Формирование правовой культуры старшеклассников ☼
Автор: Галлер Татьяна Робертовна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Галлер Татьяна Робертовна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
Муниципального общеобразовательного бюджетное учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Оренбурга
Российское общество переживает сложный этап своего становления, ведется интенсивный поиск новой системы ценностей, формируются основы гражданского общества, способного обеспечить гражданам реализацию демократических прав и свобод.
Особенно актуальными стали вопросы соотношения законности и свободы личности, гражданской ответственности, развития правосознания, поскольку обеспечение прав человека не совместимо с анархией, вседозволенностью, произволом, а свобода в существующих нравственных и правовых нормах означает такой вариант поведения субъекта, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением общества и государства. Всё это отражает специфику управления процессами овладения правовой информацией, включения старшеклассников в жизнь общества через правовое обучение и воспитание. Поэтому, актуальной составляющей частью содержания школьного образования становится изучение документов о правах человека наряду с нормами международного и российского законодательства.
Общеизвестно, что юридические знания рассматриваются на современном этапе как важнейший феномен культуры, от которого зависит создание гражданского общества и правового государства.
В связи с этим особую значимость для теории и практики современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для формирования правовой культуры старших школьников. Её решению будет способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает в качестве результата становление правовой зрелости и функциональной грамотности старшеклассников.
Правовая культура - специфический феномен правового сознания, содержание которого меняется в ходе общественного развития.
Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение прав каждым отдельным членом общества. Основная цель изучения правового курса заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умения жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями. В 2005-2006 учебном году в учебный план МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Оренбурга (9-е классы, предпрофильная подготовка) был включен элективный курс «Права человека». Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы старших школьников. Цель курса – способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве, дать им информацию о правах и свободах, необходимую для развития личности в соответствии с демократическими, гуманистическими идеалами. Задачи курса:
-на I (теоретическом) этапе помочь старшеклассникам овладеть основным массивом знаний о правах человека, познакомить их с концепцией прав человека;
-на II этапе (практико-ориентированном) через работу с документами сформировать у учащихся умения реализовывать права человека на практике.
Курс рассчитан на 17 часов (II полугодие), из них теоретическая часть – 9 часов, практико-ориентированная – 8 часов.
По окончании изучения курса учащиеся должны:
1. усвоить ряд сведений из истории становления идеи прав человека;
2. овладеть навыками работы с различными источниками информации, умению сравнивать, анализировать, делать выводы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Инструментарий для оценивания результатов.
Критерием эффективности служит, с одной стороны, написанная и публично представленная творческая работа (реферат, проект), с другой - материалы анкетирования учащихся (повышение нравственно-правовой культуры учащихся, способность ответственно относиться к правам и обязанностям, к выполнению гражданского долга). Содержание программы. Первый раздел (теоретический) «Идея прав человека в истории человечества» включает в себя анкетирование учащихся, знакомство с понятием «право», знакомство с ролью личности в античную эпоху и средние века, с появлением гражданского общества в Новое время.
Второй раздел (практико-ориентированный) «Современное понимание прав человека» включает в себя работу над проектом «Права человека», знакомит школьников с современными документами и организациями, защищающими права человека. Работа над проектом завершается публичной защитой, а также проводится итоговая диагностика интеллектуального потенциала учащихся.
Элективный курс «Права человека» даёт девятиклассникам информацию о правах и свободах, способствуя подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве. Знания, полученные на этом этапе необходимы для успешного дальнейшего изучения курса «Право» в старших классах. Отличительными чертами курса являются его интегрированность и практическая направленность. Он универсален, так как используется на этапе предпрофильной подготовки для самоопределения ученика в профильном обучении. Эти особенности являются очевидным признаком соответствия курса современным требованиям к организации учебного процесса.
Программа курса «Право» была введена в МОБУ «СОШ № 76» г. Оренбурга в 2006-2007 учебном году. Она составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, рассчитана на обучение школьников 10-11 классов и является логическим продолжением элективного курса «Права человека».
Данный курс ориентирован на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.
Цель курса – формирование правовой культуры и правового сознания старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.
Задачи курса:
-формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве.
Курс рассчитан на 68 часов в год в 10-11-м (социально-экономическом) классе при 2-х часах в неделю и на 34 часа в год в 10-11-м (общеобразовательном) классе при 1-м часе в неделю.
