Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества | Кирякова Любовь Юрьевна. Работа №148704
Автор: Кирякова Любовь Юрьевна
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования
словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством
устного народного творчества.
1.1. Проблемы формирования словаря у детей дошкольного
возраста в психолого – педагогической литературе 5
1.2. Особенности формирования словаря у детей младшего
дошкольного возраста 8
1.3. Роль устного народного творчества в формировании
словаря у детей младшего дошкольного возраста 10
Глава 2.Создание системы работы по формированию словаря
у детей младшего дошкольного возраста с использованием
устного народного творчества.
2.1. Диагностика по формированию словаря –
необходимое условие для организации работы с детьми младшего дошкольного возраста. 12
2.2 Цели и задачи по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества 14
2.3.Создание условий для формирования словаря посредством использования устного народного творчества у детей младшего дошкольного возраста в группе 15
2.4. Формы работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества 16
2.5. Взаимодействие педагогов ДОУ по формированию словаря посредством использования устного народного
творчества у детей младшего дошкольного возраста 18
2.6. Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по формированию
словаря посредством использования устного народного
творчества у детей младшего дошкольного возраста 19
Заключение 20
Список литературы
Приложение
Введение
Своевременное и полноценное формирование словаря в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и дальнейшем его успешное обучение в школе. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного и познавательного развития. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Бедный запас слов – названий и слов – понятий, суженные или неправомерно широкие понятия затрудняют общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, мешают полноценному общению и общему развитию ребенка. Дети, не владеющие достаточным словарным запасом, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей, испытывают большие трудности в обучении.
В последние десятилетия ситуация резко изменилась к худшему: более половины детей (55, 5%) приходит теперь в первые классы в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.
Большое внимание формированию словаря у детей дошкольного возраста придавали известные педагоги и психологи (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. Штерн, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.), которые считали, что формирование словаря является одной из главных задач в дошкольной педагогике и психологии.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания, через слово формируется нравственность, навыки поведения.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь и пополняют словарный запас. Проблема формирования словаря детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм на сегодняшний день имеет огромное значение.
Поэтому мы считаем, что формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества является актуальным, поскольку ребёнок в дошкольном возрасте должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.
Цель методической разработки: представления системы работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.
Задачи:
изучить научно – методическую литературу по проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством
использования
устного народного творчества.
выявить уровень развития по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством
использования
устного народного творчества.
систематизировать работу по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством
использования
устного народного творчества в условиях ДОУ.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.
Проблемы формирования словаря у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе.
Вопрос о состоянии словаря и о его методике развития является одним из актуальных вопросов.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребёнка.
Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - употребление их в речи. Развитие словаря ребёнка тесно связано с одной стороны с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны с развитием всех компонентов речи: фонетико – фонематического и грамматического строя речи.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественного развития, т.е. овладение значением слова.
По мнению Л.С. Выготского развитие значений слова представляет собой развитие понятий.[4]
У ребёнка развитие значения слова может сводиться только к чисто внешним и количественным изменениям ассоциативных связей, объединяющих слово и значение, к обогащению этих связей.[2;c.26]
Л.С. Рубинштейн считал, что подлинное слово живой речи, в отличие от знака, произвольно устанавливаемого, имеет свою историю, в ходе которой оно обретает своё не зависимое значение. Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно не просто было выучено, а в процессе употребления, употребляя реальные потребности говорящего, включалось в его жизнь и деятельность.[13;c.397]
По данным Д.Б. Эльконина рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания.[16]
В. Штерн предположил, что «… в момент скрещивания речи и мышления у ребёнка происходит открытие значения слова». [5;c.388]
Первые осмысленные слова, произносимые ребёнком, появляются к концу первого – началу второго года. В. Штерн говорит, что каждая вещь имеет своё название.[2;c.32]
Способ усвоения слов у маленьких детей представляет некое пассивное расширение словаря. Новое слово возникает у ребёнка, как условный рефлекс. Если подсчитать количество слов приобретённых ребёнком, можно увидеть, что малыш приобретает столько слов, сколько дают ему окружающие.
В 1,5 – 2 года происходит решительный перелом: ребёнок сам спрашивает, как называется предмет, и сам выискивает недостающие ему слова, активно начинает расширять свой словарь.
По данным Штерна:
К 1,5 годам насчитывается около 100 слов.
