Формирование мотивации к обучению у детей с ОВЗ на разных ступенях школьного образования | Приданникова Мария Александровна. Работа №364090
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на различных ступенях школьного образования. Рассматриваются особенности мотивации обучающихся с ОВЗ и методы её формирования в условиях инклюзивного и коррекционного образования. Анализируются факторы, влияющие на учебную мотивацию, и предлагаются практические рекомендации по её повышению. Особое внимание уделено роли педагога-психолога в процессе мотивационного сопровождения обучающихся.
Ключевые слова: мотивация к обучению, дети с ОВЗ, школьное образование, инклюзивное обучение, коррекционная педагогика, психологическое сопровождение.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приданникова Мария Александровна, педагог-психолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 121, г. Екатеринбург
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на различных ступенях школьного образования. Рассматриваются особенности мотивации обучающихся с ОВЗ и методы её формирования в условиях инклюзивного и коррекционного образования. Анализируются факторы, влияющие на учебную мотивацию, и предлагаются практические рекомендации по её повышению. Особое внимание уделено роли педагога-психолога в процессе мотивационного сопровождения обучающихся.
Ключевые слова: мотивация к обучению, дети с ОВЗ, школьное образование, инклюзивное обучение, коррекционная педагогика, психологическое сопровождение.
Формирование мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из ключевых задач в системе современного образования. Педагог-психолог играет важнейшую роль в создании условий, способствующих развитию познавательной активности и устойчивого интереса к учебной деятельности. Это особенно актуально на разных ступенях школьного образования, так как возрастные особенности и типы нарушений требуют дифференцированного подхода.
Обучение детей с ОВЗ часто сопровождается трудностями в усвоении учебного материала, снижением мотивации и недостаточной вовлечённостью в образовательный процесс. Мотивация к обучению представляет собой сложное психолого-педагогическое явление, включающее в себя как внутренние, так и внешние факторы. Внутренняя мотивация связана с личным интересом к предмету и стремлением к самосовершенствованию, в то время как внешняя мотивация обусловлена социальными ожиданиями, похвалой и оценками.
Одной из основных трудностей при работе с детьми с ОВЗ является недостаточное развитие познавательной мотивации на начальном этапе обучения (1–4 классы). В этом возрасте важнейшим фактором формирования мотивации выступает эмоционально-волевая поддержка со стороны педагога и родителей. Создание ситуаций успеха и положительное подкрепление играют значимую роль в поддержании интереса к учёбе. Использование игровых и наглядных методов позволяет сделать процесс обучения более привлекательным и доступным.
На среднем звене (5–9 классы) происходит постепенное формирование учебной самостоятельности и осознание личной ответственности за результаты учёбы. Однако у детей с ОВЗ могут возникать трудности с саморегуляцией и целеполаганием. В этот период особенно важно применение мотивационно-деятельностного подхода, направленного на стимулирование учебной активности через постановку конкретных и достижимых целей. Использование проектной деятельности, коллективных заданий и ролевых игр помогает поддерживать интерес и вовлечённость.
Психологическое сопровождение на каждом этапе школьного образования включает диагностику мотивационной сферы, индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и навыков самоконтроля. Эффективным является использование методов арт-терапии, тренингов личностного роста и коррекционных занятий с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Особую роль в процессе формирования мотивации играет сотрудничество педагогов, родителей и специалистов. Педагог-психолог должен организовывать консультативные встречи, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности учителей и родителей. Важно объяснять значимость позитивной обратной связи и поддержку в процессе обучения, формировать у детей уверенность в своих силах и позитивное отношение к учебной деятельности.
Таким образом, успешное формирование мотивации к обучению у детей с ОВЗ требует комплексного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Педагог-психолог в образовательной организации играет ключевую роль в организации мотивационного сопровождения, используя современные психолого-педагогические методы и техники. Создание мотивационно поддерживающей образовательной среды позволяет повысить уровень учебной активности и способствует успешной социализации детей с ОВЗ.
Список литературы
Тихонова И.В., Шипова Н.С.,
Адеева
Т.Н., Иванова Е.А. Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья: потребности участников инклюзивного образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика
. 2017. №4.