Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование нравственные качеств, детей старшего дошкольного возраста. | Сиделева Татьяна Викторовна . Работа №334459

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 В статье рассматриваются и анализируются  актуальные подходы к формированию нравственных качеств, детей старшего дошкольного возраста в современном МДОУ.

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста  в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. 

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.

Вопросы воспитания нравственных качеств начали волновать человеческое общество очень давно.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ, ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА В СОВРЕМЕННОМ МДОУ.

АннотацияВ статье рассматриваются и анализируются актуальные подходы к формированию нравственных качеств, детей старшего дошкольного возраста в современном МДОУ.

Ключевые словавоспитание нравственных качеств, дошкольники, дошкольная образовательная организация, старший дошкольный возраст.

 

Введение. Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.

Вопросы воспитания нравственных качеств начали волновать человеческое общество очень давно. Еще в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Но в наши дни проблема воспитания нравственных качеств встала наиболее остро. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в воспитании нравственных качеств, в становлении личности дошкольника в целом. Воспитание нравственных качеств старшего дошкольника способствует созданию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети этого возраста начинают понимать смысл нравственных качеств, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным[4].

Вопросы  воспитания  нравственных  качеств  нашли  своё  отражение  в трудах отечественных педагогов А. С. Макаренко, Б. Т. Лихачёва, Р. И. Жуковской, В. А. Сухомлинского, Н. Ф. Виноградовой. М. Д. Маханевой, А. С. Белкина, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, И. Ф. Харламова.[6].

Старший дошкольный возраст - конечный из периодов дошкольного возраста. В это время в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и др. Произвольность психических процессов - это способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами: восприятием, вниманием, памятью и др.[2].

Е.В. Субботский выделял, что активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил. У них развивается способность предвидеть результаты своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. У дошкольников развиваются такие качества, как ответственность за свое поведение, самоконтроль и организованность [10, с. 85].

У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции. Сначала эти слова-нормативы ребенок прокручивает в мыслях, а потом постепенно формирует умение учитывать их в собственном поведении. А также в поведении другого человека он начинает учитывать его чувства и мысли.

Вместе с «осознаванием» себя, у ребенка старшего дошкольного возраста начинается процесс «самооценивая», т.е. оценка личных поступков с точки зрения общественных норм. Так как ребенок не знает своих возможностей, он первоначально искренне принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя со слов других людей.

Т.С. Комарова говорит, если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения общепризнанных мер, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Норма проще осознается, если она ближе к собственному опыту ребенка [9]

Не случайно одним из самых негативных качеств у дошкольника является жадность. Главная причина конфликтов между детьми в желании заполучить какую-то определенную вещь или игрушку. Если игрушка достается другому, то ребенок переживает и проявляет сильные отрицательные эмоции. Дошкольник не только узнает и осознает норму, но и относит ее к конкретной категории: «хорошо» или «плохо».

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста  характеризуется тем, что  это сложный многогранный процесс развития ребенка, где формируется достаточно широкий круг о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (об ответственности, вежливости, добре и зле и т.п.).

Воспитание - это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый человеком, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых (В. И. Смирнов)[10].

Л.А. Григорович трактует понятие «нравственные качества» следующим образом: «нравственные качества – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [4, c. 81].

Под нравственностью понимается личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, и обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения по отношению к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, самому себе, труду и т. д.

Многие дети неохотно помогают сверстникам, чаще делают это по просьбе воспитателя, нередко выполняют совместную работу недобросовестно, небрежно, жадничают, избирательно общаются со сверстниками, часто ссорятся, не могут мирно поделить игрушки. Лишь некоторые дети проявляют взаимопомощь и дружелюбие, отзывчивость и сопереживание, ответственность [1].

В целом, под нравственными качествами понимается личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, отзывчивость, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, и обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения по отношению к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, самому себе, труду и т. д.

Применительно к старшему дошкольному возрасту должен быть, достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой.