К 2 годам – 200 – 400 слов.
К 3 годам – 1000 – 1100 слов.
К 4 годам – 1600 слов.
К 5 годам – 2200 слов.
Итак, мы имеем три момента:
с
качкообразное увеличение словаря;
пору детских вопросов;
переход к активному расширению детского словаря.
В. Штерн, который установил эти компоненты, выдвинул следующую теорию: ребёнок ведёт себя так, как будто он понимает, что каждая вещь имеет своё имя. [5;c.380]
Большое внимание развитию речи детей, уделял чешский педагог Я.А. Коменский. В работе с детьми он предлагает использовать ритмические прибаутки, стихи, художественные рассказы, басни. Даёт круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии их возрастом. Уделяет внимание наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала.[1]
Близким по содержанию обучения и методическим рекомендациям к трудам Я. Н. Коменского, являются труды швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. В обучении родному языку он выдвинул 3 основные задачи:
обучение звуку, или средству развития органов речи;
обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами;
обучение ре
чи, или средству научить
ся ясно, выражаться о предметах.
В основе обучения слову лежит принцип наглядности.[1;c.28-29]
Идеи Коменского и Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.
В русской педагогике о формировании словаря детей говорили многие, но одним из первых был К. Д. Ушинский. Ушинский положил принцип народности.
К.Д. Ушинский считал, что, усваивая родной язык, ребёнок усваивает, не одни только слова, их сложения видоизменения, но и бесконечное множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Практическое освоение языка – необходимая основа для изучения языка в школе.[1;c.33]
Последовательницей идей Ушинского является его ученица Е.Н. Водовозова – известная в те годы писательница и педагог. Вслед за своим учителем, Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Она изложила программу развития родной речи и методику использования русского фольклора. По мнению Водовозовой, использование произведений устного народного творчества: сказок, песен, поговорок, загадок, является основой для формирования словаря у детей.[1;c.33-34]
А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.[7]
В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня развития речи, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.[2;c.354]
На основе анализа отечественных и зарубежных исследователей количественные данные о словарном запасе от 1 года до 7 семи лет, приведенные Н.А. Рыбниковым, совпадают с данными Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и других: максимальный рост словаря наблюдается в период с 2-х до 5 лет.
В трудах Тихеевой Е.И. представлена стройная система над словом.
Ф.А. Сохин считал, что «в области развития словаря совершенствование содержания и методов должно состоять в преодолении узкого понимания задач, обогащения словаря детей».[2;c.151]
В работах О.С. Ушаковой говорится, о развитии словаря детей 3-х - 4-х лет, где основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.[15]
Из выше сказанного можно сделатьвывод, что формирование словаря является важной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии. Это важное качество не даётся человеку от рожденияоно приобретается и совершенствуется в практической деятельности в течение всей его жизни.
Особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.
Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Формирование словаря понимается как длительный процесс: количественное накопление слов, освоение их социально-закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Обогащение и активизацию словаря, необходимо начинать с самого раннего возраста ребёнка.
В этом возрасте основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем. Слово у ребёнка часто оказывается недостаточно обобщённым, а в ряде случаев понимание его ребёнком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подставки знакомых слов на место незнакомых, поэтому надо чаще ставить вопросы: «Что это? Покажи, где...?» - для правильного соотнесения предмета и слова, его обозначающего. Уже в младшем возрасте следует обращать внимание на активизацию не только имен существительных, но и прилагательных и глаголов в речи детей.
К трём годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных.Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. В своих высказываниях он употребляет почти все части речи, одновременно развивается мышление, память, воображение .[3;c.39-40]
Третий год жизни у ребенка характеризуется широким диапазоном индивидуальных у негоразличий в речевом развитии, понимает происходящее, включается в него эмоционально, откликается вокализациями.[11;c.5]
Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать свои мысли, желания, чувства и намерения. Он не только воспринимает окружающий мир, но и пытается высказывать своё мнение о том, что видит, своё отношение к происходящему. К четырём годам словарь ребёнка доходит до 2000 слов, постоянно расширяется, инициатива в общении всё чаще исходит от детей.[6]
Ещё одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объём по сравнению со словарём взрослого, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающих значительно уступает объёму знаний взрослого человека.
Итак, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка. Важно организовать среду вокруг ребёнка, использовать повседневную жизнь, включая элементарные классификации предметов и вещей окружающих его, больше использовать лексических упражнений, словесных дидактических игр.
