Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Нравственно-патриотическое воспитание ДОО в процессе музыкального развития» | Глебова Ольга Алексеевна. Работа №334460

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одним из важных этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Музыка обладает огромной эмоциональной силой воздействия на личность и тем самым служит одним из основных средств формирования эстетических и нравственных идеалов человека. Она прочно вошла в повседневную жизнь детей и занимает значительное место в их жизни.

 

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА ВОСПИТАННИКОВ ДОО В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

 

 

Патриотическое воспитание – одна из основных задач воспитательно-образовательной работы нашего учреждения. Это формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.

Патриотическое воспитание неразрывно связанно с нравственным. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника,  осуществятся в интеграции всех образовательных областей.   

Я, как музыкальный руководитель, уделяю большое внимание музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами нравственно-патриотического воспитания. Считаю, что музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия на личность, и тем самым служит одним из важнейших средств эстетических и нравственных идеалов человека.

Для решения проблемы нравственно-патриотического воспитания я изучила методическую литературу, основы теории педагогики, психологии, возрастной физиологии воспитанников и определила методическую тему своей работы «Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников ДОО в процессе музыкального развития».

Для этого разработала и систематически использую в работе перспективное планирование, используя материалы О. П. Радыновой, Т. И. Суворовой, А.И. Бурениной, М. Ю. Картушиной, М. Б. Зацепиной, Н.Е. Вираксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Определила цель – создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту, видов деятельности.

Поставила следующие задачи:

Совершенствовать образное восприятие и вызывать эмоциональный отклик на музыку патриотического характера; закреплять умение петь самостоятельно, ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая эмоционально-образное содержание.

Развивать творческий потенциал воспитанника: образное, ассоциативное мышление, самостоятельность и творческую активность.

Способствовать воспитанию ценностного отношения к музыкальным традициям, праздникам.

Формировать музыкальную эрудицию и культуру ребёнка, воспитывая любовь к своей стране, к родному краю, городу и закрепляя знания об искусстве, достопримечательностях, памятниках архитектуры.

Для реализации цели и задач целесообразно сочетала различные методы и приёмы: словесные, наглядные, практические. Это целевые прогулки и экскурсии, наблюдения, беседы о родном городе, использование иллюстраций, видеороликов (их рассматривание и обсуждение). Разучивание песен и стихов о родине: своей стране, крае, городе. Заучивание пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с творчеством отечественных композиторов, композиторов родного города. Ознакомление с произведениями народного творчества (рукописи, скульптура, вышивка и т.п.). Создание книг о родном городе, ВОВ. Обогащение и стимулирование детского творчества. Воспитание уважения бережно относиться к ветеранам войны и труда, рассказы о подвигах воинов, знакомство с детьми ВОВ. Устраивала тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны и труда, детей войны. В процессе обучения побуждала детей к активным речевым контактам: ответам на вопросы, участию в беседах. На основе обогащённых представлений об окружающем расширяла и активизировала словарь детей. Таким образом: определение конкретных задач, содержания, выбор эффективных методов и приёмов способствовали своевременному формированию нравственности и патриотизма воспитанников. Использование интеграционного подхода в обучении, разнообразных средств, методов и приёмов способствовали познавательной активности детей.

Системный анализ факторов влияющих на успешное развитие и обучения детей, учёт индивидуальных, возрастных особенностей, тесная взаимосвязь задач, содержания и методов, определение основных подходов в организации педагогического процесса, согласованность в работе с коллегами и родителями, позволили выйти на такие результаты:

- у детей сформировано образное восприятие музыки патриотического характера , дети имеют богатый словарный запас;

-пользуются разнообразными средствами музыкальной выразительности;

-научились петь самостоятельно, ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая эмоционально-образное содержание.

- развит творческий потенциал воспитанника: образное, ассоциативное мышление, самостоятельность и творческая активность;

-сформирована музыкальная эрудиция и культура ребёнка, ценностное отношения к музыкальным традициям, праздникам.

В целях формирования нравственности и основ патриотизма воспитанников составила картотеки музыкально-ритмических игр, использовала тематический песенный материал. Оформила музыкально-дидактические игры на развитие нравственно-патриотических качеств: «Почтальон», «Герб города», «Одень куклу», «Флаг России», «Путешествие по городу», «Музыкальная шкатулка «Русские напевы». Подготовила консультативный материал для педагогов: «Формирование нравственно-патриотических качеств воспитанников средствами музыки», «Музыкальный уголок в группе», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности», «Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы » и «Музыка» в патриотическом воспитании дошкольников», «Взаимодействие в работе музыкального руководителя с воспитателем при организации развлечений, утренников», « Оформление папок-передвижек в музыкальных уголках на тему «Моя семья», «Моя Родина-Россия», «Мурман, Кольские края –это Родина моя!» «Музыка в семейном воспитании», «Домашний концерт», «Музыкальные занятия и роль воспитателя в нём».

Систематизировала иллюстративный материал для нравственно-патриотического воспитания в музыкальной деятельности воспитанников.

Грамотное сочетание программ и технологий с использованием практического материала позволяет мне добиваться высоких показаний по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе музыкального развития.

 

«Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников ДОО в процессе музыкального развития».