К концу дошкольного возраста, воспитание нравственных качеств личности ребенка должно выражаться в определенных навыках. Так, дети [3]:

-умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

-умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

-правильно используют понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

-могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;

-при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

объясняют смысл знакомых пословиц;

-могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Вместе с тем, непосредственно нравственные качества старших дошкольников являются следующими [6]:

1.      Вежливость. 

2.      Ответственность.

3.      Соблюдение правил нахождения в группе.

4.      Умение понять окружающих и сопереживать им.

5.      Аккуратность.

6.      Доброта.

7.      Честность.

Высокий уровень воспитанности нравственных качеств личности ребенка представляет собой систему устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.

Итак, воспитание нравственных качеств ребенка дошкольного возраста рассматривается, как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к взрослым, к сверстникам; в его поведение, основанном на нравственных эталонах и нормах; проявляется в нравственных качествах: вежливость, честность, ответственность, доброта и т.д.

Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Целью МДОУ является воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни.

Задачами ДОО выступают:

Целостное развитие ребенка как личности;

1.Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов детей;

2.Развитие у детей способности к анализу, самоконтролю и самооценке.

3.Формирование бережного, уважительного отношения к старшим и ровесникам.

4.Воспитание любви к различным видам искусства, развитие художественного вкуса.

5.Совершенствование трудовых умений и навыков, развитие трудолюбия.

6.Формирование у детей готовности к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

С целью воспитания нравственных качеств, педагогам необходимо предусмотреть гармоничное воспитание разных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сострадание, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие) научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие [5].

Как отмечает С. А. Козлова, нравственное воспитание ребенка старшего дошкольного возраста заключается, прежде всего, в развитии в нем понимания и осмысления отношений, связывающих его с другими людьми [6].

Важным показателем нравственной воспитанности является нравственная направленность личности старшего дошкольника.

В качестве форм воспитания нравственных качеств дошкольников могут выступать [10]:

1.Этические беседы.

2.Применение сказок в качестве средства воспитания нравственных качеств.

3.Игровые средства воздействия.

Вывод. Таким образом, мы можем сделать вывод, что методы и  формы  воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста  в современном МДОУ дошкольной образовательной организации - это своеобразный инструмент педагога. Задача воспитания у детей нравственных качеств, решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Одно из важнейших условий успешного развития нравственных качеств старшего дошкольного возраста это окружить жизнерадостной обстановкой вокруг него.

Поощрение и наказание, личный пример, убеждение, упражнение, приучение, разъяснение, внушение - все эти методы оказывают огромное влияние на сознание и поведение ребенка, на формирование его морального облика. Одним из действенных и важных форм воспитания нравственных качеств, особенно у детей старшего дошкольного возраста, являются игры, этические беседы,  чтение художественной литературы, составление рассказов.

В процессе данных методов и форм формируются такие качества, как чувство ответственности, отзывчивости, доброты, честности, дружбы.  Надежность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они воспитывались. По общему осознанию воспитание детей и привитие хороших манер с детства требуют терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы бы не видели такой разницы между воспитанными и невоспитанными людьми. Человек, непосредственно, развивается сам по себе, но этого не достаточно, для его дальнейшего развития. Способности нравственные качества человека, в целом зависит от воспитания.

 

 

Список использованной литературы

1.     Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. 2014. № 8. С 12 -13.

2.     Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров // Г.В. Бороздина.  Люберцы: Юрайт, 2016.  477 c.

3.     Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата.  Люберцы: Юрайт, 2016. 377 c.

4.     Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: Питер, 2001. 340 с.

5.     Катриченко В.М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф.  Уфа: Лето 2015.  С. 68-72.

6.     Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание. 2001. №9. С. 98-101.

7.     Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. 460 c.

8.     От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  М.: Мозаика синтез. 2014. 315с.

9.     Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. 2-е исправленное дополнение издание 2005. 333с.

10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Наука. 2012. 390 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×