Роль устного народного творчества в формировании словаря у детей младшего дошкольного
возраста.
Сегодня в век компьютеров, интернета, полётов в космос трудно себе представить, что наши деды и прадеды жили и умирали, окружённые особым культурным полем. Суть этого поля – народные традиции: хороводы, песни, посиделки и многое другое. Всё это окружало человека с тех пор, как появилась речь.
Народная мудрость – это то, что человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов до ухода в иной мир. И чем раньше мы начнём вводить детей в мир народной культуры, тем лучших добьёмся результатов.
Русский фольклор – пример высокой духовной культуры нашего народа и значение его в формировании словаря детей трудно переоценить.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь и пополняют словарный запас детей.
Знакомство детей с народным творчеством, лучше начинать с потешек, колыбельных песенок. Напевность, особый ритм которых учат детей плавному произношению фраз, предложений. В них изобилие слов – признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т. п.
Важную роль в развитии речи ребёнка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песенки, так как они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в будущее. Именно это и нравится детям в малых фольклорных формах. Они удовлетворяют рано возникающую потребность в художественном слове.[12]
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности, умеют подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, они учат слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивают чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.[14;101]
Особым жанром являются пословицы и поговорки. Их называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. При подборе пословиц и поговорок необходимо учитывать, чтобы они были доступны пониманию детей дошкольного возраста. При этом у детей развивается речь, пополняется словарный запас.[12;c.16]
Загадки – полезное упражнение для детского ума, одна из малых форм устного народного творчества, в которых в определённо сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, её назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к её языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Они дают ребёнку большое число новыхили малознакомых для него слов, помогают ребёнку увидеть вторичные значения слов.[9]
Сказки – сокровищница народной мудрости, могучее средство воспитания, которые осуждают леность, жадность, трусость и другие отрицательные качества, а воспитывают смелость, смекалку, умение найти выход из положения, любовь к Родине. С помощью их ребёнок с раннего возраста учится отличать хорошееот плохого.
Сказка должна соответствовать возрасту ребёнка, быть небольшой по объёму, интересной по содержанию, динамичной, яркой и иметь специфический языковый стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Язык сказок очень красив:
- певуч и поэтичен;
- содержит много метафор и образных сравнений;
- метких и поучительных пословиц и поговорок.
Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и одновременно учат жить, говорить и мыслить.[10]
Отсюда следует, что использование малых фольклорных форм в работе с детьми по формированию словаря позволяет повысить уровень речевого развития детей.
Глава 2. Создание системы работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества.
2.1. Диагностика по формированию словаря - необходимое условие для организации работы с детьми младшего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется задаче накопление и обогащение словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.
С целью выявления уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста было проведено диагностическое обследование, которое проводилось в период с сентября 2011 года по май 2012 года.
Задачи диагностического обследования состояли в следующем:
.установить умение детей обозначать название предмета, его признаков,
качеств, и действий;
. выявить умение детей понимать и называть обобщающие слова;
.определить умение детей использовать части речи в свободном общении.
В исследовании принимало участие 15 детей младшей группы (из них 8 мальчиков и 7 девочек). Для оценки уровня развития словаря нами были использованы задания из методики комплексных речевых занятий, разработанных в лаборатории развития речи Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии образования под руководством О.С. Ушаковой.[8] ( Приложение №1)
Правильность выполнения задания оценивалась по следующим критериям:
Умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кукла) и отвечающие на воп
росы: «Кто это?», «Что это?»;
Умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные име
нем прилагательным (красивая) и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?»;
Умение называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»;
Умение употреблять обобщающие слова («одежда», «игрушки» …).
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам):
3 балла – ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла – получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл – ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания
При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить
уровни речевого развития:
I (высокий) – 22 – 27 б.
II (средний) – 17 - 21 б.
III (низкий) – 9 – 16 б.
Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в таблицу. ( Приложение №2)
В начале года при выполнении заданий детьми были получены следующие данные:
Уровень развития словаря
Количество детей
Количество детей, %
I уровень
(высокий)
3
20%
II уровень
(средний)
6
40%
III уровень
(низкий)
6
40%
Анализ результатов диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста даёт возможность говорить о недостаточном уровне сформированности словаря. 6 детей показали низкий уровень развития словаря:
- дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания – они не могут ни самостоятельно, ни с помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»;
- не все могут самостоятельно или с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?»;
- не все могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»;
- не все употребляют в речи обобщающие слова.
