным. Культура Домостроя – еще культура культа, это, несомненно. Она духовна по преимуществу. Таков сложившийся в течение столетий родовой миф, который расшифровывается каждодневно, в практических действиях человека. «Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость: Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, - и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то со всеми вместе во благоденствии и по-божески жизнь свою проживет и милости божей удостоится».

На рубеже 15 – 16 веков один лишь Дом и оставался единящей множество людей социальной силой, абсолютной в своих проявлениях. Из «дома» произрастает и общество – общественная среда, которая, все, более сгущаясь в социальных связях, порождала затем государство. Перенос самих терминов: господарь – государь – сударь и прочих – показывает это постепенное развитие вторичных социальных связей, основанных на корне «Дома». 

  И если в словаре Даля мы видим спокойное позитивное отношение к домострою как укладу жизни, то уже в словаре Ушакова (1934) слово «домостроевский» толкуется, как «патриархально-суровый, косный и грубый». Луначарский писал о «властной домостроевской натуре», Федин отзывался о жестоком неписаном законе домостроя.

Самая распространённая глава называется «малым Домостроем». Написана она очень нежным, мягким языком, по-отцовски. Именно с нее лучше начать знакомство с Домостроем. Тогда рассеются все подозрения, что этот сборник – сама суровость. Такие ноты заботливости могут идти только от отца, желающего, чтобы сын рос достойным человеком. Чего стоят одни обращения к Анфиму: "Милое мое чадо дорогое!", а мать, хозяйку дома, Сильвестр называет "матушка", "хозяюшка". Воссоздается атмосфера хороших, добрых отношений.

   В качестве примера полноты домостроевского словаря и точности выбранных им выражений можно привести цитаты, имеющие вид перечислений: «и пришед да сняв платейце, высушить и вымять и вытерть и выпахать хорошенько, укласть и упрятать, где то живет»; «а про всяку вину ни по уху, ни по видению не бити; ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ни каким железным или деревянным».

    Красота и образность просторечия, его веками выработанные формулы часто выражены «Домостроем» с элементом чувства: «приезжаго пригоже почтити, напоити, накормити, добрым словом привечать и ласковым приветом». Заслуживает внимания просторечное употребление уменьшительных форм: «потиральце (т.е. полотенце – прим. автора реферата)  на плечи принесть»; «да пригнетено дощечкою... и огурцы решеточкою пригнетены под камешком легонько». 

 Патриархальная семья. Так называется форма семьи, во главе которой стоит мужчина. Состоит из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Это классический тип христианской семьи.

 Прежде всего Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед  другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо – бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: "Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь... Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди... Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора* " (Домострой, Глава 23).

 В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни при чем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: "Бояться – значит уважать". Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом, и перед государем, и даже перед общественным мнением, "суседями". Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка.

   На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно "и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу". (Домострой, Глава 19)

Самая характеристическая черта «Домостроя» — это заботливость о слабых, низших, подчиненных и любовь к ним, не теоретическая, не лицемерная, а простая, сердечная, истинно христианская.  Конечно, очень многое в “Домострое” воспринимается ныне именно как атрибутика литературного памятника, как давно ушедшее в прошлое, вроде мельчайшей бытовой, семейной регламентации. Но есть в нем и то, что имеет и современное значение. Каждый народ обладает тем своим особым качеством, которое принято называть менталитетом.

 

 

 

Библиография

 

1. Домострой. СПб.: Наука, 1994. (Серия "Литературные памятники".)

2 .Лобанов М.П. - Литература Святой Руси

3. Женщина в русской семье:

традиции и современность

Н. Л. Пушкарева

 4. По книге О.С. Колесовой «Сейте разумное, доброе, вечное…»

5.  История русской литературы X — XVII вв.

Под ред. Д. С. Лихачева

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов

 6.  Найденова Л.П. Мир русского человека XVI-XVII вв. (по Домострою и памятникам права). - М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. 208 с.

 

 

  

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x