Параметры

 

Уровень

 

Низкий

 

Средний

 

Высокий

 

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Активность в различных видах музыкальной деятельности, связанной с патриотической тематикой

20%

0

35%

35%

45%

65%

Ориентировка в пространстве, построении, реакция на музыку патриотического характера

30%

15%

35%

25%

35%

60%

Активность на концертах, вечерах-досугах, развлечениях

30%

5%

45%

20%

25%

75%

 

Разработала и систематически использую в работе перспективное планирование.

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

 

Сентябрь

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД»

Слушание и исполнение песен о детском саде

Цель: развивать познавательную мотивацию,знакомить с творчеством композиторов

Музыкальные игры в детском саду

Цель: развивать двигательную активность детей, закрепляя знания о любимых играх в детском саду

Развлечение

«ОСЕНИНЫ»

Цель: систематизировать представление детей об осеннем времени, формировать интерес к культуре своего народа

Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад»

Цель: воспитывать любовь к родному саду, отражать в рисунках свои представления.

 

 

Октябрь

«НАША РОДИНА-РОССИЯ»

Беседа «Герб,флаг ,гимн»: использование муз.-дидактических игр «Герб города», «Флаг России», «Путешествие по городу»

Цель: закрепить знания детей о флаге, гербе, гимне России

Оформление выставки картин ветерана ВОВ В.П. Субботина «Мой Мончегорск»

Цель: формировать у детей понятие о родном городе, воспитывать патриотические чувства

Музыкальный досуг «Пою тебе, мой Мончегорск»

Цель: доставить детям радость и благополучие, формировать основы праздничной культуры

Конкурс рисунков детей «Пою тебе, мой Мончегорск!»

Цель: воспитывать любовь и уважение к малой родине.

 

 

 

Ноябрь

«МОЯ СЕМЬЯ»

Беседа «Уважай отца и мать-будет в жизни благодать!»,прослушивание произведений композиторов-классиков.

Цель:воспитывать любовь и уважение к родителям через слушание муз.произведений, соответствующих тематике.

Выступление на родительском собрании «Музыка в семейном воспитании»,

Оформление папок-передвижек в музыкальных уголках на тему «Моя семья», «Музыка в семейном воспитании»,

Календарный праздник, посвящённый Дню Матери «Мама- первое слово!»

Цель: доставить детям радость и благополучие, формировать основы праздничной культуры

 

декабрь

«НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с творчеством поэтов и композиторов-песенников города. Разучивание песен о Новом годе.

Цель:знакомство с трудом людей творческих профессий, воспевание красот и достопримечательностей города.

 

Беседа «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник «Новогодний карнавал»

Цель: создать у детей радостное настроение

 

 

 

 

 

 

 

Оформление папок-передвижек «Домашний концерт», «Музыкальные занятия и роль воспитателя в нём».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

 

 

Развлечение «Рождественские колядки»

Цель: знакомить детей с традицией празднования Рождества Христова,рас-ширять знания детей о народных праздниках

Тематическая беседа «Строна моя родная», использование муз.-дидактических игр «Музыкальная шкатулка «Русские напевы».

Цель: знакомить детей с устным народным творчеством

 

 

«Праздник Солнца»

Цель: Воспитывать интерес к национальным традициям, традициям своего края.

 

Выставка фотоэтюдов с элементами фольклора.

 

 

 

 

Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Воспитательно-образовательный процесс в группах строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются  музыкальные развлечения и праздники. Кроме того я предлагаю воспитателям тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей интегрированной образовательной деятельности, как ее лучше преподнести.   Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Проводятся народные календарные праздники : Масленица, Осенины.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми,    особенно  мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Праздник 23 февраля-это всегда торжественное мероприятие, которое я провожу в тесном контакте с инструктором по физкультуре.

  Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему  Великой Победы. В день Победы мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Но рядом с нами есть и те, для которых война стала частью их детства, которые знают о войне не понаслышке. Это дети военных лет - бабушки и дедушки родителей наших воспитанников, педагогов. Именно поэтому мы сочли необходимым на основе инновационной деятельности развивать желание детей узнать как можно больше о ВОВ через призму историй своей семьи, своих близких. Ярким событием был концерт для детей войны «Не забудем их подвиг Великий», «Поклонимся Священным тем годам», традиционные праздники, посвященные дню 8 марта. Со слезами на глазах дети войны слушали воспитанников. Концерты для детей войны стал традицией для детского сада. Большой эмоциональный отклик вызывают традиционные посещения музея «Дети войны», с которым мы сотрудничаем вот уже несколько лет. Созданные нами «Живая книга памяти», «Рассказ о старом солдате», «Письмо дочурке», книга поэта и ребенка войны В.Т. Горловой собрали беседы, интервью, рисунки и другой информационный материал по теме. Всё это вызвало у родителей и ветеранов положительный отклик. Педагоги с родителями воспитанников по крупицам собрали воспоминания бабушек и прабабушек детей, которые посещают наш детский сад.

  Одним из этапов  нравственно-патриотического воспитания  является  использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми, играют в оркестре.

  В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с родным городом, краем их прошлым и настоящим, природой. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. В детском саду создан уголок с символикой Мончегорска . Мы проводим экскурсии и музыкальные досуги в честь Дня Рождения города.

Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни,  а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×