Отсюда следует вывод, что необходимо вести более углублённую работу по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста, требующую правильного руководства, активизации детей в разных видах деятельности.
2.2 Цели и задачи по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.
Проанализировав уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста, поставила перед собой главную цель.
Цель: Формировать уровень словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования разных форм работы по устному народному творчеству.
Исследуемые задачи:
1.Обогащать словарь детей новыми словами, усвоить с детьми ранее неизвестные слова, а также новые значения ряда слов уже имеющихся в лексиконе.
2.Закрепить и уточнить словарь.
3.Активизировать словарь
Учитывая интерес малышей к потешкам, сказкам и загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей.
2.3.Создание условий для формирования словаря посредством использования устного народного творчества у детей младшего дошкольного возраста в группе.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Самым привычным местом пребывания для детей младшего дошкольного возраста является группа, в которой предметно – развивающая среда и красочное оформление вызывает у них положительное отношение к процессу. В группе есть всё необходимое для работы по формированию словаря посредством использования устного народного творчества: шапочки для подвижных игр - в физкультурном уголке; дидактические игры по формированию словаря – в уголке по развитию речи; театрализованный уголок с различными видами театров; книжный уголок с книжками и иллюстрациями по устному народному творчеству; уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для народных сказок ; по многим литературным произведениям имеются СД - диски.
Яркая среда привлекает внимание детей, и они с удовольствием находят занятия по интересам (Фотоприложение).
Итак, предметно – развивающая среда, созданная в нашей группе, играет немаловажную роль в создании эмоционально комфортной атмосферы, что положительным образом сказывается на формировании словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.
2.4.Формы работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.
Задача накопления и обогащения словаря в ДОУ решается в организации и проведении непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности через разные виды деятельности.
Работу проводила через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» в разных видах деятельности (Приложение №3)
Знакомство с устным народным творчеством начинала с малых форм фольклора ( потешки, колыбельные песенки, пестушки). Чтобы малыши их быстрее и лучше могли запомнить, использовала дидактический материал. (Приложение №4)
Знакомство с потешками начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность рассмотреть игрушку, рассказывала о персонаже потешки, его особенностях, о значении новых слов, которые дети услышат в потешке. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку, но и самим проговорить, обыграть ее. Малыши всей группой учились двигаться, как лисичка, зайчик, курочка и т.д. Потешки использовала во всех режимных моментах. (Приложение №5)
Использовала регулярно потешки в комплексах утренней гимнастики. (Приложение №6).
Всё это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем весёлую потешку, песенку, а затем использовать её во время сюжетно – ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Удивительно быстро многие слова песенок, потешек переходят в активный словарь детей.
В режимных моментах использовала фольклорные подвижные игры(Приложение№7), игры – забавы(Приложение№8), содержащийся в них фольклорный материал помогает детям овладевать родной речью.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяла большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы (Приложение №9).
Для активизации словаря детей систематически использовала дидактические игры во всех видах деятельности. ( Приложение №10)
Мною в работе для овладения детьми словарём на прогулке в наблюдениях и в подвижных играх использовались заклички (Приложение №11)
В образовательной деятельности с детьми использовала загадки, в которых названы яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают и оказывают на него эмоциональное воздействие. (Приложение № 12)
Провела серию занятий познавательного цикла (Приложение № 13) и по художественно - продуктивной деятельности (Приложение №14), где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря.
В процессе работы с детьми читала и рассказывала детям сказки, показывала иллюстрации и картинки, использовала театрализованную деятельность, задавала вопросы, требующие развёрнутого ответа. Поддерживала словотворчество и звукоподражание детей.
Для реализации задач по формированию словаря использовала перспективный план работы по ознакомлению с малыми формами детского фольклора (Приложение №14)
Таким образом, можно сделать вывод, что практическое применение методов, приёмов и системы дидактических игр, упражнений посредством устного народного творчеств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей детского коллектива и индивидуальных особенностей детей и оказывает влияние на формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.
2.5. Взаимодействие педагогов ДОУ в работе по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.
Успешное формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Комплексный подход педагогов к данной проблеме обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими в ДОУ.
