Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование социального опыта у детей с ОВЗ с помощью экскурсий | Кузнецов Сергей Владимирович. Работа №334000

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одним из механизмов социализации у детей, проживающих в центрах содействия семейному воспитанию является социальная адаптация, которая позволяет детям с проблемами в развитии активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами проживания. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. В связи с ограничением социальных связей у воспитанников, имеющих отклонения в развитии и проживающих в условиях интернета  процесс социализации затруднен. Для социальной адаптации в обществе важное место занимают экскурсии и прогулки за пределы учреждения. В статье описаны цели экскурсий, формы, этапы. Перечислены места эскурсий, в которых побывали мои воспитанники.

 

 

 

Формирование социального опыта у детей с ограниченными возможностями здоровьячерез проведение экскурсий и прогулок.

 

Кузнецов Сергей Владимирович,

воспитатель ЦССВ «Наш дом»

г. Москвы

 

Становление личности – это очень сложный процесс, в котором взаимодействуют различные факторы. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать свои способности, и насколько благополучно будет жить в социальном обществе. Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях специализированного учреждения, является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет детям с проблемами в развитии активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами проживания. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Социализацияэто двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. Дети в силу тяжести интеллектуального нарушения, быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях. У них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели. Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.

В связи с ограничением социальных контактов у воспитанников процесс их социализации затруднен. Поэтому, социализация воспитанников, проживающих в условиях центров содействия семейному воспитанию, выходит на первый план. В силу изолированности воспитанников, минимальных социальных связей подготовить к самостоятельной жизни в общество сложно.

В практике моей педагогической деятельности особое место занимают прогулки и экскурсии за пределы учреждения.

Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. Экскурсия – эффективная организационная формы работы по социальной адаптации.

В рамках воспитательной деятельности я использую организацию экскурсий с целью:

получения новой информации; закрепления и углубления знаний;

накопления жизненных фактов, обогащения жизненными образамисодержания учебного процесса, расширения кругозора;

развития наблюдательности, памяти, мышления, связной речи;

 

воспитания любознательности, внимательности, позитивных межличностных и нравственно-эстетических отношений;

осуществления связи обучения с жизнью, расширения сферы общения и социальных контактов.

Любой экскурсии предшествует подготовительная работа. Заранее продумываю цели, задачи, содержание и методы, план маршрута.Затем знакомлю воспитанников с темой и планом экскурсии, практическими заданиями, вопросами, на которые дети должны получить ответы, провожу инструктаж по технике безопасности по правилам дорожного движения,проверяю, чтобы дети были одеты по погоде. Обязательно проглатываем маршрут передвижения. Для неговорящих воспитанников используются карточки с изображением автобуса, метро, переходов. Вспоминаем, как пользоваться социальной картой в общественном транспорте.

Заключительный этап экскурсии проводим в Центре. Обязательно анализируем увиденное и услышанное, закрепляем полученные знания, делимся впечатлениями, просматриваем фотографии, узнаем мнения о мероприятии, отвечаем на вопросы. Итог экскурсииэто творческая работа воспитанников (рисунок, поделка). При планировании прогулки или экскурсии педагог должен помнить, что цель должна быть очень ясной, а объем новых познаний у детей должен быть ограниченным.

Формы проведения экскурсий могут быть самыми различными. Это и прогулки по городу, и тематические прогулки с наблюдениями признаков разных времен года, и различные экскурсии в учреждения города, ориентирование на улицах города и т.д.

Наши воспитанники постоянно нуждаются в постоянном общении с природой. Природоведческие экскурсии мы назвали «Экологической тропой». И в рамках данного вида экскурсий мы с воспитанниками посетили контактный зоопарк при московском зоопарке, музей «Дом Совы», антикафе «Ежики», зоологический музей при МГУ, «Ботанический сад», дельфинарий. А также во время прогулок мы посещали парки, где наблюдали и кормили уток в пруду, изучали повадки лошадей, наблюдали за природными изменениями. На таких экскурсиях дети закрепляют и обобщают представления о характерных признаках живой и неживой природы в разное время года, узнают об изменениях в жизни растений и животных, насекомых и птиц.

Такие мероприятия обогащают ребят с интеллектуальными нарушениями новыми понятиями и представлениями об окружающем мире, формируют навыки самостоятельного изучения родной природы, воспитывают доброе отношение ко всему живому.

Экскурсии культурно-просветительского плана. Данный вид экскурсии развивает у воспитанников кругозор, патриотизм. Ребята знакомились с историей и культурой своей страны, своего народа. С воспитанниками были посещены: Храм Христа Спасителя, парк Патриот, Политехнический музей, музей Космонавтики, музей «Битва за Москву», «Форум России» на ВДНХ, резиденцию деда Мороза. А ещё побывали в Китайском квартале и узнали, как празднуется китайский Новый год.

Профориентационные экскурсии. Не менее важной является работа по профессиональной ориентации воспитанников, что подразумевает знакомство с разнообразием профессий, их особенностями, необходимостью. С целью знакомства с профессиями и условиями труда были проведены экскурсии в пекарню магазина «Перекресток», в Пожарную часть №57 МЧС России, в парикмахерскую, в Сбербанк, в ателье, в магазины.

Цель этих экскурсий – не только познавательная, но и практическая: научить совершать покупки в магазинах, в аптеке лекарства. Во время этих экскурсий воспитанники знакомились не только с различными производственными операциями, но и с теми, кто их выполняет. В беседах с людьми о работе и достижениях рабочего коллектива, об отношении к ним со стороны товарищей по работе, общественных организаций, дети убеждались в том, что самое главное в жизни — это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние.

Восторг, радость, горящие глаза ребят! Яркие и положительные эмоции моих воспитанников лучшая оценка проведенной экскурсии или прогулки.

Таким образом, во время проведения прогулок и экскурсий необходимо показать воспитанникам, проживающих в ЦССВ на простых и доступных их пониманию явлениях, что все окружающее нас пространство, все объекты в нем существующие, необходимы людям и надо научиться относиться к ним бережно, внимательно, с интересом. Проводимая мною работа по социализации воспитанников через экскурсии и прогулки дает позитивные результаты. У детей формируется целостное восприятие окружающей действительности, обогащается кругозор конкретными представлениями о мире, вырабатывается эмоционально-положительное отношение к совместным творческим делам и мероприятиям. Воспитанники учатся быть независимыми в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей, равноправно с ними взаимодействовать.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×