Содержание программы. В 10-м классе школьники знакомятся с историей происхождения государства и права, основными вопросами по теории государства и права, с конституционным правом и правовой культурой. В 11-м классе учащиеся изучают основы избирательного, гражданского, семейного, уголовного, трудового, административного, жилищного, налогового, международного права, а также проблемы правового регулирования в различных сферах общественной жизни. Курс «Право» (10-11 класс) способствует становлению правовой культуры и правового сознания старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.
Он содействует также формированию правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом пространстве.
Содержание программы, включающей основные вопросы по теории государства и права, элементарные аспекты существующих отраслей права позволяет выпускникам школы успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Задача создания в России правового государства, развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных проблем современной общественной жизни страны. Очевидно, что правовое государство невозможно без граждан, уважающих дух и букву закона, обладающих высоким уровнем духовно-нравственного развития. Трудно переоценить роль образования в становлении человека, наделенного всеми необходимыми качествами свободного и ответственного перед государством, страной, другими людьми гражданина.
В целом, мы пришли к выводу, что изучение в школьном курсе предмета «Право» способствует четкой профессиональной ориентации учащихся и успешной сдаче итоговой аттестации выпускниками средней школы (см. схему).
Схема «Практическая значимость правовых знаний в жизни человека»
SHAPE \* MERGEFORMAT
Практическая значимость правовых знаний в жизни человека
|
9 класс
предпрофильная подготовка
|
10-11 класс
профильное обучение
|
Предметные олимпиады:
-по обществознанию;
-по праву;
-по избирательному праву
|
Интеллектуальные конкурсы:
-«Имею право»;
-конкурс молодежных законодательных инициатив
|
Профильные курсы:
-право;
-обществознание;
-экономика
|
НПК
|
ЕГЭ
|
SHAPE \* MERGEFORMAT
Профессиональный
выбор
|
Экономика
|
Психология
|
Юриспру-денция
|
Менеджмент
|
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В
УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Галлер Татьяна Робертовна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Оренбурга
Российское общество переживает сложный этап своего
становления, ведется интенсивный поиск новой системы ценностей, формируются
основы гражданского общества, способного обеспечить гражданам реализацию
демократических прав и свобод.
Особенно актуальными стали вопросы соотношения
законности и свободы личности, гражданской ответственности, развития
правосознания, поскольку обеспечение прав человека не совместимо с анархией,
вседозволенностью, произволом, а свобода в существующих нравственных и правовых
нормах означает такой вариант поведения субъекта, в котором реализация его
здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением общества и
государства. Всё это отражает специфику управления процессами овладения
правовой информацией, включения старшеклассников в жизнь общества через
правовое обучение и воспитание. Поэтому,
актуальной составляющей частью содержания школьного образования становится
изучение документов о правах человека наряду с нормами международного и
российского законодательства.
Общеизвестно, что юридические знания рассматриваются
на современном этапе как важнейший феномен культуры, от которого зависит
создание гражданского общества и правового государства.
В связи с этим особую значимость для теории и практики
современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для
формирования правовой культуры старших школьников. Её решению будет
способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает
в качестве результата становление правовой зрелости и функциональной
грамотности старшеклассников.
Правовая культура - специфический
феномен правового сознания,
содержание которого меняется в ходе общественного развития.
Правовая
культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности
государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и
соблюдение прав каждым отдельным членом общества. Основная цель изучения правового курса заключается в воспитании свободной,
осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую
отличают устойчивые нравственные качества и умения жить плодотворной жизнью в
мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель
реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их
возрастными особенностями. В 2005-2006 учебном году в
учебный план МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Оренбурга (9-е
классы, предпрофильная подготовка) был включен элективный курс «Права
человека». Элективные
курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что
позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы старших
школьников. Цель курса – способствовать подготовке
учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве, дать им информацию о
правах и свободах, необходимую для развития личности в соответствии с
демократическими, гуманистическими идеалами. Задачи
курса:
-на I (теоретическом) этапе помочь старшеклассникам
овладеть основным массивом знаний о правах человека, познакомить их с
концепцией прав человека;
-на II этапе (практико-ориентированном) через работу с
документами сформировать у учащихся умения реализовывать права человека на
практике.
Курс рассчитан на 17 часов (II
полугодие), из них теоретическая часть – 9 часов, практико-ориентированная – 8
часов.
По окончании
изучения курса учащиеся должны:
1. усвоить ряд сведений из истории становления идеи прав человека;
2. овладеть навыками работы с различными источниками информации,
умению сравнивать, анализировать, делать выводы, вести дискуссию,
аргументировать свою точку зрения. Инструментарий для оценивания результатов.