Цель их совместной работы: обогащение, увеличение и активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста посредствам использования устного народного творчества. Для реализации поставленной цели была создана комплексная модель взаимодействия педагогов ДОУ. (Приложение 15)
Для того, чтобы сформировать словарь у детей посредствам устного народного творчества педагоги имеют представления о малых фольклорных формах и его развивающем потенциале. С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов проводила семинар – практикум на тему: «Народные игры» (Приложение№16); тематическую консультацию «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» (Приложение №17).
Немаловажную роль в формировании словаря у детей младшего дошкольного возраста играет посещение этнографическо-краеведческого музея русского народного быта и творчества «Горенка», в котором они знакомятся с новыми словами (сундук, самовар, чугунок и т. д.) и видами устного народного творчества (Приложение № 18).
Высокий уровень формирования словаря посредством использования устного народного творчества возможен только тогда, когда педагоги объединены единым виденьем проблемы (Приложение № 19).
2.6. Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по формированию словаря с использованием устного народного творчества у детей младшего дошкольного возраста.
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей, и специалистов. Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия:
объединить усилия взрослых для успешного формирования словаря
каждого
воспитанника группы;
сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.
Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе проводим следующую работу:
Анкетирование. Нас интересовало, используют ли родители малые фолькл
орные формы в общении с детьми
(Приложение№20)
;
Индивидуальные встречи с родителями, которые мы выстраивали в процессе общения с каждой семьей в течение всего года
;
Консультации. Например,
«Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста»
(Приложение №23)
;
Семинары – практикумы, где родители имеют возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковыми играми, играми со сказкой. А впоследствии самим поделиться накопленным опытом.
Например, семинар – практикум «Использование устного народного творчества в работе с детьми» (Приложение №21)
;
Родительские собрания, являющиеся одной из эффективных форм педагогич
е
ской культуры родителей
;
Газета ДОУ «Теремок», с которой можно знакомиться и играть дома вместе с ребёнком. Один из выпусков газеты был посвящён формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста (Приложение №24)
.
Итак, такое взаимодействие с родителями значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в полноценном формировании словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.
Заключение.
В процессе разработки данной темы, передо мной встала главная задача – изучить динамику уровня формирования словаря посредством использования устного народного творчества у детей младшего дошкольного возраста. На основе анализа словесной деятельности детей удалось выявить, какие произошли изменения в результате проведённой работы.
В конце учебного года было проведено итоговое диагностическое обследование с детьми младшего дошкольного возраста. В обследовании приняло участие 15 детей.
Анализ диагностического обследования позволил определить уровень развития словаря :
Уровень развития словаря
Количество детей
Количество детей, %
I уровень
(высокий)
9
60%
II уровень
(средний)
6
40%
III уровень
(низкий)
0
0%
Заключительная диагностика показала, что малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить с взрослыми, охотнее общаться со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинками.
Сравнение результатов итоговой и начальной диагностики показало, что работа, направленная на формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества, дала положительный эффект - в группе увеличилось количество детей, которые показали высокий уровень словаря на 6 человек. Детей с низким уровнем словаря – в группе к концу года нет.
Целенаправленное формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества подразумевало включение различных видов деятельности, а также использование наглядного материала. Задачи, поставленные в работе, решались поэтапно.
Весь процесс формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества осуществлялся на основе интегрированного участия всех педагогов ДОУ.
В работе над формированием словаря особенно важно участие родителей. Ведь именно процесс совместной деятельности и свободного общения детей и родителей, проведение совместных с родителями мероприятий, направленных на решение общих задач, имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что направленная, систематическая работа по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества, создаёт благоприятные условия для накопления, обогащения и активизации словаря.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования
словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством
устного народного творчества.
Проблемы формирования словаря у детей дошкольного
возраста в психолого – педагогической литературе 5
Особенности формирования словаря у детей младшего
дошкольного возраста 8
Роль устного народного творчества в формировании
словаря у детей младшего дошкольного возраста 10
Глава 2.Создание системы работы по формированию словаря
у детей младшего дошкольного возраста с использованием
устного народного творчества.
2.1. Диагностика по формированию словаря –
необходимое условие для организации работы с детьми младшего дошкольного возраста. 12
2.2 Цели и задачи по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества 14
2.3.Создание условий для формирования словаря посредством использования устного народного творчества у детей младшего дошкольного возраста в группе 15
2.4. Формы работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества 16
2.5. Взаимодействие педагогов ДОУ по формированию словаря посредством использования устного народного
творчества у детей младшего дошкольного возраста 18
2.6. Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по формированию
словаря посредством использования устного народного
творчества у детей младшего дошкольного возраста 19
Заключение 20
Список литературы
Приложение
Приложение № 1.
Определение уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста (проводится индивидуально).
Цель: выявления уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Содержание:
Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); отдельные предметы: одежды, мебели).
Ход обследования
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:
Задание 1. Как зовут куклу. Придумай ей имя.
Называет имя в предложении («Я хочу назвать ее Марина») – 3 балла
Дает имя (одним словом) – 2 балла.
Не дает имя (повторяет слово «
К
укла») – 1 балл.
Задание 2.Скажи, какая Марина?
Называет два слова и более («
К
расивая, нарядная») – 3 балла.
Называет одно слово («
Х
орошая») – 2 балла.
Не называет качеств, признаков (повторяет слово «
К
укла») – 1 балл.
Задание 3. Что на ней (Марине) надето?
самостоятельно называет более двух предметов одежды («
В
зеленом платье, белых носочках») – 3 балла.
с помощью вопросов
педагога: «Что это? Покажи...
» («Это - носочки, это – платье») – 2 балла;
3) показывает предметы одежды, но не называет – 1 балл.
Задание 4.Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носки, это ...?);
называет обобщающие слова («
О
дежда», «
в
ещи») – 3 балла;
называет другие виды одежды (
«Т
русики
», «
колготки
», «
кофта
»)
– 2 балла;
повторяет слова, которые назвал педагог (
«П
латье
», «
носочки
»
) – 1 балл
Задание 5. Какая одежда надета на Марине?
1) называет более двух слов («Рубашка», «майка», «брюки») – 3 балла;
2) называет два предмета одежды («сарафан», «майка») – 2 балла;
2)называет только одно слово («платье»; или перечисляет обувь («тапочки, туфли») – 1 балл.
Задание 6. Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею).
ребенок называет все действия – 3 балла;
называет два действия («встала
»
,
«
подняла руку») – 2 балла;
называет одно слово – действие («стоит» или «сидит») - 1 балл
.
Задание 7. Что можно делать с куклой?
более двух слов («укладывать спать
»
,
«
качать ее
»
,
«
играть») – 3 балла;
называет два
действия («катать в коляске»,
«кормить куклу») – 2 балла;
одно слово («играть») – 1 балл.
Задание 8. Попроси Марину вежливо, чтоб она встала, села.
использование прямой речи и вежливых форм («Марина, встань, пожалуйста») – 3 балла;
название двух глаголов в повелительной форме («встань
»
,
«
сядь») – 2 балла;
название действий не в требуемой форме («встать
»
,
«
сесть») – 1 балл.
Задание 9. Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть ... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть).
ребенок заканчивает все предложения – 3 балла;
заканчивает два предложения – 2 балла;
называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу) – 1 балл.
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. – М.: Академия. 1997. – 400с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития детей дошкольного возраста. – М.: Изд. Центр «Академия». 1999. – 560с.
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Ёлкина Н.В. и др. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль Академия развития: Академия Холдинг, 2001, - 256с.: ил. – (Детский сад: день за днём).
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.
: 1956. -322с
.
Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд. «Смысл», Изд. «Эскимо», 2004. – 1136с.
Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. – СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: « Олма - ПРЕСС», 2002. – 352с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.
; 1961
.
Диагностика речевого развития
дошкольников: Научно – методическое пособие/ Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1997. – 136с.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя дет. Сада. М.: «Просвещение», 1976. – 127с. С ил.
Минералова
И.Г. Детская литература. М.: Издательский центр «Владос», 2002.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Под редакцией Ушаковой О.С. 2- е изд., перераб. и доп. – М.: Т.Ц. Сфера, 2009. – 208с. – (Развиваем речь).
Романенко Л. Устное народное творчество// Дошкольное воспитание, 1990. - №7.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
–
СП
б.: Питер Ком, 1999. – 720с.
Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык// Дошкольное воспитание, 1999. - №7.
Ушакова О.С. Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: РАО, 1984.
Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет.
– М.: Просвещение, 1960. – 348с.