Критерием эффективности служит, с одной стороны, написанная
и публично представленная творческая работа (реферат, проект), с другой -
материалы анкетирования учащихся (повышение нравственно-правовой культуры
учащихся, способность ответственно относиться к правам и обязанностям, к
выполнению гражданского долга). Содержание программы. Первый раздел (теоретический) «Идея прав человека в
истории человечества» включает в себя
анкетирование учащихся, знакомство с понятием «право», знакомство с
ролью личности в античную эпоху и средние века, с появлением гражданского
общества в Новое время.
Второй
раздел (практико-ориентированный) «Современное понимание прав человека»
включает в себя работу над проектом «Права человека», знакомит школьников с
современными документами и организациями, защищающими права человека. Работа
над проектом завершается публичной защитой, а также проводится итоговая
диагностика интеллектуального потенциала учащихся.
Элективный курс «Права человека» даёт девятиклассникам
информацию о правах и свободах,
способствуя подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом
государстве. Знания, полученные на этом этапе необходимы для успешного
дальнейшего изучения курса «Право» в старших классах. Отличительными
чертами курса являются его интегрированность и практическая направленность. Он
универсален, так как используется на этапе предпрофильной подготовки для
самоопределения ученика в профильном обучении. Эти особенности являются
очевидным признаком соответствия курса современным требованиям к организации
учебного процесса.
Программа курса «Право» была введена в МОБУ «СОШ № 76»
г. Оренбурга в 2006-2007 учебном году. Она составлена в соответствии с
Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, рассчитана на обучение школьников 10-11 классов и является
логическим продолжением элективного курса «Права человека».
Данный курс ориентирован на реализацию современной
системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно
решение целого комплекса общественных проблем.
Цель курса – формирование правовой культуры и правового
сознания старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования
и профессии.
Задачи курса:
-формирование
правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только
правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить
правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом
пространстве.
Курс рассчитан на 68 часов в год в 10-11-м
(социально-экономическом) классе при 2-х часах в неделю и на 34 часа в год в 10-11-м
(общеобразовательном) классе при 1-м часе в неделю.
Содержание
программы. В 10-м классе школьники
знакомятся с историей происхождения государства и права, основными вопросами по
теории государства и права, с конституционным правом и правовой культурой. В
11-м классе учащиеся изучают основы избирательного, гражданского, семейного,
уголовного, трудового, административного, жилищного, налогового, международного
права, а также проблемы правового регулирования в различных сферах общественной
жизни. Курс «Право» (10-11 класс)
способствует становлению правовой культуры и правового сознания
старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и
профессии.
Он содействует также формированию правовой
компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую
грамотность, но и правовую активность, умение
ориентироваться в правовом пространстве.
Содержание программы, включающей основные вопросы по теории государства и права, элементарные
аспекты существующих отраслей права позволяет выпускникам школы успешно
подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Задача создания в России правового государства,
развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных проблем
современной общественной жизни страны. Очевидно, что правовое государство
невозможно без граждан, уважающих дух и букву закона, обладающих высоким
уровнем духовно-нравственного развития. Трудно переоценить роль образования в
становлении человека, наделенного всеми необходимыми качествами свободного и
ответственного перед государством, страной, другими людьми гражданина.
В целом, мы пришли к выводу, что изучение в школьном курсе
предмета «Право» способствует четкой профессиональной ориентации учащихся и
успешной сдаче итоговой аттестации выпускниками средней школы (см. схему).
Схема «Практическая значимость правовых
знаний в жизни человека»
"Практическая значимость правовых знаний в жизни школьника"
9 класс - предпрофильная подготовка
10-11 класс - профильное обучение
1) Профильные курсы 2) НПК 3) Предметные олимпиады 4) Интеллектуальные конкурс
-обществознание -обществознание -"Имею право"
-право -право -конкурс молодежных
-экономика -избирательное право законодательных
инициатив
ЕГЭ
Профессиональный выбор
Экономика Психология Юриспруденция Менеджмент
SHAPE
\* MERGEFORMAT
Практическая значимость правовых знаний в жизни человека
|
9 класс предпрофильная подготовка
|
10-11 класс профильное обучение
|
Предметные олимпиады: -по обществознанию; -по праву; -по избирательному праву
|
Интеллектуальные конкурсы: -«Имею право»; -конкурс молодежных законодательных инициатив
|
Профильные курсы: -право; -обществознание; -экономика
|
НПК
|
ЕГЭ
|
Профессиональный выбор
|
Экономика
|
Психология
|
Юриспру-денция
|
Менеджмент
|